Аристотель – крупнейший учёный античного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественнонаучной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественнонаучной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1. Аристотель – крупнейший учёный античного времени…………………...3
2. Протагор – основоположник атеизма в V веке до н.э…………………......8
3. Второй закон диалектики…………………………………………………..10
4. Биогенетический закон………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………………….…14
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

готовый.doc

— 88.50 Кб (Скачать)


3

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………....2

1.   Аристотель – крупнейший учёный античного времени…………………...3

2.   Протагор – основоположник атеизма в V веке до н.э…………………......8

3.   Второй закон диалектики…………………………………………………..10

4.   Биогенетический закон………………………………………………….….12

Заключение………………………………………………………………….…14

Список использованных источников………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественнонаучной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественнонаучной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли. Аристотель — это первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил научно-исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.


1.    Аристотель – крупнейший учёный античного времени.

 

Аристотель жил в 384-322 годах до нашей эры. Это древнегреческий философ и учёный.

Аристотель родился в Стагире. В 367 году отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона, был участником платоновской Академии. В 343 был приглашен царём Македонии Филиппом, воспитывать его сына Александра. В 335 году вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии. Был сторонником умеренной демократии.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля по содержанию можно разделить на 7 групп. Первую группу составляют так называемые Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».

Вторая группа представлена Физическими трактатами: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».

Третья группа - Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».

В четвёртую группу входят Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».

Пятая группа - Этические сочинения – так называемые «Никомахова этика» и «Эвдемова этика».

Шестая группа - Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».

Седьмая группа представлена работами об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая до нас не полностью «Поэтика».

Исследования Аристотеля охватили почти все доступные тому времени отрасли знания. В «метафизике» Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. В понимании Аристотеля, единичное, - это то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – это то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом.

Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина - то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия - форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало - бога.

Бог для Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма.

Движение, в понимании Аристотеля, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное - увеличение и уменьшение; перемещение - пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

Согласно Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма» - присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, согласно Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категория, силлогизмом.

Одной из заслуг Аристотеля в области биологии является его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой - душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Вклад Аристотеля в основы других общественных наук также неоценим. Так, в этике Аристотелем выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности.

Аристотель рассматривал в своих трудах и вопросы управления государством, при этом Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это - монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах.

На основе своей этической и психологической концепции Аристотель развил теорию воспитания «свободнорождённых граждан». Трём видам души, по Аристотелю, соответствуют три взаимосвязанные стороны воспитания - физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания состоит в развитии высших сторон души - разумной и животной (волевой). Движущими силами, на которые опирается воспитание, Аристотель считал природные задатки, навыки и разум.

Аристотель сделал первую в истории педагогики попытку дать возрастную периодизацию. Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, он считал, что школы должны быть только государственными и в них все граждане, исключая рабов, должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Таким образом, Аристотель предпринимал попытки систематизации знаний и выстраивал основы многих современных наук. Его первоначала до сих пор являются актуальными. Но в тоже время, он был «дитём» своего времени. Так, своё экономическое учение он основывал на предпосылке, что рабство - явление естественное и всегда должно быть основой производства. Он исследовал товарно-денежные отношения и вплотную подошёл к пониманию различий между натуральным хозяйством и товарным производством. Но тем не менее, ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что Аристотель являлся крупнейшим учённым эпохи античного времени.


2.   Протагор – основоположник атеизма в V веке до н.э.

 

Протагор жил в 480-411 годах до нашей эры. Это один из выдающихся древнегреческих философов, который поддерживал софизм. 40 лет Протогор вёл жизнь странствующего «учителя мудрости», долго жил в Афинах, был близок к кругу Перикла. Протагор был основоположником атеизма, и он утверждал субъективную обусловленность знания: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». За свои взгляды он был изгнан в 441 году до нашей эры из Афин по обвинению в «нечестии».

Как и все софисты, для успешности практических занятий риторикой, он считал необходимым и теоретическое изучение языка, и мышления. В своих не дошедших до нас книгах по грамматике он разбирал вопросы о надлежащем употреблении различных элементов и форм речи, а в сочинениях по логике, если верить сообщению Диогена Лаэрэтя, он первый исследовал способы доказательств. По свидетельству Аристотеля цель всех этих изучений состояла в том, чтобы «худшее рассуждение сделать лучшим». Такая цель имела принципиальное оправдание в субъективизме Протагора, выраженном в его знаменитой формуле, что «человек (в смысле каждого лица) есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии».

Для обоснования такого принципа Протагор примыкает к философии Гераклита, указывавшего на непрерывную подвижность или текучесть всего существующего. В действительности нет никаких пребывающих вещей и постоянных определенных свойств; а только безостановочное движение и изменение. Те ощущения, в которых нам дается все для нас существующее, и вне которых мы ничего не знаем, суть лишь моменты встречи двух движений: от ощущаемого и от ощущающего. Из различия в скорости этих движений происходят различия и в качествах ощущений, а, следовательно, и все разнообразное содержание душевной жизни и внешнего мира, ибо как душа сводится всецело к ощущениям, так и все вещи дают нам о себе знать лишь в ощущении как действительном соотношении внешнего движения с внутренним. Если таким образом ничто нам доступное не существует само по себе, то нет смысла говорить и о том, что хорошо, или справедливо само по себе.

Протагор, занимаясь за плату публичным и частным преподаванием всякой «мудрости», разъезжал по всем греческим городам Европы и Азии и много раз был в Афинах, где в 411 г., во время реакционного правления «четырехсот», был обвинен в атеизме; из опасения уголовного приговора спеша удалиться в Сицилию, он дорогою случайно утонул. Все его многочисленные сочинения потеряны, и о его творчестве мы знаем только из трудов других мудрецов и учённых.


3.   Второй закон диалектики.

 

Второй закон диалектики – закон отрицания отрицания, является одним из основных диалектических законов, который характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого.

Данный закон впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и ранее философами. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем. В этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания.

Информация о работе Аристотель – крупнейший учёный античного времени