Роль семьи в формировании соматических заболеваний у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:11, реферат

Описание работы

дной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема роста психосоматических заболеваний у детей и подростков. Это связано с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности, и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослых и детей.

Психосоматические заболевания у детей возникают в результате неблагополучных семейно бытовых отношений; отсутствия контроля за поведением; избыточной занятости родителей и частых разводов.

Работа содержит 1 файл

реферат по мед.doc

— 62.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня является проблема роста психосоматических  заболеваний у детей и подростков. Это связано с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности, и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослых и детей.

     Психосоматические заболевания у детей возникают в результате неблагополучных семейно бытовых отношений; отсутствия контроля за поведением; избыточной занятости родителей и частых разводов.

     Среди детей и подростков распространенность заболеваний со сложными взаимосвязанными психическими и соматическими проявлениями значительна и имеет устойчивую тенденцию к росту.

     Развитие  науки и техники растет в геометрической прогрессии. Радио, телевидение, сотовая  связь, персональные компьютеры, новые  технические и химические технологии создают постоянные психологические и физические перегрузки на человека, снижают способность его организма к социальной и биологической адаптации.

     Экологические условия жизни на Земле ухудшаются, усиливается воздействие вредных  факторов на здоровье людей, меняются генные структуры человека. Рождается много детей с выраженными патологиями, с ослабленным здоровьем. Многие психосоматические заболевания у детей закладываются в детстве. Нерешенные психосоматические проблемы родителей и воспитателей проецируются на ребенка, повторяются у него в усугубленном виде.

     В современном обществе взрослые не готовы к семейной жизни с психологической и педагогической точки зрения. Актуальными проблемами является отсутствие единственной стратегии, последовательности воспитания детей в семье; непонимание самой ценности и уникальности каждого ребенка; неспособность родителей прогнозировать последствия воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Роль  семьи в формирование психосоматических заболеваний.

     Формирование  внутренней картины психосоматической  болезни у детей и взрослых различно: это различие тем больше, чем младше ребенок.

     Психическое развитие ребенка, его личность с  раннего возраста до периода зрелости претерпевают разнообразные нарастающие  изменения. Психика детей характеризуется  рядом особенностей. Можно подчеркнуть наиболее важные ее качества: большую впечатлительность, ранимость и хрупкость при неблагоприятных ситуациях, робость и стеснительность, недостаточное критическое осмысление происходящего вокруг.

     Становление ходьбы знаменует собой период раннего детства (1-3 года). Социальная среда развития характеризуется тем, что ребенку становится доступным окружающий его мир вещей и предметов, которые его притягивают или отталкивают. Его действия и даже речь определяются этой наглядной ситуацией.

     Поведение ребенка характеризуется единством моторных и сенсорных функций (все, что он видит, ему необходимо потрогать руками) и недостаточной дифференцированностью аффектов и восприятия. Ведущая деятельность ребенка этого возраста — предметно-манипулятивная. Она касается, прежде всего, игры. Для ребенка нет воображаемой ситуации, нет ролей, он осваивает функции предметов и вещей: мяч он кататит, автомобиль толкает и т.д. Важным является то, что появляется понимание, что каждая вещь имеет свое имя, свое назначение. Если для младенца окружающий мир — фон, то словесное восприятие ребенка («А что это?», «Как это называется?») позволяет структурировать внешний мир. Происходит выделение фигуры из фона.

     Предметная  деятельность приводит к изменению  и в мотивационной сфере: происходит постепенная смена аффективных поступков контролируемыми. Отношение ребенка к окружающим его людям и их оценка зависят от того, как они относятся к ребенку. Постепенно к 3 годам формируются более тонкие эмоции. Важным новообразованием этого возраста является осознание собственного «Я», выделение себя из окружающего мира. Степень выраженности кризиса трех лет зависит от того, насколько взрослые учитывают изменившуюся ситуацию развития. Если они продолжают ограничивать его самостоятельность, ущемляют свободу ребенка, ограничивают его инициативу, то возникает своеобразный бунт — протест, свидетельствующий о необходимости коррекции воспитательных мер со стороны взрослых.

     Из  психопатологических и психосоматических  расстройств, характерных для периода раннего детства В.В.Ковалев выделяет такие синдромы как: синдром невропатии, синдром раннего детского аутизма, гиппердинамический синдром, синдромы страха.

     Характерными  признаками невропатии являются: повышенная раздражительность и возбудимость; капризность; неустойчивость настроения; быстрая истощаемость; выраженная пугливость; нарушение сна и т.д.

     Синдром раннего детского аутизма характеризуется выраженной недостаточностью или полным отсутствием потребности в контакте с окружающими, эмоциональной холодностью или безразличием к близким, страхом новизны, любой перемены в окружающей обстановке, болезненной приверженностью к рутинному порядку, однообразному поведению со склонностью к стереотипным движениям, расстройствами речи.

     При гиппердинамическом синдроме наблюдаются следующие признаки: неусидчивость, двигательная активность, нарушение внимания (иногда –  синдромом дефицита внимания).

     Важную  роль в возникновении соматических заболеваний играет социальная ситуация развития дошкольного возраста. Она заключается в расширении предметного мира и необходимости действия в мире реальных вещей в силу формирования самосознания. Для ребенка этого возраста не существует отвлеченного познания, критического созерцания, и поэтому способ освоения окружающего мира — это действия в мире реальных предметов и вещей, но ребенок пока не владеет способами осуществления этих действий. Это противоречие может решиться только в одном типе деятельности, которое носит название игры. Игра — деятельность, мотив которой лежит не в результате, а в содержании самого действия.

     В процессе игры ребенок начинает выполнять  определенную социальную роль. Принимая на себя те или иные роли, он как бы примеряет определенные социальные функции. В игре происходит становление нравственных основ; формируются мотивы поведения и воли ребенка. Игровая деятельность как ведущая должна подготовить ребенка к школе, развить у дошкольников те свойства личности и психические процессы, которые необходимы для успешного обучения в начальных классах.

     Переход из дошкольного возраста в младший школьный нередко сопровождается кризисом 7 лет.

     В возрасте 6-7 лет одной из основ изменения психологической деятельности ребенка, его личностных особенностей является формирование новой деятельности — учебной, которая становится ведущей. Сущность учебной деятельности заключается в усвоении научных знаний через обогащение и перестройку личности ребенка, что проявляется в изменениях уровня знаний, навыков, умений, в умственных операциях и в особенностях личности. Однако переход из дошкольного в младший школьный возраст происходит не автоматически, а путем перевода игровой деятельности в учебную через правильное сочетание реально действующих и понимаемых мотивов. Развитие личности младшего школьника может нарушаться вследствие двух причин:

     1) неправильного понимания иерархии  потребностей в результате недостатков  воспитания и обучения;

     2) недостаточного развития функциональных  систем мозга, обеспечивающих  учебную деятельность.

       В свою очередь, учебная деятельность  связана с формированием самооценки личности. Для детей получаемые отметки важны не только как способ оценивания их знаний, но и одновременно как оценка их личности, их возможностей и места среди других. Поэтому у отличников формируется завышенная самооценка, а у неуспевающих — заниженная. Коррекция самооценки — важный момент, который требует сравнивания ребенка только с самим собой. Важным является использование поощрения. Похвала важна в присутствии других, порицание — наедине. Как похвала, так и порицание должны касаться не глобально человека, а отдельных сторон его личности или отдельных операций; учебная деятельность приводит к изменению и психических процессов, среди которых наиболее важным является развитие высших чувств — чувства товарищества, долга, ответственности, коллективизма; интеллектуальных чувств — любознательности, удивления, сомнения, удовольствия от удачного решения задачи. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей.

     В детском возрасте можно выделить 3 основных типа состояний, отражающих различную структуру психосоматических и соматопсихических соотношений:

     1. Соматизированные психические реакции (соматоформные реакции), формирующиеся без участия соматической патологии в рамках образований невротического или конституционального регистра (неврозы, невропатии);

     2. Психогенные реакции (нозогении), возникающие в связи с соматическим заболеванием (последнее выступает в качестве психотравмирующего события);

     3.  Реакции экзогенного типа, возникающие вследствие воздействия соматической вредности и относящиеся к категории симптоматических психозов.

     Одним из факторов, воздействующих на протекание психосоматических заболеваний, является отношение родителей к заболеванию  ребенка.

     Как правило, на отношение родителей к болезни ребенка влияют разные факторы. Это и состояние собственного здоровья, и страх перед последствиями обострений, и убежденность родителей в своих знаниях о конкретном заболевании.

     Отношение к болезни ребенка сказывается  и на отношении к его личности. В целом можно говорить о том, что взаимоотношения в семье подвергаются изменению в связи с появлением у одного из ее членов хронического заболевания.

     К частным случаям нарушенных семейных отношений относится недостаток эмоционального тепла со стороны одного из родителей во время вербального или невербального общения.

     Одним из факторов возникновения психосоматических  заболеваний есть то, что один из родителей обращается к ребенку  отстраненным или бесчувственным тоном, не проявляя сколько-нибудь значительного интереса к тому, чем он занимается, не сопереживая его трудностям, редко поощряя и одобряя. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. К словам детей не прислушиваются, их мнение игнорируется, в них не видят личность.

     Ребенок ощущает себя центром происходящего, не может взглянуть на себя со стороны. Центрированность детей проявляется  и в том, что происходящее вокруг они воспринимают как относящееся  к ним самим. Ребенок в этом возрасте считает, когда он идет по улице, луна следует за ним или же что папа ездит в командировки, чтобы купить ему подарки... Иногда эта особенность стает причиной возникновения психосоматических заболеваний ребенка, связанных с семьей. В ситуации развода, когда взрослые прямо или косвенно поддерживают искаженную интерпретацию ребенка, он может прийти к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого поведения. Возникшее чувство вины впоследствии может привести к самым разнообразным отклонениям в развитии личности.

     Пытаясь понять причины поведения других людей, дети чаще всего опираются на собственный опыт и придают поведению других такой же смысл, как собственному.

    Особенную роль в возникновении психосоматических  расстройств играет само рождение ребенка. Первый ребенок появляется в семье, еще недостаточно готовой к детям. Появление ребенка и уход за ним в первые месяцы сопряжены с определенной долей неуверенности, тревожности. Воспитание первого ребенка в семьях и позже происходит под знаком неуверенности и переживания риска.

    Установлено особое значение для развития ребенка  и снижения вероятности психосоматического заболевания в будущем адекватного поведения матери по отношению к ребенку с первых лет его жизни. Если мать отвергает попытки ребенка разрушить симбиотическую эмоциональную связь с нею, блокирует его стремление к автономии и независимости, то прогноз на будущее для ребенка становится неблагоприятным. В современной литературе существует описание так называемой психосоматической матери как авторитарной, доминирующей, открыто тревожной и латентно враждебной, требовательной и навязчивой.

Информация о работе Роль семьи в формировании соматических заболеваний у детей и подростков