Биомедицинская этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:51, реферат

Описание работы

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен отстаивать жизнь и здоровье больного.

Содержание

Становление биомедицинской этики

Характеристика деятельности медицинской сестры

Отношения: медсестра - пациент

Психотерапевтическая роль медсестры

Вербальный способ общения

Функции общения

Инвазивные методы в практике медсестры

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Биомедицинская этика (этика и деонтология в работе медицинской сестры).docx

— 78.48 Кб (Скачать)

 

Все очерченные выше задачи могут быть выполнены сестрой  в наше время лишь при постоянном совершенствовании ею своих знаний и навыков. Кроме изучения той  области, в которой она работает, сестре постоянно необходимо заниматься и повышением своего культурного  уровня, совершенствованием своей личности.

 

Отношения: медсестра –  пациент 

 

В 1997 г. Ассоциацией медсестер  России был разработан и принят Этический  кодекс медицинской сестры. Создание этого документа стало важным этапом реформы сестринского дела в  нашей стране, основной целью которой  явилось утверждение автономии  и самодостаточности этой профессии. Этический кодекс составлен с  учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медсестры, в частности. Кодекс в развернутом виде отразил современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он составлен на основе Устава ВОЗ (1946), Этического кодекса медицинских сестер Международного совета медицинских сестер (1973) и ряда других международных документов, в том числе Кодекса профессиональной этики психиатра (принят Российские обществом психиатров в 1993 г.).

 

В соответствии с этими  документами, медсестры являются не просто помощниками врача, исполнителями  его поручений, а представителями  самостоятельной профессии, которые  владеют навыками комплексного, всестороннего  ухода за пациентами, облегчения их страданий, реабилитации, располагают  знаниями в области психологии и  психотерапии в пределах своей компетенции. Вспомним еще раз слова медицинской  сестры Флоренс Найтингейл, сказанные  ею почти 100 лет назад; “Сестра должна иметь тройную квалификацию: сердечную  — для понимания больных, научную  — для понимания болезней, техническую  — для ухода за больными”.

 

Каждый из нас хотя бы раз  находился в больнице или обращался  в поликлинику, и впечатление  о лечебном учреждении зависело не только от того, какое лечение было проведено, но и от того, как нас  встретили врач и медсестра. В  условиях лечебного учреждения первый с контакт пациента с медицинским  персоналом и, в частности, с медсестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения с обеих сторон, чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие  или отсутствие партнерских отношений.

 

Все в медсестре должно располагать к себе пациента, начиная  с ее внешнего вида (подтянутость, аккуратность, прическа, выражение лица). Совершенно неприемлемо обращение “больной”, как будто пациент потерял  право на имя и отчество. Чтобы  между медсестрой и пациентом  сложились партнерские отношения, пациент с должен чувствовать, что  вы хотите ему помочь. Только тогда  возникает тот доверительный  диалог, во время которого медсестра  узнает необходимые ей сведения о  пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, стационировании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед  выявляются отношение пациента к  родственникам, роботе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре  возможность поставить свой сестринский  диагноз.

 

При всем этом медсестра постоянно  должна помнить, что партнерские  отношения с больными не должны переходить в панибратские: ведущая роль всегда остается за ней. Она сочувствует  больному, между ними устанавливается  ток называемая эмпатия, т.е. медсестра  способна познать суть и глубину  переживаний и страданий пациента, но она не идентифицирует себя с  его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их беседы носят  конфиденциальный характер.

 

Зная особенности переживаний  больного, его личности, медсестра  тактично объясняет пациенту не только его права, но и обязанности, рассказывает в доступной для больного форме  о необходимых обследованиях, подготовке к ним, о предстоящем лечении.

 

Отказ пациента от того или  иного вида обследования или лечения  не должен вызывать к нему негативного  отношения со стороны медицинского персонала.

 

Обязанность медсестры —  быть честной и правдивой по отношению  к пациенту, но разговоры о диагнозе, особенностях заболевания не могут  выходить за рамки, обозначенные лечащим  врачом. Это относится и к беседам  медсестры с родственниками пациентов.

 

Взгляды врача и медсестры  на какие-то особенности ухода за больным могут не совпасть. Тогда  нужно очень тактично обсудить спорные  вопросы с врачом, и, если согласие будет достигнуто, это облегчит работу. Обговаривать же такие ситуации с  другими лицами или сразу обращаться с жалобами к руководству не стоит  — это может привести к взаимным обидам, нежелательной обстановке в  коллективе. Право отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с  высокой требовательностью к  себе. способностью признавать и исправлять свои ошибки, обнаруженные самостоятельно или коллегами.

 

Гуманизм профессии создает  основу для защиты личного достоинства  медсестры, ее физической неприкосновенности, права на помощь при исполнении профессиональных обязанностей. Кстати, и ее жизненный  уровень должен соответствовать  статусу ее профессии. Медицинских  работников и медсестер, в частности, нельзя принуждать к работе на неприемлемых для них условиях.

 

Психотерапевтическая роль медсестры 

 

Психотерапевтическая роль медсестры очень велика, где бы она ни работала. Не случайно вначале, когда институт медсестер только создавался, они назывались сестрами милосердия, так как заботились не только о теле, но и о душе больных.

 

Искусство сестринского дела заключается в гармоничном сочетании  творческого подхода и научной  обоснованности процедур, пособий, словесных  воздействий и бесед в процессе ухода за больным; в умении порой  защитить пациента от обуревающих его  негативных мыслей и чувств, как  известно, существенно затягивающих выздоровление, Такая защита важна  для людей любого возраста, но особенно для детей и престарелых.

 

Чтобы осуществить ее, медсестра  должна быть готова к сопереживанию, должна проявлять доброту, отзывчивость, участие. Но в ряде случаев просто хороших человеческих качеств недостаточно. Чтобы применять их профессионально, а значит, с высокой степенью надежности, надо усвоить определенные элементы медицинской психологии и психотерапии.

 

Психотерапевтическая деятельность медсестры территориальной поликлиники  прежде всего должна быть направлена на такой сложный патопсихологический  комплекс, каким является внутренняя картина болезни, т.е. понимание пациентом  характера своего заболевания. Отношение  больного к своей болезни может  носить гипернозогнозический или анозогнозический характер; кроме того, возможно множество  переходных состояний.

 

Гипернозогнозия  — это  субъективная переоценка тяжести болезни, ее возможных осложнений, вероятности  неблагоприятного исхода. Она, как правило, возникает при резко развивающихся, острых соматических болезнях (приступы стенокардии, острые желудочно-кишечные боли и т.д.). У личностей с тревожно-мнительными, демонстративными (истерическими), реже — с авторитарно-напряженными (эпилептоидными) чертами характера. Людям с тревожно-мнительными  чертами характера свойственны  постоянная готовность к тревоге  по любым поводам, постоянные опасения за свое здоровье и здоровье своих  близких. Естественно, что соматическое заболевание для них — почти  катастрофа: а вдруг болезнь не пройдет, перейдет в хроническую  форму? может, врач ошибся или скрывает от меня истинное положение дел, и  все гораздо серьезнее? о вдруг  это закончится летальным исходом? и т.д. Эти пациенты иногда, “на  всякий случай” или специально могут  преувеличивать свои жалобы, чтобы  с ними “повнимательнее разобрались”. Они также склонны тревожно прислушиваться к себе, к своим самым незначительным ощущениям. Такие больные нуждаются  в успокоении, от них нельзя “отмахиваться” — это только усилит их страхи и  осложнит течение заболевания.

 

У них, как правило, лабильная  вегетососудистая система, которая  легко отвечает на нервные перегрузки колебаниями артериального давления, частоты сердечных сокращений, появлением экстрасистол. Измерять артериальное давление у них надо не сразу по приходе в кабинет, а после  хотя бы короткой успокаивающей беседы и по возможности не фиксируя их внимание на этой процедуре. Иначе давление может повыситься, что будет отражать только тревожное состояние пациента, а не являться симптомом соматической болезни.

 

Подобные личности склонны  к позерству, театральное рисовке, стремлению “не быть, а казаться”; они тpeбy^ к себе особого отношения, склонны к нарочитым преувеличениям, эгоцентризму ярким, бурным во внешних  проявлениях, но непостоянным и неглубоким эмоциям. Гипернозогнозия у них  обычно формируется по механизмам “вторично  выгоды”, “бегства в болезнь” —  больной с помощью болезни  решает свои внутренние или межличностные  проблемы (например, откладывается  решение тяжелого семейного конфликта, он как бы говорит окружающим: “Не  трогайте меня, я больной!”). Какие  бы чувства ни вызывали подобные проявления у медицинского работника, вести  себя он все-таки должен корректно. Нельзя поддаваться истерическим npоявлениям  и окружать такого больного особой заботой (это приводит обычно лишь к усилению демонстративности),в то же время ни в коем случае не стоит игнорировать жалобы, так как мотивы такого поведения бессознательны и “вторичной выгоды” пациент не осознает; кроме того, наличие истерических черт характера и истерических преувеличений само по себе совершенно не исключает существования действительно серьезной соматической патологии.

 

У личностей с обстоятельным, тугоподвижным, вязким, авторитарным мышлением  гипернозогнозия может формироваться  и по механизмам так называемых “сверхценных oобразований”. Для этих людей характерны повышенная требовательность к окружающим, нежелание считаться с их мнением, эгоизм, обидчивость, подозрительность. Разубедить их нелегко, здесь надо пользоваться жесткими “наукообразными” аргументами; конечно, это дело врача, но и медсестра  должна ему всемерно в этом помогать.

 

Если больной плохо  поддается разубеждению, не меняет своего поведения, несмотря на отсутствие объективных признаков болезни (данные клинического и параклинических  исследований), может потребоваться  консультация психотерапевта. При направлении  больного на такую консультацию и  врач, и сестра должны быть крайне тактичны. У пациента ни в коем случае не должно создаться впечатления, что его  принимают за притворщика-симулянта, не оценивают тяжести его состояния  или считают “сумасшедшим Нужно  объяснить ему, что от различных  нервных расстройств часто страдают не меньше, а даже больше, чем от физических болей, и что обращение к психотерапевту говорит не о сумасшествии, а о  наличии серьезных эмоциональных  невротических проблем, с которыми можно справиться в результате грамотного лечения, которое должен проводить  квалифицированный специалист.

 

Анозогнозия  — наоборот, активное отрицание болезни, недооценка очевидного, приписывание имеющихся  симптомов случайным обстоятельствам  или другим, не серьезным, заболеваниям. Анозогнозия наблюдается при  постепенном, медленном развитии болезни, без ярких, пугающих проявлений (например, при хроническом туберкулезе  легких).

 

Анозогнозическая внутренняя картина болезни  формируется  у личностей стеничных (сверхуверенных в себе), гипертимных (склонных к  приподнятому, эйфорическому настроению), а также у легкомысленных людей. При работе с такими пациентами необходимо настаивать на обязательном, регулярном посещении лечебных процедур, подчеркивая  их важность, объяснять возможность  различных осложнений при недобросовестном отношении к лечению, делая акцент на том, что неблагоприятное течение  заболевания или появление осложнений существенно снизит способность  пациентов к социальному функционированию. Больных этой категории иногда не грех даже немного напугать, сгустив  краски, однако очень осторожно, дабы не вызвать обратной, гипернозогнозической реакции.

 

Пациенты старческого  возраста  нуждаются в особом внимании. Такие возрастные психические  изменения, как снижение памяти, внимания, снижение подвижности психики в  целом, ухудшение процессов приспособления психики к новым требованиям, эмоциональная лабильность, заострение характерологических черт, психологические  проблемы (например, связанные с  перенесенными утратами, ограничениями, чувством одиночества, покинутости, с  “конфликтом поколений”) делают их особенно уязвимыми для негативных психологических влияний.

 

Пациент, нуждающийся в  сестринском уходе и получающий его, — это прежде всего человек, личность, характеризующаяся определенными  особенностями. Психологически комфортный климат обладает мощнейшим лечебным воздействием — об этом надо помнить  и медсестрам, и младшему медицинскому персоналу, и медрегистраторам, потому что, как и театр, поликлиника  начинается с вешалки.

 

Вербальный способ общения 

 

Передача информации в  процессе общения осуществляется как  с помощью слов, т.е. вербально, так  и без слов, невербально — с  помощью жестов, мимики, походки, позы, интонации и т.д. Для практической деятельности медсестры характерна своя специфика вербального общения.

 

Под простотой общения  понимают краткость, законченность  фраз, содержащих понятные слова. Медсестре  необходимо помнить, что больному человеку бывает сложно оценить суть многословного  сообщения и построить на его  основе тактику своих дальнейших действий. С другой стороны, сжатая информация может потребовать ее неоднократного повторения или уточнения, поскольку при этом понимание  может быть неполным. С особой осторожностью  нужно подходить к использованию  в общении с пациентом аббревиатур, в том числе вошедших в обиход данного лечебнопрофилактического учреждения (ЛПУ). При первой встрече  с пациентом специальные термины  лучше произносить полностью, и  только в дальнейшем, когда у медсестры  уже появится уверенность в том, что принятые сокращения однозначно понимаются больным, можно начать их использовать.

 

Критерий  ясности  информации предполагает, что после получения  сообщения пациент может однозначно ответить на вопросы “что, как, сколько, где, когда, почему”, касающиеся его  дальнейших действий (будет ли он действовать  в соответствии со своими ответами — другой вопрос).

 

Использование слов типа “больше”, “меньше”, “чаще”, “реже”, “иногда”, “мало”, “много”, “утром”, “завтра”, “ждите” и т.д. может способствовать неоднозначной интерпретации сообщения. Бывает, что сообщение остается неясным  и в случае качественного несовпадения вербального и невербального  способов общения.

 

B.Kozier и G.Erb называют критерий  “заслуживающий доверия”  самым  важным для эффективного общения  и считают, что на доверие  пациента к медсестре влияют: отношение к ней других медицинских  работников; знания медсестрой обсуждаемого  предмета и одновременно понимание  ею ограниченности своих познаний  и умение признаться в этом; соблюдение конфиденциальности  отношений. 

 

<

Информация о работе Биомедицинская этика