Биомедицинская этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.

Содержание

Становление биомедицинской этики

Характеристика деятельности медицинской сестры

Отношения: медсестра - пациент

Психотерапевтическая роль медсестры

Вербальный способ общения

Функции общения

Инвазивные методы в практике медсестры

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры).docx

— 78.48 Кб (Скачать)

Биомедицинская этика (этика  и деонтология в работе медицинской  сестры)

 

 

Содержание:

 

Становление биомедицинской этики 

 

Характеристика деятельности медицинской сестры

 

Отношения: медсестра - пациент 

 

Психотерапевтическая роль медсестры 

 

Вербальный способ общения 

 

Функции общения 

 

Инвазивные методы в практике медсестры 

 

Список использованной литературы

 

 

 

Становление биомедицинской этики 

 

Первые прогрессивные  концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы  в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в  которой наряду с рассмотрением  проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу  быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным  и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются  в постоянной заботе об улучшении  здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.

 

Большое развитие медицинская  этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных  врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала  большое влияние на развитие медицинской  этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные  заведения, подписывали “факультетское обещание”, в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.

 

 

Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху  капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских  работников. Так, в Восточно-Галицинском  деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX  в., предусматриваются  такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении  к больному второго врача, сколько  ждать опоздавшего на консилиум  коллегу и др.

 

В капиталистических странах  медицина по существу превращена в  объект торговли, где медицинский  работник выступает в качестве предпринимателя. С развитием империализма медицинская  этика в капиталистических странах  становится еще более реакционной  в связи с применением новых  средств уничтожения людей, оставляющих  тяжелые последствия в будущем (удушающие газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая  дискриминация. Важно отметить, что  во все эти античеловеческие мероприятия  вовлекаются медицинские работники. Медицинская промышленность принимает  монополистический характер. Медицинская  этика по существу вырождается в  корпоративную мораль медицинских  обществ, в центре внимания которых  стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников.

 

Профессионально-корпоративные  организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале  XX вв. и имели свои кодексы.

 

Многие выдающиеся отечественные  медики оказали большое влияние  на развитие медицинской этики в  нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских  работников в духе гуманизма, честности  и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы  медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических  идей в России в начале XX в. нашло  отражение и в вопросах медицинской  этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в  жизнь.

 

Великий древнегреческий  врач Гиппократ утверждал: "Искусство  медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е —  медсестра  .

 

"Врач — служитель  искусства и больной должен  бороться с болезнью с самого  ее начала на стороне врача", — считал Гиппократ. Очевидно, что и медсестра вправе ожидать,  чтобы больной видел в ней  своего союзника в борьбе за  здоровье.

 

Историко-этимологический  анализ древнерусского (славянского) слова "врачь" свидетельствует, что так  называли людей, умеющих "врать", т. е. заговаривать боль, колдовать, предсказывать  судьбу.

 

В современном русском  языке врачом называют человека, окончившего  высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего сестринского образования адекватного названия новой профессии еще не придумали. В связи с тем что на факультетах  высшего сестринского образования  стали в первую очередь готовить руководителей, организаторов сестринских  служб, пока ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского дела".

 

В статье 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (1993) указывается, что право  на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и  специальное звание  (выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными  видами деятельности, перечень которых  устанавливается Минздравмедпромом  РФ, — также сертификат специальности  и лицензию.

 

В "Основах законодательства" имеется также статья 60 "Клятва врача", гласящая: "Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения  РФ и получившие диплом врача, дают Клятву врача. Текст Клятвы врача  утверждается Верховным Советом  Российской Федерации. Врачи за нарушение  Клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации".

 

Следует сразу отметить, что  в указанных статьях ни слова  не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего  сестринского образования уже существовали в России.

 

Клятва врача — моральное  обязательство, принимаемое перед  государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь  Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и  богинями, призывая их в свидетели...".

 

В 1983 г. выпускники сестринской  школы в Мичигане впервые давали "Клятву Флоренс Найтингейл", названную  именем основоположницы научного сестринского дела. Ее текст был сформулирован  комитетом под председательством  медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: "Перед Богом и  перед лицом собравшихся я  торжественно обещаю вести жизнь, исполненную  чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

 

Я буду воздерживаться от всего  вредного и пагубного и никогда  сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может  причинить вред. Я сделаю все, что  в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в тайне всю  личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.

 

Я буду преданно помогать врачу  в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".

 

Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые  факультетские обещания. Присяга  врача Российской империи и Женевская  декларация Всемирной медицинской  ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя первейшая  забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.

 

Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате "Жуд-ши", переведенный на русский язык в конце  прошлого века врачом П. Бадмаевым, выдвигал следующие положения. "Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной  деятельности; 2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для  больных и не отталкивать их своим  обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками".

 

Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены  и врачу, и медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как  и 2000—3000 лет назад.

 

В настоящее время в  России работает более 800 000 врачей 81 специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ). Остаются верными слова Гиппократа о том, что "многие себя называют врачами, но немногие ими являются в  действительности... Лучшие из врачей те, которые причиняют меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я. Мудрова: "Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку... Врач посредственный более вреден, чем полезен".

 

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль  издал книгу "Медицинская этика, или свод установленных правил применительно  к профессиональному поведению  врачей и хирургов" (хирурги в  те времена к врачам не относились). Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне можно использовать для служебных  инструкций врачам и медсестрам  XX века. "Больничные врачи и хирурги  должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось, впечатление  важности их службы; что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и  преданности. Они должны усвоить  также, что в их манере держаться  следует соединить нежность с  твердостью, снисходительность с  авторитетом, чтобы пробудить в  умах своих пациентов чувства  благодарности, уважения и доверия... Чувства и эмоции больных в  критических обстоятельствах следует  знать и принимать во внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни... Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии  больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу... В больших палатах больницы с  пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса, чтобы  не было слышно окружающим. Тайна, когда  того требуют особые обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к  женщинам следует относиться с самой  скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами  жестоко... Никакие предосторожности при приеме больных, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей  природе, или имеющих тенденцию  усугубляться в нечистой атмосфере, — не могут устранить то зло, которое  приносят тесные палаты и ложная экономия... Разграничение болезней, с которыми принимают в больницу, состояние  воздуха, питание, чистота, лекарства  — все это следует подвергать внимательной проверке в определенные периоды времени...".

 

В системе взаимоотношений  медицинский работник — больной  последнему принадлежит такая же важная роль, как и первому. Слово "больной" понятно каждому. Следует  отметить, что в русском языке  использовалось немало слов, означавших не только боль у человека, обратившегося  за медицинской помощью, но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни: "калека", "калековатый", "блаженный" (сумасшедший), "недвижье", "хилый", "неизцельный", "мозглявый", "уморенный", "сдохлик", "чахлый" (чахоточный), "хворобый". Наряду с глаголом "болеть" в  различных местностях России использовались такие, как "вянуть", "чахнуть", "кукситься" (о детях), "карежиться", "оключиться" (ослабеть), "изнуриться", "износиться", "скапутиться" (свалиться с ног), "захиреть" (притворяться) и др..

 

В современной медицине слово "больной" в основном относится  к людям, находящимся на стационарном лечении, и все чаще заменяется словом "пациент", означающим в переводе с латинского "страдающий", а  в переводе с французского "терпеливый", "пассивный", "безучастный". Однако разве все больные терпеливы  и пассивны, безучастны в решении  своей судьбы?

 

В современной российской реальности слово "пациент" можно  использовать не только потому, что  оно стало международным, но и  потому, что необходимо большее терпение, чтобы получить медицинскую помощь без излишних материальных и нервных  затрат. Пациенты могут быть разного  пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния  здоровья. Однако все они имеют  право на то, чтобы медицинский  работник видел в них личность, заслуживающую уважения, внимания и  сострадания.

 

В современном здравоохранении  понятия уважения личности, самостоятельности  пациента и самоопределения являются первостепенно важными; они находятся  в центре любых отношений между  медицинским работником и пациентом.

 

Автономность, или самостоятельность  пациента (больного) защищена главным  образом посредством согласия на лечение, которое он дает после того, как получит информацию о состоянии  своего здоровья. Принцип  информированного согласия  утвердился в современном  здравоохранении вместе с признанием приоритетного значения прав человека во всех сферах жизни. Этот принцип  стал реакцией человеческого общества на бесчеловечные опыты фашистских и японских врачей, на злоупотребления  психиатрией против инакомыслия  и другие антигуманные действия. Этот принцип означает, что врач, медсестра, фельдшер или любой другой медицинский  работник должен максимально полно  информировать пациента, дать ему  оптимальные советы, учитывая его  возможности в общении и социальное положение. Затем пациент свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, наиболее приемлемый и лучший. Может случиться, что  его решение не станет наилучшим  с точки зрения медицины. Пациент  вообще может отказаться от лечения, и с этим теперь приходится считаться. Принудительное лечение социально  опасных больных может осуществляться только по решению суда.

 

Очень важным этическим принципом, на котором базируются отношения  между медицинским работником и  пациентом, является  непричинение вреда.

 

Со времен Гиппократа в  медицине утвердился принцип "прежде всего не навреди". Это обязательный принцип, но он допускает некоторую  долю риска. Применение силы для удерживания  пациента, ставшего агрессивным и  опасным для других, можно рассматривать  и как умышленное причинение ему  вреда, но оно морально оправдано. Подвергать пациента риску можно только в  тех случаях, когда это объясняется  достижением какой-то ясной цели, касающейся его здоровья, и когда  нет другого выбора. Гормональная и лучевая терапия, хирургическая  операция и радионуклидная диагностика  могут рассматриваться как рискованные  действия и быть вредными для здоровья пациента, но этот вред не наносится  умышленно, а надежда на успех  в борьбе со смертельно опасной болезнью оправдывает риск.

Информация о работе Биомедицинская этика