Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:35, реферат
Утомление-это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.
1.	Введение
2.	Классификация и  причины утомления
3.	Требования к организации школьной деятельности
4.	Оптимизация учебной нагрузки на учащихся
5.	Профилактика утомления, восстановление
6.	Заключение
7.	Литература
Таким образом, различия между умственным и физическим утомлением имеют относительный характер. Поэтому и в методах профилактики утомления при различных видах труда много общего.
      Образовательные 
технологии оцениваются как 
      • разработана 
и реализуется система 
      • в содержание 
и организацию преподавания 
• процесс обучения строится с учетом возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей детей (биологического возраста, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований и др.), закономерностей становления их психических функций (переход от совместных действий к самостоятельным, от действий материального плана к действиям речевого и умственного планов и т.д.);
      • обучение 
строится по единицам, а не 
по элементам, отдается 
      • учтены 
индивидуальные особенности 
      • учащиеся 
стимулируются к 
• работой всех учителей обеспечивается достаточный уровень мотивации учащихся, они эмоционально вовлечены в процесс обучения, заинтересованы в его результатах;
      • учебно-воспитательный 
процесс ориентирован на 
      • обеспечивается 
предупреждение переутомления 
      • вся 
образовательная технология 
      • учитель 
использует показатель 
      • оценка 
деятельности ученика 
      • учебный 
процесс ориентирован на 
      • обеспечивается 
достаточный уровень общей и 
коммуникативной культуры 
      Показателями 
рациональной организации 
      • объем 
учебной нагрузки — количество 
уроков и их продолжительность,
      • нагрузка 
от дополнительных занятий в 
школе: факультативов, 
      •„ нагрузка 
от занятий активно-
      Главное 
внимание — рационально 
      Физиолого-гигиенические 
требования к составлению 
Ухудшение работоспо обности у учащихся как младших, так и старших классов может приходиться на разные часы дня. У школьников младших классов на первом уроке работоспособность довольно низкая, так как происходит врабатывание в учебный процесс. Период относительно устойчивого состояния физиологических показателей и работоспособности наблюдается у учащихся на втором и третьем уроках. С четвертого урока у большинства учащихся начинается снижение работоспособности. Самый низкий уровень физиологических функций и работоспособности учащихся отмечается на последних уроках.
Таблица 1
Шкала трудности предметов для младших классов (по В.И. Агаркову)
|№ п/п    |Предмет                               
|1        |Математика                   
|2 |Русский (национальный) язык |7 |
|3        |Природоведение               
|4 |Русская (национальная) литература |5 |
|5        |История 
(4 класс)                        
|6        |Рисование 
и музыка                      
|7        |Труд                         
|8        |Физкультура                  
Таблица 2
Шкала трудности предметов для старших классов (по И.Г. Сивкову)
|№ п/п    |Предмет                               
|1 |Математика, русский язык (национальная школа) |11
|2 |Иностранный язык |10 |
|3        |Физика, 
химия                         
|4        |История                      
|5 |Родной язык, литература |7 |
|6 |Естествознание, география, ОБЖ |6 |
|7        |Физкультура                  
|8        |Труд                         
|9        |Черчение                     
|10       |Рисование                    
|11       |Пение                        
      Наиболее 
трудные предметы 
      Дневная 
динамика работоспособности 
      Недельная 
динамика изменения 
      В течение 
учебного года динамику 
      Школьное 
расписание оценивается 
      При 5-дневной 
учебной недели нагрузка 
      В период 
снижения работоспособности 
• неполной компенсации;
• конечного порыва;
• прогрессирующего утомления.
      Начало 
урока, учебной недели, четверти, 
года должно быть облегченным, 
так как продуктивность 
      Плотность 
занятия — это отношение 
Таблица 3
Максимально допустимое количество часов в учебную неделю (при разной ее продолжительности)
|Классы |Максимально допустимая нагрузка, ч |
| |при 6-дневной неделе |при 5-дневной неделе |
| 3-летняя начальная школа |
|1-3                 
|25                           
|                             
|1 |22 |20 |
|2-4 |25 |22 |
|5                     
|31                                        
|28                           
|6                     
|32                                        
|29                           
|7                     
|34                           
|8-9                  
|35                                        
|32                           
|10-11              
|36                                        
|33                           
Часы факультативных, групповых 
и индивидуальных занятий в школах   
должны входить в объем    максимально 
допустимой нагрузки учащихся.                     
      Гигиенически 
регламентируется и