Формирование здоровог образа жизни учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 07:25, доклад

Описание работы

Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10% Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020гг.
Но, к сожалению, в настоящее время официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях , 38.3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса.

Работа содержит 1 файл

доклад Гулмира.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему:

«Формирование здорового

образа  жизни – приоритетное

направление современной школы» 
 
 

Автор:

Директор  МОУ «СОШ №3»

Ф.Х. Мусина  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

п. Чернышевский

2010г. 

Формирование 

здорового образа жизни – приоритетное

 направление  современной школы.  

     Как известно, образ жизни формирует 50% здоровья, в то время как наследственность и экология занимают в этой структуре по 20%, а состояние здравоохранения – всего 10% Поэтому не случайно формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) стало одним из приоритетных направлений развития государства на 2010-2020гг.

     Но, к сожалению, в настоящее время  официальная статистика неумолима: 25% детей живут в неудовлетворительных жилищно-бытовых условиях , 38.3% в семьях с доходом ниже прожиточного минимума, более 50% подростков живут в состоянии стресса.

     Факторы, формирующие образ жизни –  это двигательная активность, привычки, питание и режим дня. Но, ни для кого не секрет, что все эти составляющие образа жизни сильно искаженны. Телевизор и компьютер заменили занятие спортом, “Фаст фуд” вытеснил здоровое, сбалансированное питание, режим сна постоянно нарушается, не говоря о возрастании популярности вредных привычек среди подростков, молодежи.

     Каково  же здоровье учащихся нашей школы? Результаты медицинских осмотров за последние годы в том числе за 2010г. свидетельствуют о том, что здоровье учащихся нашей школы значительно ухудшилось. Многие  наши учащиеся страдают хроническими заболеваниями. В структуре хронических заболеваний первое место занимают болезни органов пищеварения; второе место - болезни нервной системы,  третье место - болезни системы кровообращения. А также наиболее распространенными заболеваниями являются: кариес (141 уч.), миопия (137 уч.), плоскостопие (98 уч.) и хирургические болезни (76 уч.).  Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность, у наших сегодняшних учащихся значительно (на 20-25%) ниже, чем у сверстников 80-90 –х годов, вследствие чего около половины выпускников 11-х классов мальчиков и до 75% девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

  Здоровье наших школьников формируется под воздействием комплекса факторов, важнейшими из которых являются биологические (включая наследственность), экологические, социальные (образ жизни, условия воспитания и обучения, уровень медицинского обслуживания, питания и т.д.).

     С 2007 года школа работает над  Программой Развития «Школа социального успеха», в рамках которой реализуется подпрограмма «Школа территория здоровья».

      Задачи: построение взаимосвязи и преемственности между степенями обучения, образовательной программой и дополнительной; усиление социальной направленности профильного обучения; создание условий для широкого спектра внеурочной деятельности детей различной направленности (проектная, исследовательская, занятия физкультурой и спортом, кружки и секции); привлечение учащихся занятием спорта.

      Основные направления: введение современных здоровьесберегающих технологий; социальная направленность обучения школьников.

      С целью реализации выше указанных направлений и задач в 2010г. в учебном плане предусмотрены 3 часа физической культуры. Особенностью физической культуры как учебного предмета является её деятельностный характер. Задача формирования представлений о физической культуре не является самоцелью, а знания, которые приобретают учащиеся, выступают средством развития их физической деятельности, овладения физической культуры как частью общей культуры человека.

      Учителя физической культуры планируют процесс  обучения в зависимости от этапа, целей обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся и связывают с освоением того или иного способа физической деятельности, овладением физическими упражнениями, развитием физических качеств. Для полноты реализации программного содержания, помимо уроков физической культуры, как ведущей формы организации обучения, учителями физкультуры используются физкультурно – оздоровительные занятия в режиме учебного дня и учебной недели, спортивно – массовые мероприятия и педагогически организованные формы занятий после уроков (спортивные соревнования, спортивные праздники, спортивные кружки, занятия лечебной физической культуры).

     При организации целостного образовательного процесса в школе особое значение приобретают межпредметные связи: содержание физической культуры соотносится с содержанием таких учебных предметов, как Окружающий мир в начальной школе, ОБЖ, ОВС, Культура народов РС (Я), Природоведение, Биология, Искусство и другие. Наряду со специальными предметными общеучебными умениями, навыками и способами деятельности педагогический коллектив реализует межпредметное содержание в структуре этих образовательных дисциплин, акцентирую внимание на расширение и углубление знаний о физической культуре, о здоровье и здоровом образе жизни, о факторах, способствующих укреплению здоровья, о вредных привычках и их социальных последствиях, об основах медицинских знаний здорового образа жизни, об укреплении здоровья и личной гигиене и так далее.

     Основной  формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются  основы здорового образа жизни. Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие  технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные.  Интеграция информационных технологий с другими технологиями и методами обучения способствуют экономии учебного времени, позволяют уменьшить объём учебных нагрузок,  увеличить образовательные возможности учащихся. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа.

     Педагоги, особенно учителя начальной школы всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и строго выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения. С 2009г. введены обязательные динамические паузы, физкультминутки в начальной школе на каждом уроке, в 5-11 классах на первых уроках по расписанию. Создана группа «Юных физоргов», ответственных за проведение физкультминуток, разработаны памятки, комплекс профилактических упражнений для проведения физкультминуток  для учащихся начальной школы, комплекс упражнений общего воздействия для разных групп мышц, для улучшения мозгового кровообращения, комплекс упражнений для глаз для учащихся среднего и старшего звена и так далее.

     Формирование  ЗОЖ проходит как  во время уроков, так и во внеурочное время через школьное дополнительное образование. В рамках подпрограммы «Школа – территория здоровья» реализуется системный подход: проводится мониторинг здоровья учащихся, создан банк данных здоровья учащихся, банк данных досуговых программ занятости школьников, создаётся паспорт здоровья школы.  Анализируется состояние системы воспитания и дополнительного образования, проводятся семинары, курсы для учителей по применению здоровьесберегающих технологий. Разработан  цикл  бесед по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни с учётом возрастных особенностей учащихся. Начальная школа: беседы, классные часы по разделам «Уроки Мойдодыра», «Уроки Знайки», «Воспитай себя», «Уроки этикета». Для учащихся средней ступени и старшей циклы бесед по направлениям «Общечеловеческие нормы нравственности», «Окружающая среда и её гигиеническое значение», «Факторы разрушающие здоровье, факторы формирующие здоровье», «Наркотики и молодёжь», «Алкоголь: мифы и реальность», «Военная служба особый вид деятельности» и прочее. Использование различных форм: дискуссионное общение, «Курильщик - сам себе могильщик»,аргументированная полемика, «СПИД – чума 21 века»,уроки – беседы с элементами ролевой игры, театрализованные представления, «Суд над сигаретой», «Не сломай свою судьбу», КВН, «Нам стихия не по чём», конкурс школьных ученических агитбригад «Здоровому всё здорово» помогают формировать навыки здорового образа жизни, формируют изменения ценностного отношения учащихся к табакокурению, наркомании, другим вредным привычкам. 

     На  протяжении многих лет действуют кружки: «Звёздочка», «Сказочная мастерская», «Волшебная иголочка», студия сценического мастерства «Овация», «Юный друг пожарных», клубы: «Гармония», «Я на сцене новичок», «Лидер 21 века», которые органически вписались в систему школьного дополнительного образования, способствуют решению целого спектора воспитательных задач, вносят существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Более 180 учащихся посещают эти кружки, клубы, студии. Кроме того, в школе организована работа спортивных кружков и секций: их на сегодняшний день насчитывается 6: 2 секции по баскетболу (для юношей и девушек), 2 секции по волейболу (для юношей и девушек), 1 секция по Мас -реслингу и 1 секция по национальным прыжкам, в которых занимаются более 120 учащихся.

     Одноразовое горячие питание  - обязательное для всех учащихся и двухразовое  - для желающих. 330 учащихся питаются с оплатой полной стоимости за счёт средств родителей; бесплатное питание за счёт средств регионального и местного бюджета получают – 69 учащихся; по льготной цене питаются – 34 учащихся.

     Медицинское сопровождение учебно  - воспитательного  процесса является  одним из важнейшим  направлением в формировании ЗОЖ.  В школе систематически проводятся диспансеризация, плановые профилактические прививки, медицинские осмотры, медицинское сопровождение дней здоровья школьных спортивных мероприятиях. В 2010г. медицинским осмотром было охвачено 473 ученика. По результатам медосмотра сформированы:  основная группа – 299 учащихся; подготовительная группа – 152 учащихся; специальная группа – 10 учащихся, которая занимается по специальной программе на базе ФОК «Каскад» (лечебно – профилактическая гимнастика, плавание). 147 учащихся по состоянию здоровья занимаются на уроках физкультуры в школе в подготовительной группе (причина – небольшие отклонения в здоровье).На основании справок МУЗ ЧГБ в 2010 – 2011 учебном году 14 учащихся школы освобождены от уроков физкультуры.

     С 2010г. в школе отсутствует медицинский  работник. На сегодняшний день имеется уведомление о получении лицензии на медицинскую деятельность, ведётся работа с районной больницей по кадровому обеспечению.

     Одним из направлений внеклассной работы по ЗОЖ является организация отдыха обучающихся в каникулярное время. За это лето в школьном лагере  ЛТО отдохнуло 180 учащихся с дневным пребыванием; лагерь работал в две смены, профильность и направление ЛТО: Экологический, художественно – эстетический, «Дворовый вожатый»; 58 учащихся провели летние каникулы в выездных лагерях; 168 учащихся выехали с родителями в отпуск. 

     Но  как говорили древние «пусть лучше  мой разум будет подвержен  сомнению, чем ограничен убеждённостью». Сомнения мои ни в коей мере не умоляют значений тех достижений, которые достигнуты сегодня нашей школой, но ведь проблема здоровья наших детей остаётся и с каждым днём она становится всё острее.

     Из  анализа, проведённого в ходе подготовки к Дню открытых дверей, выяснились проблемы и наиболее агрессивные факторы, которые влияют на формирование здоровья школьников являются следующие:

  1. Здоровьесбережение в школе носит характер акций, нет целостной системы, целостного подхода. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа. Здоровьесбережение – должно быть эрой, как минимум эпохой.
  2. Отсутствует система критериального оценивания в основе управления качеством здоровьясбережения.

   3)Высокий      объем      учебных      и      внеучебных      нагрузок, интенсификация   процесса   обучения,   а   также   дефицит   времени   для усвоения    информации    являются    выраженными    психотравмирующими факторами     для     школьника,     что     в     сочетании     с     уменьшением продолжительности  сна  и  прогулок,   снижением  физической  активности оказывает стрессорное воздействие на развивающийся организм.

    4)    Существенным   фактором,   ухудшающим   здоровье   школьников является    низкая    двигательная    активность.    Дефицит    двигательной активности    уже    в    младших    классах    составляет    35-40%,    а    среди старшеклассников -  75-85%. Уроки физического воспитания лишь в малой степени    (на    10-18%)    компенсируют    дефицит    движений,    что    явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

   5)  Гедонизм, то есть гипертрофированное желание молодежи получить удовольствие.

  6) Невежество родителей и их детей. Отсутствие доверия, эмоциональных связей между детьми и их родителями.

  7) Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему здоровью.

Информация о работе Формирование здоровог образа жизни учащихся