Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта:
- углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний по предмету «Квалиметрия и управление качеством»;
- развитие навыков практического применения полученных знаний, умения находить оптимальное решение конкретных задач и анализировать полученные результаты;
- ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсового проекта;
- формирование творческого подхода к решению проблем, возникающих в процессе работы;
- получение навыков производства статистических расчетов.

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая часть 5
1.1 Обзор ассортимента 5
1.1.1 История возникновения объекта оценивания 5
1.1.2 Технология изготовления продукта 7
1.1.3 Товароведческая классификация 9
1.1.4 Нормативная документация, определяющая требования
к качеству…………………………………………………………………11
1.1.5 Ассортимент мёда в магазине «Тара» 11
1.2 Выбор метода оценивания 12
1.3 Алгоритм оценки качества продукции 14
1.4 Классификация потребителей. Ситуация оценивания 16
1.4.1 Субъективизм понятия «качество» 16
1.4.2 Классификация категорий потребителей продукции 17
1.5 Номенклатура показателей качества. Дерево свойств 20
1.6 Выбор показателей свойств 22
2 Расчетная часть 24
2.1. Нахождение коэффициентов весомостей показателей качества 24
2.1.1 Сущность экспертного метода нахождения коэффициентов весомости 24
2.1.2 Алгоритм нахождения коэффициентов весомостей показателей качества 26
2.1.3 Выбор шкалы. Составление анкет 27
2.1.4 Проверка анкет на согласованность 29
2.1.5 Нахождение качества экспертов 31
2.1.6 Нахождение коэффициентов весомостей 34
2.2 Нахождение единичных показателей качества продукции 38
2.2.1 Описание исследуемых образцов, проведение дифференциальной оценки 38
2.2.2 Определение методов нахождения показателей для оценки качества продукции 39
2.2.3 Описание не экспертных методов нахождения качества 40
2.2.4 Определение значений показателей, которые находятся экспертным методом 42
2.3 Перевод показателей в безразмерную форму 46
2.4 Комплексная оценка качества продукции 47
3 Выводы 52
Список использованной литературы 53
Приложения

Работа содержит 1 файл

Мой курсач по Квалиметрии Мёд.docx

— 240.97 Кб (Скачать)

В ОКПД использованы иерархический метод классификации  и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

XX.XX.XX.XX категория

XX.XX.XX.XXX подкатегория

Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в  тех случаях, когда производится деление категории продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий.

Таким образом, кодирование меда имеет следующий  вид:

98 0000 3 ПРОДУКЦИЯ  ЖИВОТНОВОДСТВА

98 8200 2 Продукция  пчеловодства

98 8210 7 Продукция  пчеловодства основная

98 8211 2 Мед  пчелиный

98 8212 8 Воск  пчелиный

98 8213 3 Семья  пчел

98 8214 9 Матка  пчелиная неплодная

98 8215 4 Пчелы-пакеты (рой)

98 8216 1 Соторамка  (прирост)

98 8220 1 Продукция  пчеловодства дополнительная

98 8221 7 Прополис

98 8222 2 Молочко  маточное

98 8223 8 Яд  пчелиный

98 8224 3 Перга

98 8225 9 Мерва  пасечная

98 8226 4 Пыльца

98 8227 5 Продукция  опыления культур

98 8228 5 Вытопки  пасечные

98 8229 0 Продукция  пчеловодства прочая

1.1.4 Нормативная  документация, определяющая требования  к качеству

 

Мёд выпускают в пластиковой и стеклянной упаковке.

Нормативная документация, которая определяет требования к продукции, является ГОСТ 19792-2001 "Мед натуральный. Технические условия"

 

1.1.5 Ассортимент  Мёда в магазине «Тара»

 

Рассмотрим  продовольственный рынок мёда на примере магазина «Тара». В данном магазине находятся следующие виды мёда: «Липовый», «Цветочный», «Гречишный», «Подсолнечный», «Рапсовый», «Падевый мёд».

Далее в  курсовом проекте будет рассматривать 3 вида мёда. К ним относятся: «Липовый», «Цветочный», «Гречишный». Эти виды мёда были выбраны, поскольку они являются стабильными торговыми марками, пользуются достаточно большим спросом потребителей, находятся в одной ценовой категории.

 

 

    1.2 Выбор метода оценивания

 

В настоящее  время применяют три метода оценки качества продукции:

1) дифференциальный;

2) комплексный;

3) смешанный.

Дифференциальный  метод.

Применяют при оценке единичных показателей  качества, каждый из которых отдельное  свойство продукции. Метод заключается  в том, что значение показателей  отдельных свойств оцениваемой  продукции сравнивается с базовыми. При этом определяют насколько качество оцениваемого изделия, соответствует  качеству базового образца в целом, и какие показатели свойств оцениваемого изделия превосходят или не соответствуют  показателям базового образца, а  также насколько отличается друг от друга аналогичные показатели свойств. Учитываются наиболее значимые свойства объекта, количество этих свойств  ограничено, что облегчает процесс  оценивания качества.

Комплексный метод.

Решение о качестве продукции принимается  на основе анализа комплексного показателя качества, характеризующего группу свойств. Определение комплексных показателей качества предусматривает формирование системы единичных показателей и построение функциональных зависимостей. При этом на этапе формирования системы единичных показателей качества необходимо учитывать индивидуальные свойства оцениваемого вида продукции, но, определив набор единичных показателей качества, имеют дело с числами, то есть формальным отражением свойств реального объекта.

Все методы построения комплексных показателей  качества делят на 3 группы:

1 экспертный  метод;

2 экспертно  - статистический;

3 статистический.

Экспертный  метод осуществляют при помощи экспертных процедур получения информации, её свертки с помощью нестатистических критериев.

Экспертно – статистический метод основан  на сборе экспертной и статистической информации, ее обработке и свертке с помощью статистических процедур.

Экспертно-директивный метод основан на сочетании информации, полученной от экспертов и информации, определенной с учетом социально директивных факторов, ориентированных на потребности экономики или промышленности.

Статистический  метод  исключает участие экспертов. Метод основан на статистической обработке и свертке информации, полученной из выборки изделий аналогов вне зависимости от данного подхода.

Смешанный метод.

Используют  на основе сочетания комплексных  показателей качества и некоторого подмножества единичных показателей  качества. Применяют для оценки качества сложной, многофункциональной продукции, которая характеризуется большим  числом единичных показателей качества. Анализ каждого показателя затруднителен и это не дает возможности сделать обобщающий вывод о качестве продукции.

Поскольку в данном курсовом проекте для  оценивания продукции основой является опрос экспертов, то  наиболее подходит экспертный метод.

1.3. Алгоритм оценки качества  продукции

 

Оценка  качества проводится для решения  задач:

1 сертификация продукции;

2 выбора оптимального варианта продукции;

3 планирование показателей качества создаваемой продукции;

4 контроль качества;

5 анализ изменения уровня качества;

6 обеспечение и управление качеством.

Алгоритм  оценки качества состоит из следующих  этапов:

1 Определение цели оценки.

В зависимости  от цели можно изменять подходы к  выбору показателей качества, к эталонам и т.д. При этом важная задача маркетинговых  исследований собрать информацию для  достижения целей;

2 Выбор номенклатуры единичных показателей качества оцениваемого объекта.

Качество  большинства объектов включает в  себя значительное количество показателей. Набор их может меняться в зависимости  от цели. Если оценивается продукция, показатели для оценки выбираются из технической документации, при сомнениях  в правильности определения показателей  проводят опросы клиентов и т.п.;

3 Выбор базовых показателей качества.

Обычно  показатели подбирают на основе выбора базового образца объекта. Базовые  образцы должны относиться к объектам аналогичным по назначению и условиям применения;

4 Определение значений единичных базовых показателей качества. Могут быть приняты: прогнозируемые показатели качества продукции, представляющие перспективный, национальный или международный уровень качества; показатели, рекомендуемые международными организациями по качеству; прогрессивные показатели качества стандартов и др.;

5 Определение единичных показателей качества оцениваемого объекта. Данные значения должны объективно характеризовать оцениваемый объект и могут определяться на основе испытаний и измерений, экспертизы и т.п.;

6 Определение относительных единичных показателей качества

Относительные единичные показатели качества определяются по формуле:

qi = xi / xiδ                          (1.1)  

qi = x / xi                         (1.2)                                                    

xi – численное значение i-го показателя качества оцениваемого объекта,

x – численное значение i-го показателя качества базового образца.  

7 Определение рангов показателей качества (коэффициентов весомости).

Различные свойства объекта по-разному оказывают влияние на качество в целом, отсюда показатели качества и относительные показатели качества при проведении комплексной оценки  должны учитываться с определёнными поправками;

8 Выбор метода свёртывания показателей.

Свёртывание мер качества осуществляется по тому или иному закону. Если имеется  возможность выявления характера  взаимосвязи между показателями, следует определять функциональную зависимость, соответствующую объективной  корреляции показателей;

9 Оценка уровня качества.

После выбора метода сведения относительных единичных  показателей качества переходят  к вычислению комплексного уровня качества; в зависимости от применяемых показателей он может характеризовать отдельные стороны объекта и качество в целом, включая его экономические и др. специфические параметры;

10 Принятие решения.

Необходимо  решить, насколько приемлема результативность, допустима ли точность и достоверность  оценки.

В данном курсовом проекте разработан следующий  алгоритм оценки качества продукции:

1. Определение  цели оценки;

2. Определение  объекта и субъекта оценивания;

3. Выбор  трех видов продукции;

4. Разработка  документа «Ситуация оценивания»;

5. Построение  полного и усеченного дерева  свойств;

6. Разработка  анкет, формирование экспертной  группы;

7. Проведение  опроса;

8. Определение  коэффициентов весомости свойств;

9. Проверка  согласованности и качества эксперта;

10. Определение  единичных показателей качества;

11. Определение относительных показателей;

12. Определение комплексных показателей качества;

13. Анализ  полученных результатов.

 

1.4 Классификация потребителей. Ситуация  оценивания

 

1.4.1 Субъективизм  понятия «качество»

 

Вопрос, «Что же такое «Качество», на первый взгляд, не сложный, но до сих пор ученые по этому вопросу ведут оживленную дискуссию в свете современного развития теории и практики управления.

Так, американский специалист в области управления качеством Дж. Харрингтон выразил свое мнение по этому поводу следующим образом: «Качество — вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества».

Приведём несколько примеров определения понятия «качество»:

«Если вещь не портится, служит как надо, значит, она сделана качественно».

«Качество — это, когда один предмет лучше, чем другие такие же предметы».

«Качество продукции —  это свойство продукции заводов  и фабрик, которое дает возможность  людям делать с этой продукцией то, что положено, для чего она предназначена и, вообще, произведена. И чтобы она была не хуже, чем лучшие в мире образцы».

«И, чтобы, несмотря на высокое  качество, ее можно было бы приобрести за нормальную стоимость, т.е. я думаю, что цена вещи тоже должна входить в ее качество, как составляющая часть»...

Что такое качество? Анализ этого  понятия показывает, что оно далеко не однозначно.

В последнем варианте МС ИСО серии 9000, которая вступила в действие в 2000 году, дана новая трактовка категории «качество», согласно которой оно характеризуется как степень, с которой совокупность собственных характеристик объекта выполняет требования.

Таким образом, стандарты исходят  из того, что качество объекта определяется его потребительскими свойствами. Подобная постановка вопроса представляется естественной, так как для потребителя важно в первую очередь то, насколько объект удовлетворяет его потребности.

 

1.4.2 Классификация  категорий потребителей продукции 

 

При выборе продукции потребители предъявляют  к ее отдельным показателям качества различные требования:

В – высокие  требования;

С – средние  требования.

Требования  потребителей к отдельным показателям  качества мёда представлены в таблице 1.

Т а б л  и ц а 1 – Требования потребителей к отдельным показателям качества мёда

№ группы потребителей

Требования

органолептика

стоимость

эстетичность

1

В

В

В

2

С

В

В

3

В

С

В

4

В

В

С

5

С

С

В

6

В

С

С

7

С

В

С

8

С

С

С

Информация о работе Квалиметрическая оценка качества пищевых продуктов (мёд)