Тестовый метод как форма контроля знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проанализировать возможности использования тестового метода контроля при обучении математике.
Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:
1. Рассмотреть тестовый метод как форму контроля знаний;
2. Рассмотреть практику использования тестового контроля знаний по математике;
3. Изучить методологию использования тестовых заданий в процессе изучения математики.

Работа содержит 1 файл

Введение 2.docx

— 49.05 Кб (Скачать)

Введение

Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно  отработанной методики контроля знаний. Проверка и оценка знаний, умений и  навыков учащихся - важное звено  учебно-воспитательного процесса. Необходимость контроля объясняется потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения. От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь, зависит результат учебной деятельности школьников, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности.

Система опроса учащихся играет важную роль. Чем больше учащихся удается  опросить на уроке, тем лучше. Частый опрос помогает не только более объективно выставить итоговые оценки, но и  позволяет учителю своевременно реагировать на пробелы в знаниях  учащихся. Методика быстрой проверки качества знаний учащихся позволяет сделать так, чтобы каждый ученик был опрошен на уроке и тут же узнал свою оценку, для учителя же проверка работ не является утомительным послеурочным занятием.

В условиях постоянного временного дефицита сложно осуществлять контроль знаний. С целью решения проблемы глубокого и прочного усвоения программы  каждым ребенком учителю необходимо отходить от традиционной структуры  занятий, строить их творчески, добиваться усвоения знаний учащимися непосредственно на уроке, исключая, таким образом, возможность перегрузки домашними заданиями.

В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые  побуждают к творческой работе. Один из них - тестовый контроль. Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление  ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной  работы. Это очень важная функция  тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать и учитывать личностные особенности каждого ребенка и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.

Актуальность  проблемы нашего исследования определяется: её высокой математической и прикладной ценностью; недостаточной разработанностью данной проблемы в методике и недочётами в знаниях учащихся о тестовом контроле.

Объект исследования - учебная деятельность младших школьников на уроках математики, в процессе которой формируются представления о работе с тестами.

Предмет исследования - знания, умения и навыки младших школьников  по предмету.

Таким образом, выполнение учащимися  тестовых заданий и последующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требуют от него поиска новых подходов в обучении и особенно в индивидуальной работе.

Целью данной работы является проанализировать возможности использования тестового метода контроля при обучении математике.

Для достижения данной цели в работе решались следующие задачи:

1. Рассмотреть тестовый  метод как форму контроля знаний;

2. Рассмотреть практику  использования тестового контроля  знаний по математике;

3. Изучить методологию  использования тестовых заданий  в процессе изучения математики.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой использование тестовой формы контроля обеспечивает высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования. Воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности. Развивает память, вариативно - логическое мышление, умение делать правильный выбор.

Для реализации поставленной цели проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую  литературу по данному вопросу;

2) разработать и апробировать  тесты разных видов с учётом  возрастных особенностей учащихся  начальных классов;

3) осуществить мониторинг  учебных достижений учащихся  с примене-нием тестов.

В процессе опытной работы использовались следующие методы:

- анализ психолого-педагогической  литературы;

- изучение опыта работы  учителей Казахстана и России;

- тестирование учащихся  начальных классов;

- наблюдение и сравнение;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный  результат эксперимента.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нём в качестве средства, обеспечивающего системность мониторинга качества усвоения ЗУН учащихся, используется тестовая форма контроля, совершенствующая владение логико-языковыми операциями мышления (полнота, прочность, гибкость, глубина) при осмыслении языковой информации тестов и способствующая формированию самоконтроля и самооценки. Разработана система разноуровневых тестов по математике, чтению, русскому языку и познанию мира, обеспечивающая учащихся с разным уровнем знаний включение в процесс познания, гарантирующая учёбу на максимальном для каждого обучающегося уровня успешности.

 

 

 

 

 

      1. Тестовый метод как форма контроля знаний
    1. Тест, как форма контроля знаний

Слово «тест» английского  происхождения и на языке оригинала  означает «испытание», «проверка». Тест обученности -- это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Правильно составленные тесты  обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

относительно краткими, требующими сжатых ответов;

информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования -- измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.

Если в основу классификации  тестов положить различные аспекты (компоненты) развития и формирования человеческих качеств, то она будет  выглядеть следующим образом:

1. Тесты общих умственных  способностей, умственного развития.

2. Тесты специальных способностей  в различных областях деятельности.

3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

4. Тесты для определения  отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.).

5. Тесты для определения  уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Применение тех или  иных тестов будет наиболее успешным и обеспечит надежные выводы лишь при условии правильного их сочетания  со всеми другими группами тестов. Поэтому тестовые испытания всегда имеют комплексный характер. Делать общие выводы, например, об уровне развития обучаемых на основе применения лишь тестов обученности было бы непростительной ошибкой. Когда ставится задача диагностирования обученности в связи с достижениями и развитием личности, нужно применять соответствующие виды тестовых заданий и предписанные им методики измерения, не забывая о локальном характере диагностирования.

При разработке тестов важно, насколько они соответствуют  запроектированным целям обучения, образования, развития обучаемых. Важнейшими критериями диагностических тестов обученности являются действенность (валидность, показательность), надежность (вероятность, правильность), дифференцированность (различимость).

Действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин «действенность» имеет, как минимум, два синонима -- валидность (от англ. valid -- имеющий значение, ценный) и показательность, представительность, трактуемые так же, как репрезентативность. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определенной категории обучаемых.

Четкая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных  знаний -- неотъемлемое условие действенности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован. Действенность теста определяется статистическими методами. Величина 0,7--0,9 свидетельствует о высокой действенности тестов обученности. Если же коэффициент корреляции достигает 0,45--0,55, то действенность теста считается удовлетворительной, при более низких значениях она считается неудовлетворительной.

Степень надежности характеризуется  стабильностью, устойчивостью показателей  при повторных измерениях с помощью  того же теста или его равноценного заменителя. Количественно этот показатель характеризуется вероятностью достижения запроектированных результатов (правильностью значений). Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достичь коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность теста повышается при увеличении количества тестовых заданий.

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной  деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.

Под объективным контролем  подразумевают контроль, который  обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет  объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как свидетельствует  реальная практика, не всегда удается  достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. В следствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников средней школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тест тем принципиально  отличается от привычного контроля знаний, что к нему (заданию) заранее приготовить  эталон, с которым сравнивают ответ  студента. Эталон необходим для точного  определения степени усвоения студентом содержания обучения, которая характеризуется коэффициентом усвоения, подсчитываемым по формуле:

где е - число операций теста, выполненных студентом правильно, р - общее число операций в тесте.

Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Достоинство:

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических  материалов- в ее основательности.

Недостатки:

Если результаты своей  работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит  характера хода решения - мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет.

    1. Виды, функции тестов и требования к ним при обучении математике

Классификация тестов

Различают:

1. По процедуре создания:

-стандартизированные;

- не стандартизированные.

2. По средствам предъявления:

Информация о работе Тестовый метод как форма контроля знаний