Спортивная психофизиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 2
1.1. Методы исследования периферической нервной системы 2
1.1.1. КГР 2
1.1.2. Плетизмография 4
1.1.3. Реоэнцефалографии 4
1.1.4. ЭМГ 5
1.1.5. Дыхание 7
1.1.6. ЭКГ 7
1.2. Методы исследования ЦНС 8
1.2.1. ЭЭГ в спорте 8
1.2.1.Основные артефакты и способы борьбы с ними 9
1.2.2. Схемы экспериментов с минимизацией артефактов 11
1.2. МРТ 16
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ 18
2.1. Диагностика индивидуальных особенностей спортсмена 18
2.1.1.Индивидуальные различия работоспособности 18
2.1.2.Сила и слабость нервной системы 19
2.1.3.Функциональная межполушарная асимметрия и спорт 25
2.2.Диагностика функционального состояния 28
2.2.1.Функциональное состояние человека 28
2.2.2. Влияние физической активности на мозговые процессы. 34
2.2.3. Мозговые процессы и степень профессионализма в спорте. 36
3. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 39
3.1. Биоуправление в спорте. 39
3.1.1. История и суть метода 39
3.1.2. БОС в спорте 40
3.2. Аудио-визуальная стимуляция 43
3.2.1. История, виды и механизм воздействия 43
3.2.2. Применение в спорте

Работа содержит 1 файл

спорт_психофиз2.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

    Усвоение  материала, связанного с изменением поведения или жизненной позиции, облегчается при использовании  программ, которые начинаются со стимуляции в бета-диапазоне, а затем понижаются до тета-диапазона. Этот режим стимуляции должен поддерживаться до окончания прослушивания учебной программы, а затем частота стимуляции должна быть снова переведена в бета-диапазон.

    При прослушивании бинауральных ритмов можно услышать у себя в голове самые различные звуки. Эти звуки есть продукт только воображения, их нет в программе, но именно они позволяют достичь требуемого эффекта по синхронизации полушарий мозга. Некоторым людям именно эти артефакты доставляют наибольшее удовольствие, другие не слышат их вовсе, но эффект синхронизации все равно присутствует.

    Для достижения высокой эффективности  активации коры головного мозга  используются различные режимы применения сенсорных стимулов:

  1. Синхронный режим - одновременная подача стимулов справа и слева, чем обеспечивается синхронизация функциональной активности правого и левого полушарий.
  2. Асинхронный режим - попеременная подача справа и слева.
  3. Диссоциирующий режим - попеременная подача аудиальных, визуальных и соматосенсорных стимулов. Этот режим предназначен для разобщения восприятия сенсорной информации, что приводит к обострению внимания, умению выделять главное, разрешению проблем. Используется при снижении силы нервных процессов.
  4. Расширенный режим - попеременное включение сенсорных стимулов со сменой латерализации подачи - служит для повышения разрешающей способности анализаторов.
  5. Альтернирующий режим - стимуляция сенсорными стимулами, подаваемыми справа и слева с различной частотой - незаменим при стрессовых ситуациях, когда резко меняется коэффициент межполушарной асимметрии, и возникает необходимость повысить активность правого полушария. При использовании этого режима можно избирательно активировать правого и левого полушария, предварительно определив профиль функциональной межполушарной асимметрии.
  6. Режим со смещением слухового образа, при котором субъективное ощущение восприятия звука смещается от средней линии (как правило, в области макушки, реже - переносицы и подбородка) в сторону того уха, на которое звуковые стимулы подаются с опережением. При его реализации возникает ощущение вращения звука в голове, что способствует более быстрому введению в измененное состояние сознания (имитация пляски шамана по кругу).
  7. Бинауральные ритмы, возникающие при предъявлении на разные уши звуков разной частоты, предназначены для облегчения усвоения желаемой частоты. Стимуляция бинауральными ритмами облегчает доступ к измененным состояниям сознания. Этот процесс эффективен и безопасен, имеет самые разнообразные приложения, в том числе и для расслабления, медитации, развития интуиции, повышения эффективности обучения, улучшения сна, самочувствия и исследования расширенных состояний сознания.

    Таким образом, основной целью АВС является навязывание определенных ритмов с  помощью стимуляции сенсорных входов соответствующими раздражителями, которые через модулирующие системы мозга приводят к изменению уровня активации коры больших полушарий, что со временем закрепляется и приводит к формированию более совершенных функциональных систем, обеспечивающих повышение результативности спортивной деятельности.

    3.2.2. Применение в спорте

    Метод АВС довольно широко используется в  спортивной практике для оптимизации  психофизического состояния и, как  следствие, улучшения показателей  деятельности спортсменов. Впервые  данные об использовании АВС в спортивной практике появились в 1988 году150. Эффекты, вызываемые АВС, основаны на том, что с помощью стимуляции сенсорных входов происходит изменение уровня активации коры больших полушарий через модулирующие системы головного мозга, которые определяют уровень функционального состояния151. Оптимальному психофизиологическому состоянию соответствует определенный нейрогуморальный фон, тонус мышц, уровень активации вегетативной нервной системы, психологические установки и т.д.

    Программа фотостимуляции, предъявляющаяся спортсмену, состоит, как правило, из альфа-стимулирующей серии, т.е. предъявлении фотовспышек с индивидуальной частотой альфа-ритма, способствующему расслаблению и снижению тревожности. После чего следует собственно программа АВС, подобранная под определенного спортсмена и включающая, как правило, ускоряющуюся частоту от альфа до бета ритма152. При этом во время стимуляции спортсмен должен представлять, что он правильно и четко выполняет всю последовательность необходимых действий и движений, при этом делает он это с максимальной уверенностью в своих силах и даже представляет победу на соревнованиях.

    В исследовании К.Г.Волтона и Н.Пага153 была показана эффективность использования в дополнение к АВС отвлекающих и мешающих факторов, которые обычно непосредственно присутствуют на соревнованиях, например, такие как крики толпы, громкие отвлекающие звуки, аплодисменты и т.д. Это помогает спортсмену научиться испытывать ощущение спокойствия и переносить его на такие напряженные и ответственные моменты, как соревнования. АВС помогает спортсменам погружать сознание все глубже в тренировочный процесс, не отвлекаясь на мешающие и отвлекающие факторы.

    Можно привести и другие примеры использования  АВС в спорте. Так, например, Боб  Визард, спортивный психолог команды DallasCowboys, использовал АВС для того, чтобы помочь футболистам отработать определенные навыки (пассы, удары и др.)154. Он проводил тренинги с АВС во время тренировок и заметил, что игроки бегали быстрее и дольше с использованием АВС. Он связывал это с тем, что у футболистов были сформированы некоторые психологические барьеры и установки, мешающие улучшить результаты деятельности. Процедура АВС позволяла нивелировать эти барьеры и повысить эффективность тренировок.

    Другой  пример из области гольфа. Профессиональный гольфист Рокки Томпсон долго работал над техникой игры в гольф. Благодаря использованию АВС всего лишь в течение двух недель он научился лучше расслабляться и перестал испытывать тревожность, благодаря чему его движения стали более пластичными и он смог значимо повысить свою работоспособность.

    Олимпийский чемпион по стендовой стрельбе Ричард Фолдс также использовал АВС  для того, чтобы научится контролировать мозговую ритмику. Ему предъявлялись  звуки и фотовспышки с частотой его альфа-ритма и через некоторое время он научился управлять своим альфа-ритмом, что улучшило его концентрацию и внимание и способствовало повышению результативности по стрельбе. 

    Какое-нибудь заключение (может из новой книжки?) 

Заключение

Основной  целью данной главы было продемонстрировать необходимость и эффективность использования психофизиологических методов для контроля деятельности и повышения результативности в спорте высших достижений. В нашей стране спортивная психофизиология находится только в самом начале своего развития, в то время как в других странах психофизиологические методы активно используются в различных видах спорта для повышения успешности выполняемой деятельности и контроля функционального состояния самих спортсменов.

Мы показали, что некоторые индивидуальные особенности спортсмена, к примеру, его сила нервной системы или межполушарная асимметрия мозга могут влиять на его успехи в спорте. Было показано, что с помощью таких психофизиологических методов, как БОС, можно научить спортсменов контролировать и управлять своим функциональным состоянием и оптимизировать его в соответствии с требованиями, которые предъявляет тот или иной вид спорта. Также важно упомянуть простоту и широкую область применения данного метода, как для элитных спортсменов, так и для начинающих.  Следует упомянуть и о методе АВС, который в настоящее время достаточно активно используется на западе, в нашей стране практически нигде не применяется. Этот метод помогает спортсмену войти в то оптимальное функциональное состояние, которое необходимо для достижения наилучших результатов.

Таким образом, данная глава демонстрирует  огромные ресурсы, которые способна дать психофизиология спорту и то, что эти ресурсы только начинают активно использоваться в современном спорте. 

Информация о работе Спортивная психофизиология