Философия сестринского дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Сегодня медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей в решении задач медико-социальной помощи населению и повышении качества и эффективности медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного.

Содержание

Введение 2
1. Философия сестринского дела 3
2. Организационные аспекты психологической адаптации родственников больных и вклад медсестры в её формирование 5
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

курсовая с.д.doc

— 102.00 Кб (Скачать)
 
 

                                                     Содержание. 
 

 

     

                                                Введение.     

 

     Сегодня медицинским сестрам отводится  одна из ведущих ролей в решении  задач медико-социальной помощи населению  и повышении качества и эффективности  медицинских услуг сестринского персонала в ЛПУ. Функции медицинской  сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентами с целью полной реабилитации больного.

     Первое  определение сестринского дела дала всемирно известная медицинская  сестра Флоренс Найтингейл. В своих  известных «Записках об уходе» в 1859г, она писала, что сестринское дело – это «действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению».

     В настоящее время сестринское  дело – неотъемлемая составная часть  системы здравоохранения. Оно является многогранной медико-санитарной дисциплиной и имеет медико-социальное значение, поскольку призвано поддерживать и охранять здоровье населения.

     В данной работе будут рассмотрены  функциональные обязанности медсестер  в целом и тот вклад, который  они могут и должны вносить в организационно-психологические мероприятия по адаптации родственников больных. 

 

     

                          1. Философия сестринского дела.

 

     В 1983г. в Голицино прошла I Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная теории сестринского дела. В ходе конференции сестринское дело рассматривалось как часть системы здравоохранения, наука и искусство, которые направлены на решение существующих и потенциальных проблем, касающихся здоровья населения в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.

     Согласно  международной договоренности, концептуальной моделью сестринского дела является структура, основанная на философии сестринского дела, включающей четыре парадигмы: сестринское дело, личность, окружающая среда, здоровье.

     Понятие личности занимает особое место в философии сестринского дела. Объектом деятельности медицинской сестры является пациент, человек как совокупность физиологических, психосоциальных и духовных потребностей. Сестре приходится работать с разными категориями пациентов, и для каждого она создает атмосферу уважительного отношения к его настоящему и прошлому, к его жизненным ценностям, обычаям и убеждениям.

     Сестринское дело является наукой и искусством, направленным на решение существующих проблем, связанных со здоровьем человека в изменяющихся условиях окружающей среды. Философия сестринского дела устанавливает основные этические обязанности специалистов по обслуживанию человека и общества; цели, к которым стремится профессионал; моральные качества, добродетели и навыки, ожидаемые от практикующих специалистов.

     Основной  принцип философии сестринского дела – уважение прав и достоинств человека. Он реализуется не только в работе сестры с пациентом, но и его родственниками, и в сотрудничестве с другими специалистами.

     Международным советом медицинских сестер был разработан кодекс

     поведения медицинских сестер. Согласно этому  кодексу, фундаментальная ответственность медсестер имеет четыре главных аспекта:

     1) содействие укреплению здоровья,

     2) профилактика заболеваний, 

     3) восстановление здоровья,

     4) облегчение страданий. 

     Этот  кодекс определяет также ответственность медицинских сестер перед обществом и коллегами.

     В 1997г. Российской ассоциацией медицинских сестер принят Этический кодекс медицинских сестер России. Составляющие его содержание принципы и нормы конкретизируют нравственные ориентиры в профессиональной сестринской деятельности. 

 

2. Организационные аспекты психологической адаптации родственников       больных и вклад медсестры в её формирование. 

              Разделенная радость - двойная радость, 
              разделенное горе - половина горя. 

              Русская пословица. 

     Медицинскому  персоналу постоянно приходится общаться с родственниками и близкими людьми больного. Скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания  или наступившее ухудшение состояния, это необходимо сообщить близким родственникам пациента в доступной для них форме.

     Серьезная болезнь одного из членов семьи оказывает  влияние не только на самого больного. Она нарушает привычный ход жизни  всех членов семьи, вносит ограничения (экономические, сексуальные и т.д.), требует создания особого режима для больного, перераспределения обязанностей, заставляет менять планы на будущее, испытывать чувство страха, неопределенности, беспомощности, которые охватывают больного и его близких. Семейная консультация и семейная психотерапия представляют собой самые многообещающие подходы в психологической адаптации родственников тяжело-больных пациентов. Медработник, общаясь с семьей, решает вопросы отношения к проблемам здоровья, болезни, лечения и профилактики. Медик должен помочь семье не только приспособиться к уходу за больным и его лечению, но и активно направлять и корректировать реабилитацию, как физическую, так и психологическую.

     Медицинскому  персоналу при общении с семьей необходимо всегда помнить, что в эмоциональной поддержке, психотерапии нуждается не только больной член семьи, но и его окружение.  

     Медработник должен помочь членам семьи не закрывать  глаза на болезнь, а объяснить  роль каждого в сложившейся ситуации, ответить на все интересующие вопросы. Необходимо убедить семью быть более терпимым к больному.

     Обеспечение помощи семье, где есть больной человек, необходимо начинать именно с установления доверительных отношений и эмпатии, то есть оказывать эмоциональную  поддержку.

     Эмоциональная поддержка для пациента – это принятие его родственниками, сослуживцами, медицинским персоналом, пациентами, признание его личностной, человеческой ценности и значимости не зависимо от того, какими качествами он обладает, болен он, или здоров; пациент принимается таким, каков он есть, несмотря на то, что он может отличаться от других.

     Так же необходимо помочь пациенту и его  близким поверить в положительный  исход. Ведь из веры возникает реальность.

     Полезно заставить членов семьи задуматься над тем, как влияет болезнь на каждого из близких; как говорить друг с другом о болезни; каким образом придется изменить свою жизнь; как сложиться жизнь, когда больному станет лучше и какой помощи ждет семья от медработника.

     В работе с семьей нужно учитывать  влияние больного члена семьи на всю семью, а также меру воздействия семейного окружения на больного. При заболевании одного члена семьи, медработник, работающий с этой семьей, обязан следить за состоянием здоровья и жизнедеятельностью всей семьи. Он наблюдает, как семья влияет на проявления заболевания. Это один из главных принципов семейной медицины: заболевание рассматривается не само по себе, а в связи с функцией всей семьи.

     Необходимо  всегда интересоваться отношением к  больному других членов семьи, близкими родственниками больного, их занятиями, работой, учебой, даже при их отсутствии во время визита.

     По  тому, как пациент описывает свое состояние, нужно оценивать отношение  других членов семьи к его болезни, определять, собираются ли они помочь больному и что они думают о  причинах болезни.

     Больной человек, оставаясь наедине со своими проблемами, чувствует себя совершенно отъединенным. Надо дать понять пациенту, что он не одинок в своем горе. Необходимо дать совет близким, как  можно больше уделять больному внимания и заботы. Помочь больному психологически преодолеть свой недуг можно также, предложив ему увлекательное занятие.

     Таким образом, для решения представленных проблем, необходимо наладить адекватное и грамотно построенное взаимодействие медицинских служб с пациентом  и его семьей: 

- Совместная госпитализация (чаще применяется для мам с детьми; родоразрешение в присутствии мужа); 

-  Обучение семьи, организация групп поддержки (для членов семьи, других семей, имеющих схожие проблемы); 

-   Включение в штат ЛПУ специалиста по работе с семьями пациентов; 

-  Создание так называемых «переходных зон» - специальных отделений, где пациент перед выпиской мог бы провести некоторое время с одним из членов семьи, который обучается особенностям ухода за своим больным родственником, и пройти курс реабилитации.

     Для достижения всех обозначенных целей, медработник  должен уметь контролировать и правильно  выражать свои собственные эмоции и  не конфликтовать с пациентом  и его семьей даже в тех случаях, когда заведомо правильная информация или предложение исходит именно от медика. Поэтому важным аспектом успешной деятельности является регулярное посещение занятий, тренингов и консультаций психолога самим медработником.

     Родители, родственники обычно тяжело переживают из-за болезни близких. Если больной – ребенок, особенно остро переживают родители.

     Постоянное  напряжение психики, которое нередко возникает при этом, бессонница истощают их нервную систему, прежде всего, матери. В связи с тем, что непосредственный уход за тяжело больным ребенком в стационаре осуществляется обычно матерью, необходимо сделать все возможное, или хотя бы уменьшить психическое напряжение матери: создать комфортные условия для полноценного отдыха, позаботиться о рациональном питании, при необходимости предложить седативные средства, убедить мать в том, что ее ребенок получает полноценное всестороннее лечение.

     Если  медицинским работникам не удается  завоевать уважения и доверия  родителей, направить мысли и  мобилизовать их энергию, особенно матери, в желаемом направлении, возникают дополнительные трудности в осуществлении всего процесса лечения.

     Затяжное  течение болезни, длительное отсутствие терапевтического эффекта при ряде заболеваний (особенно в грудном  возрасте) приводит иногда родителей  больного к выводу о том, что ребенка лечат или неправильно или недостаточно интенсивно. Родители начинают сомневаться в возможностях лечащего врача, с подозрением относятся к его квалификации, становятся придирчивы к проведенному лечению, требуют вызова консультанта или направления ребенка в столичную клинику. Это может быть следствием предельного нервного напряжения, и привести к срыву высшей нервной деятельности. Особенно раздражительными и угнетенными чаще становятся родители детей, страдающих тяжелыми хроническими или неизлечимыми заболеваниями, при этом у них могут возникать бурные, неадекватные реакции на самые обычные раздражители.

     Врачи и медицинские сестры должны найти  индивидуальный подход к матери и отцу больного ребенка. Отсутствие такого подхода, безразличное отношение медицинского персонала ведет к психическим сдвигам у родителей, нередко к тяжелым последствиям: вопреки здравому смыслу мать забирает больного ребенка из стационара домой, ограничивает объем медицинской помощи или вовсе отказывается от нее.

     Встречаются еще так называемые тяжелые родители, и в поликлинике, и в стационаре без всякой причины вступают в конфликт, рассчитывая таким путем добиться особого внимания медицинских работников к их ребенку. Нередко медперсонал с трудом сдерживает себя, чтобы не сорваться на грубость и не ответить грубостью. Именно сдержанность и внешнее спокойствие медицинского работника производят наибольшее впечатление на таких людей, позволяют убедить их в необоснованности претензий и некорректности их поведения.

     Итак, медработнику, а в частности медицинской сестре необходимо научиться владеть в таких ситуациях своими эмоциями, вместо того чтобы высказывать личное мнение о недостойном поведение родителей и родственников больного. Эмоции в таких случаях — плохой помощник.

     Следует, однако, отличать грубость родителей и родственников от обоснованного возмущения, высказанного в резкой форме. Каждый случай возмущения родителей или родственников больного необходимо тщательно проанализировать, выяснить его причины и сообщить им об этом.

     Изучение жалоб больных и их родственников, поступающих в органы здравоохранения и другие официальные инстанции, показывает, что в большинстве случаев причинами жалоб становятся или существенные дефекты в медицинском обслуживании больного, или грубые нарушения медицинскими работниками профессиональной этики. Если жалобы необоснованны, следует разобраться в ситуации и с помощью фактов доказать несостоятельность предъявленных претензий.

     Во  взаимоотношениях между медицинскими работниками и родителями больных детей нет мелочей. Немаловажное значение имеет форма обращения врачей и медицинских сестер к родителям. Совершенно недопустимой формой является обращение «мамаша» или «папаша». Медперсонал, неважно -  в стационаре или поликлинике, должен обращаться к родителям по имени-отчеству, тем более что в истории болезни ребенка имеются данные о родителях (фамилия, имя и отчество).

     Если  медперсонал обращается к родителям ребенка по имени и отчеству, то и родители стремятся также узнать их имена и отчества; это создает более теплые взаимоотношения между ними. При первой встрече можно обратиться по фамилии, например «товарищ Иванова», «уважаемая мамочка» и т.п., но, ни в коем случае просто «Иванова», так как подобная форма обращения также является фамильярностью. Между тем в детских стационарах и поликлиниках нередко можно слышать: «Петров! Несите ребенка на процедуру ... » и т. д.

Информация о работе Философия сестринского дела