Повышение качества деталей машин нанесением покрытий

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:51, реферат

Описание работы

Для улучшения эксплуатационных свойств рабочих поверхностей деталей машин, в основном износостойкости, коррозионной и эрозионной стойкости, применяют различные способы нанесения металлических и неметаллических покрытий. Основные способы нанесения гальванических покрытий приведены в табл. 4.97 [15].

Работа содержит 1 файл

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДЕТАЛЕЙ МАШИН НАНЕСЕНИЕМ ПОКРЫТИЙ.doc

— 322.50 Кб (Скачать)

  Ионные методы нанесения покрытий осуществляются с участием как физических (состав наносимого материала не изменяется), так и химических процессов (образуются новые соединения). При таких методах, именуемых реактивными, происходят плазмохимические реакции с ионами рабочего газа или специально вводимых в камеру добавок. Таким образом можно получать покрытия из самых разнообразных материалов и в самых невероятных комбинациях. Освоено получение чистых металлов, карбидов, нитридов, силицидов, халькогенидов, оксидов и т. п. Можно получать покрытия сложного состава (например, оксикарбиды), многослойные или переменного по толщине состава.

  Разработаны методы нанесения алмазоподобных пленок с очень высокой твердостью [31]. Образование покрытий" при использовании реактивных (плазмохимических) процессов происходит в неравновесных условиях. Благодаря этому в тонких слоях могут образовываться химические соединения, по составу, структуре и свойствам сильно отличающиеся от наблюдаемых для объемных материалов (получаемых в условиях, близких к равновесным)»

Ряд разработанных методов ионного нанесения покрытий уже находит применение в промышленности. Успешно используется ионное азотирование. Стойкость неперетачиваемого инструмента "из быстрорежущих сталей и твердых сплавов, а также штампового инструмента и оснастки повышается в несколько раз при ионном реактивном нанесении тонких слоев (до 10 мкм) некоторых тугоплавких веществ (карбидов, нитридов, оксидов, оксикарбидов). Высокими антифрикционными свойствами обладают покрытия из MoS2 без связующего, наносимые с помощью катодного распыления [18].

  Газотермические покрытия. Часть газотермических методов — газопламенных и электродуговой металлизации — хорошо известна и достаточно широко применяется. Плазменное и детонационное нанесение покрытий является одним из наиболее перспективных направлений порошковой металлургии. Сопротивление износу и коррозии деталей из обычных конструкционных материалов может быть многократно увеличено при незначительном расходе порошковых материалов.

  При плазменном нанесении покрытий [8, 40, 90] материал плавится и распыляется струей дуговой низко температурной плазмы, состоящей из электронов, положительных ионов и нейтральных атомов. Ионизированный поток газа характеризуется высокими температурами (5000—10 000°С) и относительно невысокими скоростями (до 250 —600 м/с). В качестве рабочего газа чаще всего применяют аргон. Поскольку струя плазмы захватывает воздух, напыление активных по отношению к кислороду материалов осуществляется в камерах, предварительно заполняемых инертным газом. Получили развитие и другие методы нанесения покрытий в «динамическом» вакууме.

  Плазменные покрытия имеют сложную арочную структуру. Пористость покрытий колеблется в пределах 2— 15%. Плазменными методами можно наносить покрытия практически из всех материалов. Плакированные порошки позволяют включать в состав покрытий даже недостаточно стабильные при нагреве материалы (например, MoS2).

  Высокая температура и энергия плазмы позволяют с успехом использовать плазменный метод для нанесения покрытий из всех тугоплавких материалов (за исключением сублимирующихся и интенсивно разлагающихся при температуре нанесения), отличающихся высокой энергией связи в кристаллической решетке и вследствие этого высокой твердостью. Наносимые покрытия отличаются высокой износостойкостью (табл. 22).

При детонационном способе нанесения покрытий [5, 55, 76, 90] в канал открытого с одного конца ствола через смеситель подается порция газовой смеси, способной детонировать при зажигании, и порция порошка наносимого материала. С помощью запального устройства инициируется взрыв газовой смеси. Напыляемый материал нагревается, ускоряется и выбрасывается на поверхность детали. В результате взрыва смеси горючего газа (обычно ацетилена) и кислорода введенные в газ частицы напыляемого материала разогреваются (не выше 2850 С) и разгоняются до очень высоких скоростей (примерно до 1000 м/с). При ударе частиц, обладающих высокой кинетической энергией, о твердую поверхность освобождается большое количество теплоты и их температура может достигать 4000 °С.

  Плазменный способ обеспечивает нагрев частиц до более высоких температур, чем детонационный. Ограничения по температуре при детонационном способе нанесения покрытий компенсируются более высокой кинетической энергией частиц, что позволяет наносить и тугоплавкие материалы. Благодаря высоким скоростям напыляемых частиц детонационные покрытия по сравнению с плазменными и тем более обычными газопламенными имеют более высокие плотность (98— 99 %) и прочность сцепления с основой. Существенным преимуществом детонационного метода по сравнению с газопламенным и плазменным является его дискретность, а вследствие этого и меньшая теплонапряженность. Нагрев обрабатываемой детали в процессе напыления может не превышать 200 °С.

  Освоено нанесение детонационным методом покрытий самого разнообразного состава: твердосплавных с использованием различных карбидов (вольфрама, хрома) и связок (Со, Ni, Ni+Cr); оксидных (из оксидов алюминия, титана и хрома), металлических. Это позволяет многократно повышать износостойкость деталей машин и инструмента.

  Детонационные покрытия за рубежом нашли широкое применение, особенно в авиации. Фирмой Юнион Кар-байд, являющейся „монополистом в капиталистических странах по нанесению покрытий детонационным методом, разработаны покрытия, состав и свойства которых приведены в табл. 23.

  Нанесение детонационных покрытий позволяет многократно увеличивать износостойкость деталей машин (табл. 24).

  Лазерные методы модифицирования и легирования поверхностных слоев. Значительные возможности повышения износостойкости поверхностей появились с разработкой промышленных лазеров [16, 23, 38, 104]. Благодаря высокой плотности энергии в луче лазера (до 10 Вт/см2) возможен быстрый нагрев тонкого поверхностного слоя металла, вплоть до его расплавления. Последующий быстрый отвод теплоты в объем металла приводит к закалке поверхностного слоя с приданием ему высокой твердости и износостойкости. (Процессы, происходящие в поверхностном слое, а следовательно, и его свойства определяются мощностью и длительностью действия лазерного луча.) Можно также осуществлять легирование поверхностного слоя [38] предварительным нанесением каким-либо способом слоя легирующего компонента на поверхность с последующим расплавлением лучом лазера, а также наносить покрытия введением порошка напыляемого материала в луч лазера. Накоплен достаточно большой опыт лазерного упрочнения деталей из сталей и чугунов. В табл. 25 и 26 приведены сведения о повышении износостойкости сталей в результате лазерной закалки (в сопоставлении с другими методами упрочнения).

  Электроискровые покрытия. Метод электроискрового легирования основан на переносе материала электрода (преимущественно материала анода) при импульсном искровом разряде в газовой среде на обрабатываемую поверхность [100]. Для нанесения электроискровых покрытий применяют вибрирующие электроды. В Болгарии был разработан способ упрочнения вращающимся электродом. В СССР для нанесения покрытий применяют ручные и механизированные установки (типа ЭФИ и др.).

  При нанесении металлических покрытий в материале основы сохраняется' исходный фазовый состав. При легировании соединениями (металлопо-добными) происходит, как правило, химическое взаимодействие с материалом основы с образованием химических соединений элементов, входящих в наносимый материал, с элементами основы. Нанесение электроискровых покрытий существенно повышает износостойкость и антифрикционность поверхностей. В табл. 27 и 28 приведены значения относительной износостойкости электроискровых покрытий [100], установленные при испытаниях по методике М. М. Хрущева и М. А. Бабичева [91 ] (изнашивание по электрокорундовой шкурке).

  При гидроабразивном изнашивании в результате электроискрового легирования существенно повышается износостойкость сталей (табл.29). Разгаростойкость поверхностей после электроискрового легирования также значительно возрастает (табл. 30).

  Области целесообразного применения электроискрового легирования достаточно   многообразны.   Однако   дискретность   и   пористость покрытий, небольшая толщина, низкая производительность, высокая шероховатость обработанных поверхностей, остаточные напряжения растяжения препятствуют широкому их внедрению-

  Электроискровое легирование применяется для увеличения надежности деталей машин, приборов и механизмов, инструмента (режущего и деформирующего), кокилей для литья металлов, а также для размерного восстановления деталей машин.

  Гальванические покрытия. Гальваническими методами можно наносить покрытия из металлов, сплавов и композиционных материалов [9, 24, 101, 104].

  Введение в состав покрытий на основе хрома, железа и никеля частиц других материалов (КЭП) существенно повышает их триботехнические свойства [19, 24]. Введение порошков карбидов, оксидов, боридов, алмаза и т. п. позволяет существенно повысить износостойкость покрытий; введение халькогенидов, графита, полимеров антифрикционность покрытий. Технология электролитического осаждения позволяет получать покрытия с содержанием частиц до 40 % и толщиной до 100 мкм.

  В покрытия вводят карбиды (WC, TiC, ZrC, HfC, SiC, B4C), бориды (TiB2, ZrB2, HfB2, TaB2), силициды (TaSi2), нитриды (BN, Si3N4), оксиды (A1203, Cr203, Si02, Zr02, Th02), сульфиды (MoS2, WS2).

  При одновременном введении в покрытие частиц с высокой твердостью и частиц твердой смазки износостойкость и антифрикционные свойства повышаются. Наилучшими триботехническими свойствами обладают композиционные покрытия на основе никеля. В табл. 31 приведены значения износостойкости для ряда композиционных никелевых покрытий. Значения коэффициента трения существенно снижаются при введении, а состав покрытия даже небольшого количества твердой смазки (около 1 % MoS2).

  Химико-термические методы модифицирования поверхностных слоев 27, 42, 54, 81, 101, 107] металлов и сплавов сочетают в себе одновременное термическое и химическое воздействия с целью изменения химического состава, структуры и свойств поверхностного слоя. Осуществляются они в результате- диффузионного насыщения металла или сплава неметаллами С, N, В, Si и др. или металлами А1, Сг, Zn и др. (раздельного и в ряде методов совместного) в определенном температурном интервале в активной (или специально-активируемой) среде.

  Для повышения износостойкости и долговечности деталей из сталей широко применяется цементация (науглероживание), нитроцементация (цианирование, карбонитрация) и азотирование. В меньшей степени применяется насыщением бором и кремнием, а также металлами (О, А1 и др.). Выбор того или иного способа насыщения и диффундирующего элемента (элементов) осуществляется с учетом требований, предъявляемых к свойствам модифицированной поверхности, вида производства, размеров обрабатываемых

деталей, требуемой толщины получаемого слоя и т. п.

  В табл. 32 в качестве примера приведены значения относительной износостойкости сталей 45, 10 и У8 после различных видов химико-термической обработки.

 

    Сталь
Температура,

°С

Длительность азотирования (в ч) для получения слоя толщиной, мм HV, МПа
 
 
0,15-0,2
0,2-0,25 0,25-0,3 0,3-0,35  
 
40Х
520 4-5 7-9 9-12 12-15 15-18 5000-5500
40ХФА 520 4-5 6-8 8-10 12-15 15-18 5100-5600
18ХГТ 550 3-4 4-5 6-8 9-12 15-18 5300-6000
ЗОХЗМФ 530 4-5 6-8 9-12 15-18 - 7000-7600
38Х2МЮА 550 4-5 5-7 7-9 9-12 15-18 9000-9500

Информация о работе Повышение качества деталей машин нанесением покрытий