Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:39, контрольная работа

Описание работы

Данное исследование включает в себя анализ рыночного спроса горького шоколада эконом-класса. Это означает, что выбранный продукт содержит в себе именно потребительскую полезность, а спрос будет являться функциональным. Таким образом, в анализ не будут включены элитные марки шоколада, которые удовлетворяют нефункциональный спрос и могут включать в себя разного рода дополнительные эффекты

Содержание

1. Введение. Описание товара, краткая историческая справка, значение товара для потребителя. 3
2. Общая характеристика рынка. 6
3. Характеристика спроса. Качественный анализ. 10
3.1 Факторы спроса 10
3.2 Характеристика объема продаж и цены. 15
4. Характеристика спроса. Количественный анализ. 17
4.1 Ценовая эластичность спроса. 17
4.2 Эластичность по доходу. 19
4.3 Перекрестная эластичность. 20
5. Модель потребительского поведения. 21
6. Моделирование примерной кривой спроса. 22
7. Заключение. 28
8. Список использованной литературы 30
9. Приложения 31

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 775.00 Кб (Скачать)

     маркам  в течение периода  времени с 2007 по 2010 годы»*

Категория Цена Объем продаж
Шоколад «Российский»
Среднее 22,76р. 198 875,00
Максимум 28,92р. 2 040 000,00
Минимум 16,06р. 4 000,00
Шоколад «Воздушный»
Среднее 24,21р. 21 088,24
Максимум 29,41р. 40 000,00
Минимум 18,06р. 2 000,00
Шоколад «Бабаевский»
Среднее 30,41р. 24 217,39
Максимум 36,00р. 96 000,00
Минимум 22,02р. 4 000,00
Шоколад «Вдохновение»
Среднее 39,03р. 21 190,48
Максимум 45,08р. 51 000,00
Минимум 32,40р. 3 000,00
Шоколад «Альпен Голд»
Среднее 23,04р. 24 600,00
Максимум 28,69р. 60 000,00
Минимум 16,41р. 10 000,00
По  всем маркам
Среднее 27,89р. 57 994,22
Максимум 45,08р. 2 040 000,00
Минимум 16,06р. 2 000,00

     Исходя  из данных, обозначенных в этой таблице  можно сделать ряд выводов. Во-первых, в очередной раз можно убедиться, что выбранные марки принадлежат  к одному и тому же ценовому сегменту. Об этом нам говорят значение средних цен как по отдельным маркам шоколада, так и в целом. С уверенностью можно сказать, что такие цены являются приемлемыми для человека со среднем и ниже среднего доходом. Разница в цене между минимальным и максимальным значением цены не превышает 13-14 рублей. Исходя из того, что динамика цен была взята за 4 года, такую разницу можно считать вполне допустимой. Что касается объема продаж, то они вполне логически соответствуют закону спроса, принимая в расчет и другие факторы, уже указанные выше.

     В целом, опираясь на эти данные, можно  сказать, что рынок горького шоколада в России является довольно успешным. При подсчете примерной прибыли  можно сделать вывод о том, что она неуклонно растет, несмотря на некоторые спады. Следовательно, производство рентабельно.

     Так примерно будет выглядеть график прибыли от производства горького шоколада эконом-класса, с учетом закона спроса, а также таких факторов, как  сезонность, мода и т д.

     График 1

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Характеристика спроса. Количественный анализ.

     Количественный  анализ спроса позволяет количественно  оценить влияние факторов спроса на объем спроса. Основной характеристикой  спроса в этом отношении является эластичность.

4.1 Ценовая эластичность  спроса.

     Ценовая эластичность показывает чувствительность спроса по отношению к цене. Таким образом, экономический смысл данной характеристики заключается в ответе на вопрос: на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент? Эластичность по цене можно рассчитать по следующей формуле:

     Ei = |(Q2-Q1)/Q1 : (P2-P1)/Р1|*

     Если  рассчитать эластичность по цене по отдельным  маркам шоколада, то получится следующие  данные:

     Таблица 6

Марка шоколада Средняя эластичность по цене
«Российский» 7
«Вдохновение» 4
«Бабаевский» 6
«Воздушный» 5
«Альпен Голд» 7

     График 2

     

     При расчете эластичности по цене значения получаются всегда больше 1. Это говорит  о том, что спрос на горький  шоколад эконом-класса по маркам является очень чувствительным в цене. Если увеличить цену на данный продукт, то спрос уменьшится и наоборот, если уменьшить цену, то спрос увеличится. Этого и следовало ожидать, так как шоколад не является товаром первой необходимости, поэтому его спрос никак не может быть неэластичным. Кроме того, каждая марка шоколада является для другой заменителем. На современном рынке шоколадной продукции в России около ста различных марок, каждая из которой будет являться субститутом для другой.

       Исходя из этих данных, можно  придти к выводу, что при повышении  цены на отдельную марку общая  выручка будет уменьшаться, а при понижении цены – увеличиваться. Ценовая стратегия в этом случае – постепенно и умеренно понижать цену. С этим явлением мы сталкиваемся практически в каждом продуктовом магазине. Многочисленные акции, скидки и бонусы привлекают покупателей к определенной марке товара, которые подчас не задумываются, что снижение цен очень незначительно, а порой и вообще фиктивно (скидка уже изначально вложена в цену). Тем не менее, продажи увеличиваются. Например, производители шоколада «Альпен Голд» часто используют подобную стратегию, предлагая, например, к большой плитке шоколада в подарок ее мини-версию или незначительно увеличивая массу товара и предлагая ее «в подарок». Над этими тонкими маркетинговыми ходами, подчас приносящими двойную прибыль, трудятся профессионалы, работающие в этой сфере.

     С другой стороны, если соединить данные по всем исследуемым маркам товара и подсчитать эластичность, то мы получим цифру меньше 1. То есть горький шоколад в целом неэластичен – спрос мало чувствителен к изменению цены. Это связано с тем, что горький шоколад сам по себе имеет очень мало товаров-заменителей. Этот факт был подробно уже разобран ранее. Если цена на весь шоколад вдруг поднимется, его все равно будут покупать, так как заменителей найти очень трудно. Таким образом, если все производители разом поднимут цену на свой товар (в случае сговора или неурожая како-бобов, увеличение издержек и т д), то выручка вырастет. А если цену опустить, то выручка упадет. Общая тенденция очевидна – повышать цену. Однако такого чаще всего не происходит в реальности по многим причинам: государственная политика препятствует подобного рода сговорам и образованию монополий, различным производителям выгоднее и удобнее продвигать свой товар, а не пытаться подстроиться под других и т д.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что спрос на горький  шоколад эконом-класса без начинок сам по себе неэластичен. Однако внутри этого рыночного сегмента очень велика конкуренция между отдельными фирмами поэтому спрос будет эластичным.

4.2 Эластичность по доходу.

     Эластичность  по доходу показывает чувствительность спроса к изменению дохода потребителей. Этот тип рассчитывается по формуле: ED = |(Q2-Q1)/Q1 : (I2-I1)/I1|

     Используя данные Приложения 1 и различные  комбинации доходов потребителей, начиная  с минимального размера оплаты труда (4701-5000 рублей– по России) можно рассчитать примерную эластичность спроса на горький шоколад по доходу.

     Таблица 7

     Расчет  примерной эластичности спроса по доходу

Q I E
60000 5201 3,467333
40000 7701 7,701
60000 8701 5,800667
80000 9701 4,8505
60000 11701 3,402
80000 13201 3,201
60000 14201 8,402

       Из таблицы хорошо видно, что горький шоколад будет эластичным по доходу. То есть изменение в доходе граждан повлияют на объем покупаемых ими товаров. Однако увеличение количество шоколада не может продолжаться до бесконечности в силу закона убывающей предельной полезности. Когда-нибудь наступит момент, когда еще одна плитка шоколада окажется совершенно не нужной, и сколько бы доход потребителя не увеличивался, он все равно ее не приобретет.

     При изображении графике линию доход-потребление, а затем с ее помощью – кривую Энгеля, то можно убедиться в том, что шоколад – нормальный товар.

     

4.3 Перекрестная эластичность.

     Перекрестная  эластичность показывает чувствительность данного товара на изменение в  цене его субститута или комплимента. Для того, чтобы рассчитать перекрестную эластичность нам необходимы данные по количеству продаж горького шоколада и товара, который каким-либо образом с ним связан. В качестве двух сравниваемых товаров возьмем горький шоколад «Вдохновение» и молочный шоколад «Аленка» в один и тот же период времени, в одном и том же магазине. Таким образом, мы сможем проследить, как изменения в цене одного товара влияют на покупательскую способность другого.*

     Таблица 8

     Расчет  примерной перекрестной эластичности

Цена  на школад "Аленка" Объем продаж шоколада "Вдохновение" Перекрестная  эластичность
34,25р. 17000 0,00р.
34,38р. 17000 0,00р.
34,14р. 17000 0,00р.
32,77р. 17000 0,24р.
34,92р. 34000 0,10р.
34,34р. 17000 0,12р.
35,48р. 34000 0,00р.
36,50р. 14000 0,51р.
37,92р. 17000 0,00р.
38,74р. 17000 0,00р.
38,89р. 17000 0,00р.
39,50р. 17000 0,00р.
40,15р. 3000 0,91р.
40,57р. 17000 0,81р.
41,30р. 20000 0,07р.

Информация о работе Шоколад горький без начинок эконом-класса на розничном рынке. Микроэкономический анализ спроса