Спортивная психофизиология

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

В самом начале курса спортивной психологии, читаемой в Стоунбриджском Университете, утверждается, что понимание связи между телом и психикой в спорте является ключевым для подготовки успешных спортсменов. И именно взаимосвязь тела и психики с его приложением к спорту и является основной темой изучения спортивной психологии. Спортивная психофизиология пытается раскрыть связи между психикой и мозгом и предложить свои методы воздействия как на физиологические, так и психические процессы. Таким образом, получается, что без знания спортивной психофизиологии невозможно грамотное курирование спортсменов, невозможно стать эффективным спортивным психологом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.МЕТОДЫ СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 2
1.1. Методы исследования периферической нервной системы 2
1.1.1. КГР 2
1.1.2. Плетизмография 4
1.1.3. Реоэнцефалографии 4
1.1.4. ЭМГ 5
1.1.5. Дыхание 7
1.1.6. ЭКГ 7
1.2. Методы исследования ЦНС 8
1.2.1. ЭЭГ в спорте 8
1.2.1.Основные артефакты и способы борьбы с ними 9
1.2.2. Схемы экспериментов с минимизацией артефактов 11
1.2. МРТ 16
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПОРТЕ 18
2.1. Диагностика индивидуальных особенностей спортсмена 18
2.1.1.Индивидуальные различия работоспособности 18
2.1.2.Сила и слабость нервной системы 19
2.1.3.Функциональная межполушарная асимметрия и спорт 25
2.2.Диагностика функционального состояния 28
2.2.1.Функциональное состояние человека 28
2.2.2. Влияние физической активности на мозговые процессы. 34
2.2.3. Мозговые процессы и степень профессионализма в спорте. 36
3. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ 39
3.1. Биоуправление в спорте. 39
3.1.1. История и суть метода 39
3.1.2. БОС в спорте 40
3.2. Аудио-визуальная стимуляция 43
3.2.1. История, виды и механизм воздействия 43
3.2.2. Применение в спорте

Работа содержит 1 файл

спорт_психофиз2.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

    Есть  также данные о том, что внешние  воздействия способны изменять ПЛО. Так по данным В.А. Егорова и В.К. Широгова70 при утомлении наблюдается сглаживание различий между ведущей и неведущей рукой. Противоположные данные описаны В.Ю. Целищевым71 для лыжников и Н.М.Гротти со Г.Смитом для пловцов72. Они наблюдали усиление асимметрии при длительной нагрузке, особенно у менее тренированных спортсменов. Сами систематические занятия спортом также оказывают существенное влияние на характер и степень межполушарной асимметрии. Так, в процессе занятий спортивной гимнастикой увеличивается правосторонняя асимметрия по мануальным и сенсорным функциям73. Также в работе В.Киблера с соавторами было показано, что доминантное вращение плеча у теннисистов уменьшается с возрастом и спортивным стажем74.

    При тренировках в ряде видов спорта с симметричной структурой технических  действий межполушарная асимметрия усиливается75. У новичков-бегунов на средние и длинные дистанции функциональная корковая система управления движениями (по электрофизиологическим критериям) преобладает в правом полушарии, у легкоатлетов средней квалификации (II-III разряды) асимметрия сглаживается, у спортсменов высокой квалификации (I разряд и мастер спорта) – снова возникает, но в пользу левого полушария. При систематическом выполнении преимущественно односторонних упражнений происходит преобладающее развитие ведущей конечности и усиление асимметрии до определенного, генетически обусловленного уровня. Неравномерное морфологическое развитие, одностороннее преобладание физических качеств, асимметрия двигательных действий особенно выражены при большом стаже и ранней специализации в спорте. Так, у взрослых теннисистов, имеющих стаж занятий теннисом более 15 лет, ведущая рука на 2-3 см длиннее и значительно толще неведущей76.

    Тем не менее, попытки регулирования  врожденных асимметрий могут привести к задержке роста спортивного  результата вследствие отрицательного переноса двигательного навыка и  нерационального использования времени77. Целесообразность попыток регулирования морфофункциональных асимметрий связана с взаимодействием двух блоков переменных: индивидуальными особенностями спортсменов, проявляющимися в исходном уровне асимметрий, и потребностью вида спорта в разностороннем развитии организма. Так, например, на начальном этапе подготовки гандболистов рекомендуется их разделение на две группы: правши должны выполнять 30% объема нагрузки в субдоминантную сторону, а левши и амбидекстры – по 50% в обе стороны. Это обеспечивает качественное усвоение двигательных действий, активный отдых и профилактику нарушений осанки. Против попыток изменить степень асимметрии глаз в остроте зрения или соотношения доминирования «глаз-рука» у профессиональных бейсболистов выступают Г.М.Портал и П.И.Романо78. Они обосновывают свое мнение генетическим происхождением специфики межполушарных связей и опасностью возникновения психологических и физических травм, в том числе нарушений бинокулярного зрения.

    Важным  для спортивных психофизиологов является решение проблемы центральной организации моторного доминирования в зависимости от ПЛО. В этом плане наиболее информативным индикатором могут служить ЭЭГ и ЭМГ исследования.

    Вышеприведенные данные свидетельствуют о целесообразности использования ПЛО для выявления предпосылок, определяющих психическое и физическое состояние спортсмена.

    2.2.Диагностика  функционального  состояния

    2.2.1.Функциональное  состояние человека

    Функциональное  состояние обычно определяют как  фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или  иная конкретная деятельность человека. Ретикулярная формация (активирующие  и инактивирующие отделы) и лимбическая система (определяющая мотивационное возбуждение) представляют модулирующую систему мозга, регулирующую возбудимость нейронных сетей мозга79. Модулирующая система мозга реализует свои функции через функциональные системы, которые регулируют процессы активации в составе различных видов деятельности. Она регулирует цикл бодрствование – сон, стадии и фазы сна, уровни и специфику функциональных состояний во время бодрствования, а также процессы внимания благодаря ее способности создавать как локальные, так и генерализованные эффекты активации и инактивации в нервной системе80.

    Функциональное  состояние – особое психофизиологическое явление со своими закономерностями, определяющимися активированной архитектурой модулирующей системы, которое проявляется на биохимическом, физиологическом, поведенческом и психологическом (субъективном) уровнях. Функциональное состояние – необходимая составляющая любого вида деятельности и поведения. Хорошо изучены отношения между уровнем активации мозга и эффективностью выполнения различных действий, операций, навыков, а также обучения. Они обычно описываются куполообразной кривой, показывающей, что наиболее высокие результаты деятельности достигаются не при самой высокой, а при более низкой активации нервной системы, получившей название оптимального функционального состояния. Исследования Р.Йеркса и Г.Додсона81 показали, что с ростом активизации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Дальнейшая активация нервной системы в условиях продолжающегося воздействия стресса приводит к снижению показателей деятельности. Установлено, что в условиях стрессорного воздействия раньше происходит нарушение более сложной деятельности, при одновременном повышении эффективности более простой. Но также иногда наблюдаются парадоксальные ситуации, когда при стрессе показатели качества выполнения более сложной деятельности могут увеличиться в большей мере, чем показатели менее сложной деятельности. В данном случае речь может идти о двух видах регуляции: психологической и физиологической. Работоспособность сохраняется (а может и возрастать) за счет увеличения физиологической «цены» мобилизации внутренних резервов организма, что сопровождается повышением выделения кортикостероидов, учащением пульса, колебаниями артериального давления и т.д. В другом случае, при снижении качества деятельности, показатели физиологических функций оставались неизменными. Высокая мотивация к работе, несмотря на ухудшение функционального состояния оператора, способна до определенного уровня увеличить эффективности его деятельности.

    Также проводились исследования связи  активности нервных центров с  уровнем бодрствования и эффективностью поведения, где было также показано, что эффективность выполнения деятельности растет вместе с ростом уровня активации нервных центров, но до определенного уровня. И при чрезмерной активации нервных центров происходит снижение эффективности выполнения деятельности.

    Оценка  эмоциональной напряженности является важной составляющей диагностического процесса в спорте высших достижений. Так, для штангистов очень важно быть максимально эмоционально возбужденными при подходе к штанге, а для стрелков – наоборот. Поэтому необходимо уметь определять оптимальный уровень эмоциональной напряженности. Классиком советской спортивной психологии Л.Д. Гиссеным была предложена схема взаимосвязи эмоциональной напряженности с координацией и энергией (выносливостью, быстротой). Оказалось, что с нарастанием напряженности увеличиваются и эти два параметра, но до определенного предела: вначале максимума достигает координация, потом энергия, и лишь потом сама эмоциональная напряженность начитает снижаться. Таким образом, в тех видах спорта, где необходимо действовать с максимальными энергетическими затратами (скоростно-силовые возможности) нужно значительно эмоционально возбудиться (например, спринтерский бег), а если необходима тонкая координация движений, то лишь незначительной эмоциональной напряженности будет достаточно (бег с препятствиями). Другой советский спортивный психолог – Ю.Я. Киселев, для расчета эмоциональной напряженности использовал формулу определения силы эмоции, предложенную известным физиологом П.В. Симоновым в рамках его потребностно–информационной теории эмоций.82 В ней постулируется, что эмоция является отражением в мозге человека и животных какой–либо актуальной потребности (качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Соотношение этих переменных представлено в формуле: Э = f[П, (Ин–Ис)], где Э — эмоция; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин–Ис) — оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и приобретенного опыта; Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени. Таким образом, получается, что сила эмоции зависит от двух процессов: силы потребности и оцениваемой вероятности ее реализации. Перефразируя ее для спорта, получаем, что эмоциональная напряженность будет тем больше, чем больше потребность в победе (значимость соревнований) и чем меньше шансы на победу. Поэтому и управлять эмоциональной напряженностью можно, влияя на эти факторы.

    Условием  успешного выполнения любой деятельности является оптимальное (для данных условий) функциональное состояние нервной  системы работающего. В процессе выполнения деятельности функциональное состояние, конечно, испытывает колебания в известных пределах. Однако если отклонения функционального уровня становятся настолько значительными, что выходят за пределы той зоны, которая для данных условий оптимальна, такие отклонения могут стать причиной ошибок в деятельности. Способность как можно дольше поддерживать оптимальный уровень функционального состояния нервной системы без значительных отклонений от него является, таким образом, существенным фактором надежности работы человека. Такую способность сохранять уровень функционального состояния в пределах оптимальной зоны в условиях, способствующих его отклонению, по-видимому, будет правомерно обозначить термином «устойчивость функционального состояния».

    Понятие устойчивости в применении к функциональным состояниям человека в последнее время привлекает внимание многих исследователей. Есть целый ряд экспериментальных исследований эмоциональной устойчивости, понимаемой как свойство личности, от которого зависит сохранение работоспособности человека в условиях большого эмоционального напряжения. Ф.Д. Горбовым83 введено понятие помехоустойчивости как способности успешно выполнять ту или иную деятельность в условиях действия раздражителей, близких по своему характеру к сигналам, входящим в структуру выполняемой деятельности.

    Во  многих видах спорта большую роль играет уровень психоэмоционального  напряжения, которое может в своих  крайних значениях достигать  как чрезмерного возбуждения (гипермобилизации), так и доходить до стадии развития тормозных процессов (охранительного торможения). В спортивной практике такие состояния определяют как разновидности предстартового состояния – предстартовую лихорадку или предстартовую апатию. Ряд исследователей отмечают, что слежение за развитием психоэмоционального напряжения позволяет предсказывать возможное ухудшение работоспособности человека. Для оценки эмоциональной напряженности спортсмена часто используют как субъективные методы оценки, так и объективные критерии. Многие из них, являясь довольно простыми, тем не менее доказали свою прогностическую ценность в ходе работы практических спортивных психологов. Остановимся на некоторых из них, описанных в книге Ю.Л. Киселева84. странная ссылка

    Измерение точности восприятия и воспроизведения  микроинтервалов  времени, или реакция  на время. Данный тест заключается в следующем: спортсмену дается секундомер и сначала предлагается отмерить 7 секунд и при этом считать про себя, проверяя темп своего счета. После чего, уже не смотря на секундомер, он должен отмерить интервал времени, равный 7 секундам. Так повторяется несколько раз. Об умеренной эмоциональной напряженности свидетельствует укорочение отмеривания на 0,5-1,4 с по сравнению с результатами, полученными в покое. Более сильное ускорение говорит о чрезмерном уровне напряженности. Замедление же отчета более чем на 1,4-2 с предполагает эмоциональный спад, нежелание действовать и апатию.

    Измерение оптимального, максимального  и дозированного  усилия – ручная динамометрия. Данная методика направлена на выявление силовой установки. Здесь также проводится 3 серии, где необходимо прикладывать двигательные усилия с заданной силой. Соответственно, даются задания сжимать динамометр с оптимальным усилием (т.е. как удобно), с максимальным и с дозированным (например, дается задание сжать динамометр с усилием в 30 кг). В норме показатель оптимального усилия соответствует 70-75% от максимального. Сближение показателей оптимального и максимального усилий свидетельствует об эмоциональном напряжении. Если оптимальное усилие меньше 50% - можно говорить о спаде эмоциональной напряженности. Большие показатели в дозированной динамометрии свидетельствуют об эмоциональной напряженности.

    Измерение вегетативной активации  организма – биоэлектропотенциометрия (БЭП). Показатели биоэлектропотенциометрии отражают уровень вегетативной активации, т.е. физиологической составляющей преддеятельностного состояния. Значения БЭП указывают на преобладание трофотропного или эрготропного тонуса вегетативной нервной системы, наличие психоэмоционального комфорта, дискомфорта, стресса. Увеличенные по сравнению с фоном показатели свидетельствуют об эмоциональном напряжении.

    Используют  для этой цели и величину критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), отражающей функциональную подвижность зрительного анализатора. Процедура оценки выглядит таким образом: испытуемому предъявляются ряды световых вспышек с возрастающей и убывающей частотой мельканий. В случае ряда с возрастающей частотой каждый раз, когда испытуемый считает, что неспособен более различать отдельные вспышки, ему необходимо нажать на кнопку пульта. В случае нисходящего ряда испытуемому необходимо нажимать на кнопку каждый раз, когда он нажинает различать отдельные вспышки, а не постоянное свечение. Величина показателя КЧСМ зависит от лабильности (функциональной подвижности) нервных процессов, которая, в свою очередь, чувствительна к изменению психического состояния человека. Увеличение показателя расценивается как повышение способности зрительного анализатора воспринимать световые импульсы с более высокой частотой, что косвенно свидетельствует о положительных изменениях в состоянии ЦНС в целом, повышении ее активности. Снижение КЧСМ свидетельствует о дезактивации ЦНС или утомлении.

    Можно привести пример одного исследования85, в котором изучалось влияние использования психорегуляции на повышение эффективности тренировочной деятельности начинающих шахматистов. Главный акцент ставился на диагностике психофизического состояния спортсменов во время тренировки, которая осуществлялась с помощью таких методов, как КГР, КЧСМ, простая моторная реакция, субъективное ощущение времени (отмеривание 10 секундных отрезков времени) и др. Результаты исследования показали, что при определенном уровне психофизического возбуждения, которое определялось главным образом по КГР и КЧСМ, юные шахматисты показывают высокую эффективность тренировочной работы. При этом был установлен психофизический коридор значений данных показателей, в границах которого спортсмены показывали максимальную эффективность своей деятельности. Таким образом, данное исследование демонстрирует, что управление функциональным состоянием спортсмена, может быть важным резервом для оптимизации тренировочного процесса и повышения спортивных результатов.

Информация о работе Спортивная психофизиология