Утомление и переутомление школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат

Описание работы

Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Содержание

1. Введение
2. Классификация и причины утомления
3. Требования к организации школьной деятельности
4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5. Профилактика утомления, восстановление
6. Заключение
7. Литература

Работа содержит 1 файл

гигиена 2.docx

— 74.76 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО СГМУ Минздравсоцразвития Росздрава

Кафедра общей гигиены  и экологии

 

 

 

Зав. кафедрой: проф. д. м. н. Елисеев  Ю.Ю.

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 11

 

Тема: «Утомление и переутомление школьников».

 

 


 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: студентка ИСО

                                                                              з/о 2 курса 3 группы

                                                                              Ерина Н.Г.

                                                                              Проверил:_____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2011

План:

                                            

  1. Введение
  2. Классификация и  причины утомления
  3. Требования к организации школьной деятельности
  4. Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
  5. Профилактика утомления, восстановление
  6. Заключение
  7. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые  помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально  быстром темпе. Внедрение и использование  последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Она  проявляется в увеличении числа  детей страдающих различными хроническими заболеваниями, в повышении среди  них количества простудных заболеваний, в общем снижении иммунитета и  появлении синдрома хронической  усталости у школьников.

Утомление-это временное  снижение работоспособности под  влиянием длительного воздействия  нагрузки. Возникает от истощения  внутренних ресурсов и рассогласования  в работе обеспечивающих деятельность систем.

Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Субъективное переживание  человеком утомления называется усталостью. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости соответствует  степени утомления. Человек в  состоянии утомления может и  не чувствовать усталости под  влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой  районе, чувства долга, ответственности  за порученное дело.

Работами отечественных  физиологов — И.М.Сеченова, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского — была установлена ведущая роль в развитии утомления нервной системы и  прежде всего головного мозга, клетки которого утомляются значительно быстрее, чем работающие мышцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация и  причины утомления

 

Утомление имеет  разнообразные проявления на уровнях:

 

    • поведенческом -снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы
    • физиологическом - затруднение выработки условных связей
    • психологическом -снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов

 

Наиболее уязвимыми  моментами для возникновения  утомления и переутомления организма  являются следующие периоды:

 

    • адаптация к учебным нагрузкам (начало года, четверти)
    • окончание четверти, учебного года

 

В конечном итоге, утомление  негативно сказывается на состоянии  здоровья и на результатах обучения. Причинами развития утомления у  школьников могут быть не только повышение  умственных нагрузок или отсутствие активного отдыха на свежем воздухе. Часто одной из причин повышения  утомляемости становится вирус, например хроническое носительство вирусов Герпеса, Коксаки и др.

Специалисты МЦ «Здравница»  используя в качестве диагностики  лицензированную аппаратуру, могут  определить наличие хронического носительства вирусов, бактерий, паразитов и провести соответствующее лечение для  коррекции иммунитета.

Если утомление у ребёнка  связано с повышенной умственной нагрузкой, то во время проведения диагностики, врач определяет степень вегетативного  отягощения и проводит соответствующее  лечение.

 

ПАРАДОКСЫ УТОМЛЕНИЯ

 

Длительное время ученые считали утомление отрицательным явлением, неким промежуточным состоянием между здоровьем и болезнью. Немецкий физиолог М. Рубнер в начале XX в. высказал предположение, что человеку отпущено на жизнь определенное число калорий. Поскольку утомление является «расточителем» энергии, оно ведет к сокращению жизни. Некоторым приверженцам этих взглядов даже удалось выделить из крови «токсины усталости», сокращающие жизнь. Однако время не подтвердило этой концепции.

Уже в наши дни академик АН УССР Г.В.Фольборт провел убедительные исследования, показавшие, что утомление является естественным побудителем процессов восстановления. Здесь действует закон биологической обратной связи. Если бы организм не утомлялся, то не происходили бы и восстановительные процессы. Чем больше утомление (конечно, до определенного предела), тем сильнее стимуляция восстановления и тем выше уровень последующей деятельности. Важно и то, что в период восстановления происходит «текущий ремонт» органов и тканей, усиливаются процессы регенерации, заживления ран. Все это говорит о том, что утомление не разрушает организм, а поддерживает его. Подтверждением этого вывода являются исследования и советского физиолога профессора И.А.Аршавского, в ходе которых было установлено, что физические нагрузки не сокращают, а, наоборот, увеличивают продолжительность жизни.

Одно из наиболее емких  определений состояния утомления  дали советские ученые В.П.Загрядский и А.С.Егоров: «Утомление - возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяемых чувством усталости».

Почему же такая полезнейшая  вещь имеет отрицательную окраску: снижается интерес, ухудшается настроение, нередко возникают болезненные ощущения в теле?

Сторонники эмоциональной  теории объясняют: это происходит, если работа быстро наскучила. Другие основой усталости считают конфликт между нежеланием и принуждением к деятельности. Наиболее доказанной сейчас считается деятельная теория. Она основана на установочной модели поведения, разработанной советским психологом Д.Н.Узнадзе. Согласно этой модели потребность, побуждающая человека к деятельности, формирует у него состояние готовности к действию или установку на труд. Действительно, в порыве творчества люди обычно не испытывают усталости. А как легко воспринимаются учениками первые уроки. Положительная установка на физические упражнения дает не усталость, а мышечную радость. Установка психологически поддерживает тонус организма на должном уровне. Если она угасает, то и возникает неприятное чувство усталости. Следовательно, только от нас с вами зависит ощущение утомления как болезненного явления или как удовольствия. Умеют же спортсмены, туристы и просто опытные физкультурники воспринимать усталость как мышечную радость. Когда утомление становится привычным, потребность в труде включает дополнительные резервы тонуса организма и формирует ощущение легкости, подъема, прилива сил, творческого настроя.

 

ДИНАМИКА  УТОМЛЕНИЯ. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

 

Утомление - временное снижение работоспособности, вызванное предшествующей деятельностью. Оно проявляется в уменьшении мышечной силы и выносливости, возрастании количества ошибочных и лишних действий, изменении частоты сердечных сокращений и дыхания, увеличении артериального давления, времени переработки поступающей информации, времени зрительно-моторных реакций. При утомлении ослабляются процессы внимания, его устойчивость и переключаемость, ослабляются выдержка, настойчивость, снижаются возможности памяти, мышления. Выраженность изменений состояния организма зависит от глубины утомления. Изменения могут отсутствовать при незначительном утомлении и приобретать крайне выраженный характер при глубоких стадиях утомления организма.

Субъективно утомление проявляется  в виде ощущения усталости, вызывающего желание прекратить работу или снизить величину нагрузки.

Различают 3 стадии утомления. В первой стадии производительность труда практически не снижена, чувство усталости выражено незначительно.

Первая, начальная стадия отличается тем, что постоянное возрастание  за счет увеличения волевого напряжения уровня возбуждения всех центральных (корковых, подкорковых, спинальных) структур моторного аппарата обеспечивает рекрутирование дополнительных нейромоторных единиц и таким образом осуществляет компенсацию снижения величины сократительного эффекта наиболее легко утомляемых (из состава задействованного в выполняемую деятельность нейромоторного пула) волокон в работающих мышцах.

Во второй стадии производительность труда снижена существенно, чувство усталости выражено ярко.

Вторая стадия утомления  характеризуется активным торможением  мышечной деятельности со стороны программно-контрольного механизма (акцептор результатов действия по П.К. Анохину) при наличии высокого уровня активации всех центральных  структур моторной системы и наличии  определенных резервов в мышечной системе, создающих возможность еще некоторое  время продолжать выполнение мышечной работы.

В третьей стадии производительность труда может быть снижена до нулевых показателей, а чувство усталости сильно выражено, сохраняется после отдыха и иногда еще до возобновления работы.

Конкретный момент прекращения  деятельности определяется программно-контрольным механизмом в соответствии с характером мотивации и некоторыми другими условиями выполнения этой деятельности.

Эту стадию иногда характеризуют  как стадию хронического, патологического  утомления, или переутомления. Переутомление проявляется в снижении производительности труда, творческой активности и умственной работоспособности, росте заболеваемости. Происходит и изменение периодики продукции биологически активных веществ.

Различают 4 степени переутомления: начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое. Меры борьбы с ними должны соответствовать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомление хорошо компенсируется при четкой регламентации времени труда и отдыха. Легкая степень переутомления эффективно снимается в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжелая степень переутомления требует лечения в условиях клиники. В зависимости от характера труда различают физическое и умственное утомление.

Функциональные системы  трудовой деятельности человека отражают интеграцию центральных и периферических структур и механизмов, определяющих эффективное достижение полезных результатов труда. Утомление сопряжено с определенными изменениями, возникающими как в эфферентном, так и в центральном звеньях этих функциональных систем. В историческом плане первыми были разработаны теории утомления периферического звена. Теория Шиффа связывала развитие утомления с недостаточностью энергетических запасов - гликогена, жирных кислот (теория истощения). Теория Ферворна связывала развитие утомления с недостатком кислорода (теория удушения). Пфлюгер объяснял утомление появлением в мышцах молочной кислоты или токсинов утомления (теория засорения). Современные исследования дают основание считать, что все вышеизложенные причины утомления могут иметь место при напряженной физической работе. В результате в мышцах может наблюдаться процесс разобщения электромеханического сопряжения.

При работе малой и средней  интенсивности утомление развивается  в центральном звене - в синапсах спинальных центров работающих мышц, а также в клетках коры большого мозга, формирующих произвольные (рабочие) движения. Эти положения нашли отражение во множестве вариантов центрально-нервной теории утомления. Согласно одному из них, к нейронам коры большого мозга поступает огромный поток сигналов от работающих мышц, зрительного, слухового и других анализаторов. Одновременно на эти же нейроны действуют метаболиты из работающих мышц, снижая их лабильность. Сочетанное действие этих факторов приводит к угнетению активности нейронов коркового отдела двигательного анализатора. Развитие торможения в центральных механизмах управления приводит к существенным сдвигам в состоянии регуляторных систем на периферии, в эффекторах.

Механизмы утомления при  физической работе во многом сходны с  таковыми при работе умственной. В обоих случаях лимитирующим звеном является утомление в центральных механизмах, которые могут быть общими для физического и умственного труда. Поэтому физическое и умственное утомление существенно влияют друг на друга. При физическом утомлении умственная деятельность малопродуктивна, равно как при умственном утомлении снижается физическая работоспособность, поскольку в обоих случаях имеет место существенное эмоциональное напряжение, сопровождаемое сходными вегетативными сдвигами.

Информация о работе Утомление и переутомление школьников