Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, дипломная работа

Описание работы

Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений....

Содержание

Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка

1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения

1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Выводы по I главе

Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика

2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Работа содержит 1 файл

Коммуникативные навыки.doc

— 508.50 Кб (Скачать)
  1. Коэффициент взаимности.

     На  основании числа взаимных положительных выборов и общего количества положительных выборов мы определили, что коэффициент взаимности равен 40%, что может рассматриваться как положительный показатель, так как он больше 20%.

     5. Критерии выбора партнера для  общения.

     Наиболее  важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся  характер мотивов выбора партнера для общения. Проведенная с испытуемыми беседа позволила выделить 3 группы мотивов выбора партнера для общения с учетом речевых возможностей детей.

     1 группа – дети без осознанного  мотива выбора, которые не могут  объяснить причин своего положительного отношения к партнеру. Испытуемые на вопрос о причине выбора чаще всего отвечали «Не знаю» или молчали (Андрей Т.)

     2 группа – дети, выделяющие общее  положительное отношение к сверстнику: «Он хороший», «Я ее люблю» (Алеша К., Ваня К., Кристина П.)

     3 группа – дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его внешние качества: «У нее красивое платье» (Даша О.)

     Изучение  межличностных критериев в группе детей с псевдобульбарной дизартрией показало, что почти половина испытуемых затрудняется сразу мотивировать свой выбор (на поставленный вопрос о причинах дружеских отношений дети не отвечают, часто замыкаясь в себе, либо давая неопределенный ответ). И только после повторных вопросов удается выяснить мотивы выбора партнера по общению. Следует отметить, что дошкольники не выделяли партнера по общению на основании совместной деятельности, что является отрицательным показателем. У большинства детей критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется») (Алеша К., Ваня К., Кристина П.) Остальные дети не смогли объяснить причину своих отрицательных выборов (Андрей Т., Даша О.)

     Изучение  дошкольников, которые оказались  в противоположных статусных  категориях, позволило дать ответ  на вопрос об истинных мотивах выбора партнера для общения в группе детей с псевдобульбарной дизартрией. В процессе изучения причин изоляции дошкольников в группе детского сада было выявлено, что среди «непринятых» и «изолированных» детей оказывались дети, речевое развитие которых было низким по сравнению с другими детьми, дети с низким уровнем речевых и коммуникативных возможностей, речь которых отличалась низкой степенью разборчивости. Таким образом, «смазанная», малопонятная речь становится значительным препятствием для развития полноценного общения ребёнка. Кроме того, на выбор детей партнера по общению оказывал влияние характер двигательных нарушений: чем сильнее выражена двигательная патология у ребенка, тем больше вероятность его попадания в категорию «изолированных».

     «Непринятые» и «изолированные» дети находились в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения были развиты слабо, носили манипулятивный характер. Такие дети практически не принимали участия в детских играх, попытки общения со сверстниками нередко оказывались неудачными, в результате чего ребенок становился либо агрессивным, либо плаксивым, некоторые дети попадали в изоляцию из-за отрицательных черт характера: эти дети драчливые, порою агрессивные, неуравновешенные.

     Таким образом, изоляция вызвана следующими причинами:

     – ограниченностью их речевых возможностей;

     – значительным отставанием детей в своем психофизическом развитии от общего уровня развития детей.

     Наблюдения  за лидерами группы детского сада проводилось  в разных видах деятельности и в режимных моментах. Мы пришли к выводу о том, что факторы, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе, связаны со следующими свойствами личности и особенностями деятельности:

  • успешной реализацией своих возможностей во всех видах детской деятельности, в частности игровой, конструктивной, изобразительной и трудовой;
  • наиболее высоким уровнем коммуникативных навыков по сравнению с другими детьми группы;
  • положительными чертами характера (уравновешенностью и др.);
  • активностью по отношению к детям и воспитателю.

     В игре такие дети всегда принимали  участие, чаще других предлагали сюжет  игры, придумывали и организовывали совместную игру Дети – лидеры, вне зависимости от пола, были предпочитаемы среди детей обоих полов и активно общались с детьми противоположного пола.

     Наблюдения  за детьми в процессе свободного общения  показали, что не всегда реальные взаимоотношения  детей соответствуют их выбору в  социометрическом эксперименте. Большинство  детских объединений представляли собой недостаточно устойчивые группы (по 2-3 человека). Некоторые дети (согласно экспериментальным данным это «непринятые» и «изолированные» дети) играли поодиночке или безуспешно пытались войти в состав разных групп. В процессе наблюдения за дошкольниками нами выявлен невысокий уровень развития игровой деятельности: бедность сюжета, низкая речевая активность, процессуальный характер игры и т.д.

     Проведенный нами эксперимент и полученные в ходе его данные свидетельствуют о том, что в группе детей с псевдобульбарной дизартрией на статусное положение ребенка, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, оказывает существенное влияние уровень развития речевых и психических возможностей, а также тяжесть физического дефекта. В неблагоприятных статусных категориях оказались дети, ограниченные возможности речевого, психического и физического развития которых нередко приводили к недостаточному уровню сформированности коммуникативных умений и навыков. В процессе выбора партнера для общения большинством из них недостаточно осознаются его нравственные качества, а в качестве ведущего мотива общения выделяется интерес к совместной игровой деятельности и поведение ребенка в группе.

     У детей отмечалось стремление к самопрезентации  и в то же время недостаточные  представления о себе, своих способностях и возможностях, недостаточная сформированность адекватного самоотношения, стремление взаимодействовать со сверстниками при недостаточном уровне ориентации на них, их интересы и потребности, неспособность к волевой и эмоциональной саморегуляции поведения.

     Однако  наличие специфических причин, влияющих на статусное положение детей с псевдобульбарной дизартрией в группе, не опровергает общие закономерности развития детского коллектива. Данные исследований (Калягина Е.А., Смирнова Е.О.) свидетельствуют о том, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям. У популярных детей, в отличие от непопулярных, утверждение и признание своего Я не закрывает сверстника и не является специальной и единственной жизненной задачей. Именно это и обеспечивает признание других и утверждение ребенка в группе сверстников. Результаты проведенного нами эксперимента также показали, что на социометрический статус ребенка с псевдобульбарной дизартрией в группе существенное влияние оказывает его эмоциональное отношение к сверстникам (способность к сопереживанию, интерес к деятельности сверстников, готовность помочь), что согласуется с данными научных исследований.

     Таким образом, наличие тяжелых речевых, психических и двигательных расстройств  при псевдобульбарной дизартрии  приводит к стойким нарушениям деятельности общения, при этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, разработки соответствующих уровню их речевого и когнитивного развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, определения реальных возможностей оптимизации игровой и учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них. 

2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 

     Особенности общения детей с псевдобульбарной дизартрией, а также данные социометрического исследования послужили отправными ориентирами при разработке методики экспериментального общения. Под коммуникативными навыками мы подразумеваем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь внимание собеседника; проявление инициативности, активности в общении, поддержание беседы; умение слушать и понимать собеседника; адекватное использование речевых и неречевых средств общения, владение формами общения.

     Процесс формирования полноценной коммуникативной  деятельности должен строиться на основании учёта ведущей деятельности возраста (игровой), ведущей формы общения (ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная), в соответствии с уровнем сформированности языковых средств. Успешность данной работы заключается в коммуникативной направленности всей коррекционной работы с дошкольниками с псевдобульбарной дизартрией. Индивидуальные и подгрупповые занятия педагога-психолога, учителя – логопеда и воспитателя обязательно включают в содержание задачи на развитие коммуникативных навыков, с учётом особенностей каждого воспитанника.

     Особенности развития коммуникативной деятельности старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией предполагают организацию деятельности общения с взрослыми в специфически организованной педагогической среде, что определяет возможность преодоления или значительную компенсацию отставания в коммуникативном развитии (формирование потребности общения, его мотивов).

     Коррекционная работа осуществлялась в форме игровой терапии, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а также дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире. В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая потом осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Кроме того, игра создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей, позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности.

     Формирование  коммуникативных навыков у детей  с псевдобульбарной дизартрией предполагает:

  1. становление умения владеть средствами общения;
  2. формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение;
  3. установление позитивных взаимоотношений с окружающими: способность выслушать товарищей, корректно выразить отношение к собеседнику;
  4. способность выразить собственные мнения, формирование позитивного образа Я;
  5. формирование умения коллективного обсуждения заданий.

     Выявленные  особенности коммуникативных навыков  дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, а также причины нарушения  их формирования позволили выделить следующие направления коррекционно-логопедической работы: работа над речевой моторикой, направленная на коррекцию речевого дефекта; коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере; преодоление речевого негативизма.

     Исходя  из того, что одной из основных причин нарушения формирования коммуникативных  навыков при псевдобульбарной дизартрии является ограниченность речедвигательных возможностей, что было экспериментально подтверждено проведенным исследованием, очень большое внимание должно быть уделено работе над речевой моторикой. Эта работа складывается из следующих звеньев: а) массаж; б) использование непроизвольных движений; в) пассивная гимнастика с постепенным переходом в пассивно-активную; г) активная гимнастика.

     Массаж  служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Перед массажем рекомендуется провести упражнения на расслабление массируемой мускулатуры. Имеющиеся непроизвольные движения (например, оскал, получаемый при улыбке, вытягивание губ при сосании круглого леденца, поднятие языка при пощелкивании) производятся перед зеркалом; при этом нужно привлечь внимание ребенка к наблюдению движения в зеркале как у себя, так и у логопеда; дать ему пощупать напряжение в соответствующем органе, например, гортани – при звучании голосовых связок, при зевании и т.п., послушать получаемый звук стона, покашливания. Движение многократно повторяется сначала сопряженно, затем отраженно и, наконец, самостоятельно по речевой инструкции логопеда.

     Пассивной гимнастикой называется такая форма  гимнастики, когда ребенок производит движение только при помощи механического  воздействия – под нажатием руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. После нескольких повторений делается попытка произвести то же движение еще один – два раза без механической помощи, т.е. пассивное движение переводится сначала в пассивно-активное, а затем в произвольное, производимое по речевой инструкции логопеда.

     Активной  гимнастикой называется система  упражнений для различных речевых  органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет. Они должны проводиться ритмично, плавно, с  достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп (то замедляя, то ускоряя его), но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряженным. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребенок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что дает возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15-20 минут (в зависимости от утомления ребенка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией