Фармацевтическая этика и деонтология. Современные проблемы в системе фармацевтической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая цель - сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:
•информировать врача о лекарственных средствах, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;
•предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах;

Содержание

I.Введение
II.Фармацевт и врач.
III.Фармацевт и пациент.
IV.Взаимодействие фармацевтов и врачей с медицинскими представителями.
V.Предмет исследования: взаимодействие представителей фармацевтического бизнеса и врачей.
VI.Выводы
VII.Практические рекомендации
VIII.Авторитет врача
IX.Повышение профессионального уровня
X.Фармацевтический работник
XI.Заключение
XII.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

Южно-Казахстанская  государственная фармацевтическая академия

Кафедра организации и управления фармацевтического дела

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Фармацевтическая  этика и деонтология. Современные  проблемы в системе фармацевтической помощи»

 

 

 

 

Подготовил: Абдижалелов Н

Группа: 309-а ФР

Приняла: Аликулова У.А

 

 

 

 

 

 

Шымкент – 2013

Содержание

  1. Введение
  2. Фармацевт и врач.
  3. Фармацевт и пациент.
  4. Взаимодействие фармацевтов и врачей с медицинскими представителями.
  5. Предмет исследования: взаимодействие представителей фармацевтического бизнеса и врачей.
  6. Выводы
  7. Практические рекомендации
  8. Авторитет врача
  9. Повышение профессионального уровня
  10. Фармацевтический работник
  11. Заключение
  12. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время все  чаще можно услышать: зачем идти к врачу, достаточно проконсультироваться у фармацевта в аптеке. Взаимоотношения  между фармацевтами и врачами  определяются традициями, сложившимися в прошлом, и сохраняют следы  давней борьбы и компромиссов между  двумя корпорациями.

Их финансовые интересы тесно  переплетены, порождая конфликты из-за контроля над денежными потоками и компромиссные договоренности о совместной эксплуатации населения. Если сравнить сегодняшнее положение дел с имевшим место 100-150 лет назад, то плоды упорной борьбы фармацевтов сразу окажутся налицо: хотя прежняя иерархия формально сохранена, фактически правят производители и торговцы лекарствами, а не те, кто лекарства заказывает и назначает, как это было когда-то. Заглянув в прошлое, можно увидеть там и зарождение тех процессов, благодаря мощному развитию которых фармация отвоевала свое нынешнее положение. Аптекари вроде бы соглашались с ролью фармации как вечной помощницы медицины. Однако звучали нарекания на ее неравноправное положение в вертикали государственной власти.

Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая  цель - сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:

  • информировать врача о лекарственных средствах, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;
  • предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах;
  • требовать от врача четкого выполнения установленных нормативными актами правил выписывания рецептов;
  • выявлять ошибки в прописывании лексредств и обсуждать их только с медицинским работником. Следует помнить, что даже незначительная неточность в прописывании, изготовлении и предоставлении информации о лекарственном средстве может привести к непоправимым последствиям и вреду здоровью пациента.

Профессиональные отношения  между фармацевтическим работником и врачом должны строиться на основе партнерства, взаимного уважения и  доверия, поддержки авторитета друг друга в глазах больного и общественности

 

Фармацевт и врач.

Отношения между фармацевтом  и врачом должны строиться на взаимном уважении.

Фармацевт и врач имеют  общую задачу - возвращение здоровья пациенту.

Фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать всяческие  содействия для правильного выбора и применения лекарственного средства.

Фармацевт не должен допускать  бестактных высказываний в адрес  врача, как и врач не имеет право  умалять достоинство фармацевта.

Фармацевт не должен, подменять  врача в выборе лекарственных  средств, предлагать пациенту лекарственные  препараты по своему усмотрению.

Фармацевт обязан обеспечить пациентов лекарственными средствами, которые выписал врач, а также  соответствие их химического состава, дозировки и формы отпуска  требованиям, предъявляемым врачом.

Фармацевт должен быть нетерпим к ошибкам врачей при назначении лекарств. Не оставлять без внимания все ошибки и неточности, обсуждать  их с врачами и помнить, что  даже небольшая неточность врача  может перерасти в роковую  ошибку при лечении пациента.

Фармацевт должен информировать  врача о новых лечебных, профилактических и диагностических препаратах и  требовать от врачей правильного  выписывания рецептов.

Фармацевт и пациент.

Фармацевт должен уважать  честь и достоинство пациента.

Фармацевт должен с уважением  относиться к каждому пациенту, не проявляя предпочтение или неприязнь  к кому-либо. Внимательное отношение, понимание и забота фармацевта к  пациенту могут вселить уверенность  пациента в выздоровлении.

Фармацевт должен владеть  основами психологии для улучшения  взаимопонимания с пациентом.

При общении с пациентом  недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие.

Фармацевт должен помнить, что  перед ним пациент, и делать ему  скидку на раздражительность и грубость.

Фармацевт должен следить  за своей речью, жестами и мимикой, говорить ясно, конкретно и достаточно громко.

Внешним видом фармацевтический работник должен располагать к себе пациента.

Фармацевт должен информировать  больных об истинной ценности лекарств, возможных побочных эффектах, вызываемых лекарственными средствами, способах применения и хранения.

Фармацевт обязан хранить  медицинскую тайну пациента и  доверенную ему личную информацию.

Фармацевт должен всегда оказывать  первую доврачебную помощь.

Взаимодействие  фармацевтов и врачей с медицинскими представителями.

 Разумеется, эти отношения нуждаются в определенных правилах и нормах. Необходимо исключить ситуации, когда интересы фармацевтических компаний и их партнеров не соотносятся с тем, ради чего функционирует вся система здравоохранения – пользой пациентов. Словом, речь идет о мерах поддержания деятельности мед представителей в русле «надлежащей практики». Из этого следует, что первым уровнем решения данной проблемы должно быть саморегулирование – то есть применение самоограничений, следование этическим нормам. Второй компонент формулируется, в частности, как задача доведения до врачей и фармацевтов достоверной, полной и актуальной информации о новых препаратах, показаниях, результатах клинических исследований, а также как работа в рамках мониторинга безопасности. Однако до создания (на межкорпоративной основе) и повсеместного соблюдения единого для всех мед представителей этического кодекса дело не дошло. Случись такое, возможно, не было бы необходимости в применении законодательных инструментов регулирования. Таким образом – это в какой-то мере восполнение дефицита саморегулирующих функций фармацевтического сообщества.   Обязывает к сотрудничеству Новые законодательные нормы подходят к предмету регулирования с другой стороны – с позиции медицинских и фармацевтических работников. Надо отметить, что в первоначальном проекте «Об основах…» планировались гораздо более строгие ограничения, вплоть до фактического запрета контактов врачей и мед представителей в рабочее время. Была угроза «перегнуть палку» в этом вопросе и, руководствуясь самыми благими намерениями, разорвать профессиональное партнерство между различными участниками лекарственной отрасли и сферы здравоохранения в целом: медицинскими и аптечными организациями, фармацевтическими компаниями. А это взаимодействие – по многим причинам – очень важно для той же пользы пациентов. В частности потому, что без него невозможно осуществление мониторинга безопасности – механизма сбора и анализа информации о применении лекарственных препаратов, значение которого для защиты здоровья населения трудно переоценить. Важно подчеркнуть: законодательство обязывает врачей, работников аптечных организаций, фармацевтических компаний к сотрудничеству в рамках этой процедуры. И установление неоправданных препятствий на пути этого взаимодействия (а запрет, о котором говорилось выше, – попади он в заключительную редакцию закона – означал бы именно это) ставит под угрозу осуществление мониторинга безопасности.

Кроме того, следует помнить, что и фармацевты, и врачи –  разумеется, в разной степени и  с разных сторон – являются специалистами  по лекарственным средствам. Поэтому  они обязаны непрерывно приобретать  и повышать знания о новых и  уже известных препаратах и их свойствах. Часть этих сведений должна поступать от компаний, занимающихся разработкой и производством  лекарств: по техническим каналам, через  отраслевые средства массовой информации и через их медицинских представителей. Последний, личный способ работы с получателями фармацевтической информации имеет  свои безусловные преимущества. Живая  коммуникация дает возможность снабдить врачей и фармацевтов необходимыми пояснениями, ответить на возникающие  у них профессиональные вопросы. Но она же и порождает опасения, что взаимодействие с медпредставителями в отдельных ситуациях может обернуться различными способами «стимулирования» тех, кто назначает и предлагает лекарственные препараты. Одним словом, не к пользе пациентов.   Станут ли ограничения запретом? Избежав в конечном итоге полного запрета на посещение медпредставителями врачей в рабочее время, определила, что в отношениях с компаниями – участниками обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий и их представителями фармацевтические и медицинские работники, руководители аптечных и медицинских организаций не вправе: - принимать подарки, денежные средства (не относится к вознаграждениям при проведении клинических исследований), в том числе на оплату развлечений, отдыха; - участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств этих компаний и лиц; - заключать соглашения о назначении, рекомендации или предложении определенных лекарственных препаратов и медицинских изделий; - получать образцы препаратов и изделий для вручения пациентам (последние два ограничения, естественно, не распространяются на случаи проведения клинических исследований). Врачам также запрещается выписывать лекарственные препараты на бланках, содержащих информацию рекламного характера, использовать бланки с заранее напечатанным наименованием препарата, скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных препаратов. Соответственно, их коллеги-фармацевты не должны предоставлять недостоверную, неполную и искаженную информацию о наличии тех или иных позиций ассортимента, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование (МНН), в частности, о тех, что имеют более низкую цену. При каких обстоятельствах медицинские работники вправе принять представителей фармацевтических компаний: - в случаях, связанных с проведением клинических исследований; - при участии в собраниях и иных мероприятиях (в порядке, установленном администрацией медицинской организации), связанных с повышением профессионального уровня медицинских работников или предоставлением информации в рамках мониторинга безопасности лекарственных препаратов. Очевидно, что понятие «повышение профессионального уровня» включает и предоставление врачам новых данных о лекарствах. Таким образом, несмотря на все ограничения, учтена обоснованная обеспокоенность специалистов в части сохранения процедур информационного взаимодействия и мониторинга безопасности в отрасли. Однако это не снимает все вопросы. Многое теперь будет зависеть от того, как перечисленные ограничительные меры будут претворяться в жизнь руководителями, устанавливающими порядок организации мероприятий и собраний в своих медицинских учреждениях. Их действия покажут, станут ли ограничения запретом.

Фармацевтическая промышленность является одной из самых доходных отраслей мировой экономики. Обладая  значительными финансовыми ресурсами, фармацевтические компании имеют возможность  оказывать влияние на систему  здравоохранения. Фармация превращается в агента социального влияния  за счет использования естественной потребности в воспроизводстве  и расширении медикаментозных вмешательств. Фармацевтические компании становятся для общества главным источником информации о лекарствах, поскольку  никто, кроме них, не обладает более  широким и глубоким знанием об их продукте. Однако фармацевтический бизнес направлен в первую очередь  на максимизацию прибыли, а не на рациональное использование лекарственных средств (JIC), широко используя различные  способы продвижения своей продукции. Это элиминирует медицинское  содержание их деятельности и усиливает  медико-социальные риски неконтролируемого  потребления JIC. Для России данная проблема является особенно актуальной в условиях, когда в нашей стране только начинает складываться цивилизованная система  лекарственного обеспечения населения.

Ресурсы продвижения можно  отнести к четырем основным технологическим  группам: реклама, личные продажи, интенсификация продаж и общественные отношения. В  обеспечение личных продаж в фармацевтической отрасли работает исторически сложившаяся  практика использования представителей компаний — медицинских, фармацевтических, торговых. В трех этих группах представителей есть некоторые отличия, но для нашей  работы они не существенны. По данным Scrip Magazine (1997), типичная фармацевтическая компания тратит на маркетинг примерно 35% объема продаж, из них 20% составляют расходы на работу представителей, а 15% — затраты на все остальные способы продвижения. Высокий уровень доверия к личному общению делает работу представителей компаний особенно эффективной. Однако отношение к их деятельности со стороны специалистов здравоохранения и широкой общественности неоднозначно.

В целом врачи в своей  деятельности, безусловно, не могут  обойтись без фармацевтов. Вопрос в  том, что лучше для врачей —  когда фармация является бизнесом или  когда она, как в старые времена, являлась производством лекарств по индивидуальным прописям врачей? Очевидно, что промышленная фармация имеет  предпочтение в глазах врачей в силу широкого выбора и высокого качества ЛС, обеспеченного новейшими технологиями. Но всегда остается опасность избыточного  продвижения ЛС, потребность в  которых на рынке невелика. Предпочтение доходов в ущерб фармакотерапевтической пользе — постоянный риск в деятельности фармацевтических компаний, обезопасить  пациентов от нерационального потребления  лекарств могут только врачи. Но для  грамотного поведения перед вызовами фармацевтического рынка они  должны, как минимум, знать особенности  и механизм своих отношений с  фарм бизнесом. Эксплицировать их сущность способен медико-социологический анализ.

Цель исследования: эксплицировать медицинский смысл и социальные последствия взаимодействия фармацевтического  бизнеса и врачей и рекомендовать  оптимальные формы его регулирования.

Поставленная цель достигается  путем решения следующих исследовательских  задач:

• описать сущность и  особенности развития современной  фармации как института бизнеса;

• охарактеризовать социальные способы продвижения ЛС, применяемые  фармацевтическими компаниями на российском рынке;

• проанализировать ролевые  диспозиции врачей и агентов фармацевтических компаний в продвижении ЛС;

• на материале социологического исследования определить отношение  врачей к деятельности фармацевтических компаний на российском рынке лекарств;

• дать критический анализ существующих за рубежом этико-правовых норм, регулирующих деятельность фарм-компаний,

• разработать рекомендации по оптимизации этикоправового регулирования отношений медицины и фармацевтического бизнеса в нашей стране.

Гипотеза исследования. Современная  фармацевтическая индустрия не только занята производством медикаментов, но и берет на себя новые функции  в сфере доведения их до конечного  потребителя. Расширение влияния достигается  благодаря налаживаемому сотрудничеству с профессионалами, занятыми в сфере  оборота лекарственных препаратов. Подобная институализация фармацевтической отрасли порождает конфликт интересов врачей, исследователей и представителей регуляторных органов. В результате происходит нерациональное расширение медикализации — растет потребление лекарственных средств, что способствует увеличению прибыли их производителей. Параллельно возрастает риск их небезопасного применения. Рост потребления лекарств означает также увеличение расходов на здравоохранение, что становиться проблемой, как для правительств, так и для отдельных граждан. Таким образом, коммерческие интересы индустрии не совпадают с общественными интересами, что диктует необходимость разработки адекватных механизмов, регулирующих взаимодействие фармацевтических компаний и врачей.

С другой стороны, благодаря  деятельности фармацевтических компаний, врачи имеют возможность широкого выбора ЛС и тщательного их подбора  для конкретных пациентов. Они получают от компаний исчерпывающую информацию об их новых разработках, возможность  участвовать в проводимых производителями  ЛС научно-практических мероприятиях, включаться в проводимые научными подразделениями  фармацевтических фирм клинические  испытания и т.п. Все это повышает уровень оказываемой врачами  медицинской помощи и способствует повышению их собственной квалификации.

Информация о работе Фармацевтическая этика и деонтология. Современные проблемы в системе фармацевтической помощи