Сердечно-сосудистая система у детей раннего и дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 17:30, реферат

Описание работы

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам и являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строение и основах функциях своего тела, организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему

Содержание

Введение.
Сердечно-сосудистая система.
Анатомо-физиологические особенности органов
кровообращения и сердечно-сосудистой системы.

Заболевание сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

реферат по сердцу(3).docx

— 218.09 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Республики Бурятии

    Государственное образовательное учреждение

    среднего  профессионального образования 

    Бурятский Республиканский педагогический колледж.

    Заочное отделение. 
 
 
 
 

    Реферат.

     

          Тема: Сердечно-сосудистая система у детей раннего и

                                  дошкольного возраста. 
 
 

                                                                           Выполнила студентка I-го курса: Еремеева Ю. С.

                                                                           050704 дошкольного образования

                                                                           Проверила: 
 
 
 
 
 

                                                    

                                                    г. Улан-Удэ 2011г.

                                Министерство образования и науки Республики Бурятии

    Государственное образовательное учреждение

    среднего  профессионального образования 

    Бурятский Республиканский педагогический колледж.

    Заочное отделение. 
 
 
 
 

    Реферат.

     

          Тема: Сердечно-сосудистая система у детей раннего и

                                  дошкольного возраста. 
 
 

                                                                     Выполнила студентка I-го курса: Сокольникова В.В. 

                                                                     050704 дошкольного образования

                                                                     Проверила: 
 
 
 
 
 

                                                     

                                                 г. Улан-Удэ 2011г. 
 
 
 
 

    План:

  1. Введение.
  2. Сердечно-сосудистая система.
  3. Анатомо-физиологические особенности органов

    кровообращения  и сердечно-сосудистой системы.

  1. Заболевание сердечно-сосудистой системы и их профилактика.
  2. Заключение.
  3. Используемая литература.
  4. Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    1.Введение.

Анатомия  и физиология относятся к биологическим наукам и являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строение и основах функциях своего тела, организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему.

Анатомия  человека – это наука о формах, строение и развитии человеческого организма. Она изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.

Физиология  изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельность, исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды.

Раскрывая основные закономерности развития человека в  эмбриогенезе, а также детей в  различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Сердце и сосудистая система ребенка значительно  отличается от таковой у взрослого. Сразу после рождения интенсивно идёт морфофункциональное изменение  сердечно-сосудистой системы. После  перевязки пуповины прекращается планцерное кровообращение и начинается функционирование малого круга кровообращения.

Артерии у детей  относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Достаточно развита капиллярная  сеть. Наиболее интенсивный рост сосудов  происходит на 1-ом году жизни.

Артериальное  давление у детей ниже, чем у  взрослых вследствие меньшей нагнетательной способностью сердца, большей податливости сосудистой стенки и большей ширины просвета сосудов. 

                                           2.Сердечно-сосудистая система.

    Сердце — центральный орган кровеносной системы, выполняющий функцию насоса, благодаря работе которого осуществляется кровообращение. См. рис 1.

    Сердце  человека представляет собой четырехкамерный  мышечный мешок, состоящий из двух предсердий и двух желудочков, разделенный продольной перегородкой на две не сообщающиеся между собой половины: правую (венозную) и левую (артериальную), каждая из которых, в свою очередь, состоит из двух камер  — предсердия и желудочка. Стенка сердца имеет три слоя: эндокард — внутренний слой (внутренняя оболочка сердца), миокард — мышечный слой (сердечная мышца) и эпикард — наружный слой, его еще называют сердечная сорочка. Снаружи сердце помещается в замкнутом мешке — околосердечной сумке — перикарде. См. рис. 2.

    Кровеносные сосуды (трубки различного калибра) подразделяются на артерии, вены и капилляры, или  волосные сосуды. Артерии несут кровь  от сердца ко всем органам и тканям. Вены отводят кровь от тканей и  органов и приносят ее к сердцу. Капилляры соединяют в тканях концевые ветвления артерий с  началом мельчайших вен. Они замыкают на периферии кровеносное русло  и обеспечивают непрерывный ток  крови из артерий в вены.

    

    Схема внутрисердечного кровообращения в норме. Рис. 3. 

    Из  правого желудочка выходит легочная артерия (легочный ствол), из левого желудочка  — аорта. В правое предсердие впадают  две полые вены, в левое предсердие — четыре легочные вены.

    В желудочках сердца, у входа в аорту  и легочный ствол, имеются карманообразующие (полулунные) клапаны. Предсердия сообщаются с желудочками с помощью отверстий, также имеющих запирательные клапаны, которые образованы широкими пластинками (створками). Между левым предсердием и желудочком находится двухстворчатый (митральный) клапан, между правым предсердием и желудочком — трехстворчатый клапан. От створок клапанов отходят сухожильные нити (струны), соединяющие створки с мышцами, что обеспечивает закрытие клапанов.

    В кровеносной системе выделяют две  замкнутые системы сосудов —  большой и малый круг кровообращения. Большой круг кровообращения в его  артериальной части включает аорту  со всеми ее ветвями (артериями), а  в венозной — полые вены с их ветвями (венами). Малый круг кровообращения — легочный — состоит из легочного  ствола, легочных артерий и легочных вен.

    Кровообращение  — движение крови по сосудам — необходимый для нормальной жизнедеятельности организма процесс. Благодаря кровообращению ко всем органам и тканям поступают кислород, питательные вещества, вода, соли, гормоны, а к органам выделения: легким, почкам, желудочно-кишечному тракту, потовым железам — углекислый газ, вода, конечные продукты азотистого обмена. Таким образом, кровообращение обеспечивает газообмен между организмом и внешней средой, обмен веществ между органами и тканями, регуляцию различных функций организма. Система кровообращения имеет большое значение в осуществлении защитных реакций организма.

    Основным  источником энергии, необходимой для  движения крови по сосудам, является физиологическая деятельность сердца, которая заключается в перекачивании  крови из вен большого и малого кругов кровообращения в артерии. Ритмические  сокращения мускулатуры предсердий и желудочков (систола предсердий и систола желудочков) ведут к  выдавливанию находящейся в них  крови в том направлении, где  давление ниже и куда клапаны сердца допускают ее отток. Следующее за систолой наполнение сердца кровью происходит во время диастолы — периода расслабления.

    Сердечно-сосудистая система детей работает с большой  нагрузкой, обеспечивая интенсивное  кровоснабжение всех быстро растущих и развивающихся органов и  тканей. Поэтому относительная масса  сердца у ребёнка больше, чем у  взрослого, и составляет 0,8 % массы  тела (у взрослого — 0,5%). 
 

3. Анатомо-физиологические особенности органов                                                                                                                                                                      кровообращения и сердечно-сосудистой системы.

    В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца и его патологии.  

    Сердце. У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет — желудочки. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2-3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого. У ребенка, особенно первых недель и месяцев жизни, сохраняются различного вида сообщения между кровеносными сосудами, левыми и правыми отделами сердца: овальное отверстие в межпредсердной перегородке, артериальный проток, артериоло-венулярные анастомозы в малом круге кровообращения и др. В результате этих сообщений кровь из камеры с высоким давлением сбрасывается в камеру с низким давлением. В некоторых случаях, например при легочной гипертензии или развитии дыхательной недостаточности, давление в легочной артерии и правых отделах сердца начинает превышать давление в артериях большого круга кровообращения, что приводит к изменению направления сброса крови (шунт справа налево) и смешиванию артериальной крови с венозной.

    Сосуды. У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15-16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол.

    Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно  выше, чем у взрослых. Ширина и  обилие капилляров предрасполагают  к застою крови, что является одной  из причин более частого развития у детей первого года жизни  некоторых заболеваний, например пневмоний  и остеомиелитов. Скорость кровотока  у детей высокая, с возрастом  она замедляется, что обусловлено  удлинением сосудистого русла по мере роста ребенка и урежением  частоты сердечных сокращений.

    Артериальный  пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано  с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим  влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более  высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в  крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных  сокращений. Наибольшая частота сердечных  сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120—140 в 1 мин). С возрастом она  постепенно уменьшается; к году ЧСС  составляет 110—120 в 1 мин, к 5 годам — 100, к 10 годам — 90, к 12—13 годам — 80—70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры  вызывают его заметное учащение. Для  пульса детей характерна дыхательная  аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — урежается.

    Артериальное  давление (АД) у детей более низкое, чем у взрослых. Оно чем ниже, тем младше ребенок. Низкое АД обусловлено небольшим объемом левого желудочка, широким просветом сосудов и эластичностью артериальных стенок. Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД. Границами нормальных показателей АД являются пределы от 10-й до 90-й цен гили. Величины от 90-й до 95-й и от 10-й до 5-й цептили считаются соответственно пограничной артериальной гипер – и гипотензией. Если показатели АД выше 95-й цептили — это артериальная гипертензия, если ниже 5-й центпли — артериальная гипотензия. У доношенного новорожденного систолическое АД составляет 65 85 мм Т. Ст. Примерный уровень максимального АД у детей 1-ого года жизни можно рассчитать по формуле:

    76+2 п. где и — число месяцев, 76 – средний показатель систолического АД у новорожденного.

Информация о работе Сердечно-сосудистая система у детей раннего и дошкольного возраста