Роль семьи в формировании здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что ценность здоровья была известна человечеству давно, осознание необходимости целенаправленных усилий государства и личности по сохранению и укреплению здоровья как первостепенной задачи утвердилось в общественном сознании лишь к концу ХХ века.

Работа содержит 1 файл

Здоровье человека и общества .doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Лекция  «Здоровье человека и общества»

Составили доценты

В.А. Силивра, В.В. Прошин, В.И. Лисицин

 

«Здоровье – не все, но все без  здоровья – ничто».

Сократ

Ключевые слова: общественное и индивидуальное здоровье, конституция человека, факторы риска, образ жизни.

Дано  представление об общественном и  индивидуальном здоровье. Рассмотрены  компоненты индивидуального здоровья. Указаны факторы, влияющие на формирование и сохранение здоровья, а также  факторы риска.  Дано понятие о  здоровом образе жизни.

Несмотря  на то, что ценность здоровья была известна человечеству давно, осознание необходимости целенаправленных усилий государства и личности по сохранению и укреплению здоровья как первостепенной задачи утвердилось в общественном сознании лишь к концу ХХ века.

Уже к середине прошлого века стало ясно, что в экономически развитых странах научно-технический прогресс не только коренным образом изменил условия существования человека, но и оказал влияние на жизнедеятельность его организма. Так, улучшились показатели физического развития людей, увеличилась средняя продолжительность жизни человека, были побеждены основные инфекционные заболевания. В то же время, возросло количество больных людей, в первую очередь, среди пожилых, увеличилось количество экологически зависимых заболеваний, получили широкое распространение, так называемые, «болезни цивилизации» - заболевания сердечно-сосудистой и эндокринной систем и онкологические болезни. Более того, эти совсем неинфекционные заболевания приняли характер эпидемий, даже пандемий, и стали поражать людей в более молодом возрасте. В результате увеличились затраты на лечение и реабилитацию больных. Надежды на то, что медицина обеспечит высокий уровень здоровья населения, окончательно рухнули. Стало ясно, что для обеспечения здоровья населения, необходимо изменить стратегию здравоохранения. Основной акцент необходимо перенести на человека в плане его ответственности и заботы о собственном здоровье.

Здоровье  населения России

Для нашей страны проблема здоровья населения  имеет особое значение. В отличие от других экономически развитых стран ожидаемая продолжительность жизни для лиц, родившихся в 2010, в нашей стране составляет 63 года для мужчин и 75 лет для женщин. Чрезвычайно высоки показатели смертности среди мужчин трудоспособного возраста. Потребление алкоголя на душу населения в 2 раза превышает уровень, определенный ВОЗ как «опасный». От употребления алкоголя погибает в 3,5 раза больше людей, чем в Европе. С 1992 г смертность превышает рождаемость, т.е. наблюдается убыль (отрицательный прирост) населения.

Тревогу вызывает состояние здоровья детей  и молодежи. По данным Института  возрастной физиологии Российской академии образовании только 30% школьников можно  отнести к первой группе здоровья. Среди 70% «нездоровых» большинство  относится ко второй группе здоровья, т.е. имеет функциональные отклонения. Если родители и врачи работают над этими проблемами, то функциональные отклонения с возрастом исчезают.

У 16% дошкольников отмечается избыточный вес. У младших школьников он есть у 21% мальчиков и 24% девочек. В 80% случаев возникшая в детстве полнота сопровождает человека всю жизнь. Избыточная масса тела предрасполагает к развитию сердечных заболеваний и диабета в молодом возрасте. Кроме того, происходят изменения со стороны других внутренних органов. У многих нарушается половая функция, ожирение может быть фактором риска ряда онкологических заболеваний.

В структуре заболеваемости на первом месте стоит кариес (по статистике уже в 3 года 50% российских детей страдают кариесом, к 12 годам – более 70%, при этом у каждого из этих детей не менее четырех кариозных зубов; к 16 годам почти у каждого есть хотя бы один удаленный зуб. В результате к 35 годам лишь 1% россиян имеет здоровые зубы). Причины: неправильное питание, недостаточная гигиена полости рта. Последствия: увеличивается нагрузка на органы желудочно-кишечного тракта и повышается риск развития заболеваний органов пищеварения.

На  втором месте – ЛОР-заболевания. Причины: недостаточная закаленность детей, загрязнение воздуха.

На  третьем месте – заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее частая патология – нарушения осанки. Причины: неполноценное питание, гипокинезия, что ведет к нарушению формирования опорно-двигательного аппарата и недоразвитию мышечного корсета; нарушение гигиенических условий обучения.

За  время обучения в школе все  проблемы здоровья, как правило, усугубляются. Неблагоприятно действующими факторами  являются: высокая нагрузка (учебная  и внешкольная), стресс, возникающий  из-за постоянного цейтнота времени.

Из  числа призывников по состоянию здоровья только 20% пригодны для службы в армии. Сложившаяся ситуация реально угрожает сохранению российской государственности.

Сохранение  и укрепление здоровья детей и  подростков напрямую зависит от родителей  и педагогов. Именно учитель должен знать, понимать и создавать благоприятные условия обучения, формировать у детей мотивацию к укреплению здоровья, вовремя заметить первые признаки нездоровья ребенка. К ним относятся повышенная возбудимость или заторможенность ребенка, повторяющиеся навязчивые движения (подергивание губ, плеч, покряхтывание, запинание), снижение интереса к окружающему, появление затруднения в освоении учебного материала, изменение цвета кожи лица (побледнение, покраснение). В это же время родители могут отмечать нарушения сна (трудности засыпания, частые просыпания, разговор во сне), любые страхи.

Главным условием формирования здорового стиля  поведения школьника является функциональная грамотность в вопросах здоровья педагогов и родителей, их совместная деятельность.

Существует  два принципиально разных подхода  к обеспечению здоровья человека – первичная профилактика, т.е. осуществление  мероприятий по сохранению и укреплению здоровья здорового человека (1) и  лечение уже заболевших (2). Для  осуществления первого подхода необходимы силы, средства и, в первую очередь, теория обеспечения здоровья.

Центральной проблемой профилактического направления  является формирование отношения человека к своему здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального  развития личности.

 

Здоровье  как понятие 

Наиболее  общим и философски емким является определение, данное американским патологом  Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение  приняла Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ).

 

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и травм».


 

В настоящее время существует несколько  десятков других определений индивидуального  здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который  отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его  физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:

 

Общий

    коэффициент    = рождаемости

Абсолютное число родившихся за год живыми

 X 1000

Среднегодовая численность населения


 

 

Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

 

Общий

    коэффициент    = смертности

Общее число умерших за год 

 X 1000

Среднегодовая численность населения


 

 

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

 

Общая

   заболеваемость =

Число всех заболеваний, выявленных в данном году

 X 1000

Среднегодовая численность населения


 

 

Под понятием «индивидуальное здоровье»  подразумевают состояние здоровья индивида.

Наиболее  удачным определением понятия «индивидуальное  здоровье» является определение  Казначеева. «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни»

Нетрудно  заметить, что во всех определениях рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, духовное. Попытаемся дать им определение.

        1. Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.
        2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

3. Духовное здоровье – комплекс  характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Считают, что духовность включает в себя готовность человека следовать наработанным веками правилам человеческого общежития и способность человека к творчеству. Проблеме духовности в зарубежной и отечественной философской мысли посвящено немало трудов, однако в одних из них понятие «духовность» отождествляется с понятием «душа», «психическое», в других – духовность отождествляется с сознанием, определяется как нечто противоположное материальному, то есть идеальное.

Истинная же духовность есть «триединство истины, добра и красоты», и основными  критериями такой духовности являются:

Информация о работе Роль семьи в формировании здорового образа жизни