Аристотель – крупнейший учёный античного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Один из важнейших итогов развития древнегреческой культуры — разработка первой естественнонаучной картины мира. Она сложилась в результате синтеза следующих отраслей познания: философии (прежде всего, аристотелизма); математики; астрономии (космологии); учения о движении (механика). Ядром первой естественнонаучной картины мира стало учение Аристотеля. Можно сказать, что естествознание — это родная стихия аристотелевской мысли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2
1. Аристотель – крупнейший учёный античного времени…………………...3
2. Протагор – основоположник атеизма в V веке до н.э…………………......8
3. Второй закон диалектики…………………………………………………..10
4. Биогенетический закон………………………………………………….….12
Заключение………………………………………………………………….…14
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

готовый.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а новое понимание проблемы на более высоком уровне.

Закон отрицания отрицания является  всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей.

В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные - механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлеии, форме и результате. Действие данного закона полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

В раскрытии содержания закона отрицания отрицания главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно этому закону, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.

Последовательность циклов можно образно представить в виде спирали. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высоком уровне. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания, возврат к уже пройденному является не полным; развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.


4.   Биогенетический закон.

 

Биогенетический закон представляет собой закономерность в живой природе, сформулированную немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящую в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза).

Факты, свидетельствующие о рекапитуляции (например, закладка у зародышей наземных позвоночных жаберных щелей), были известны ещё до появления эволюционного учения Ч. Дарвина. Однако лишь Дарвин дал (1859) этим фактам последовательное естественноисторическое объяснение, установив, что стадии развития зародышей воспроизводят древние предковые формы. Он рассматривал рекапитуляцию как фундаментальную закономерность эволюции органического мира. Теория естественного отбора позволила Дарвину объяснить противоречивое сочетание целесообразности строения организмов с рекапитуляцией признаков далёких предков.

Немецкий эмбриолог Ф. Мюллер в 1864 подкрепил принцип рекапитуляции данными из истории развития ракообразных. Двумя годами позже Геккель придал принципу рекапитуляции форму биогенетического закона, схематизировав при этом дарвиновские представления. Этот закон сыграл важную роль в биологии, стимулировал эволюционные исследования в эмбриологии, сравнительной анатомии и палеонтологии.

Вокруг биогенетического закона развернулась продолжительная и острая дискуссия. Противники данного закона пытались истолковать его в духе механицизма, витализма или безоговорочно его отвергали. Отстаивая биогенетический закон, сторонники Дарвина стремились углубить его содержание и освободить от схематичности. Они критиковали представления Геккеля, ошибочно разделявшего явления эмбрионального развития на 2 неравноценные группы: палингенезы, отражающие историю вида, и ценогенезы, возникшие в качестве приспособления зародышей к условиям среды и затемняющие, «фальсифицирующие», палингенезы. Несостоятельным оказалось и первоначальное представление Геккеля о прямом порядке воспроизведения в развитии особи этапов истории вида. Было показано (в том числе и самим Геккелем), что гетерохронии, гетеротопии, эмбриональные приспособления, редукция и другие процессы глубоко изменяют течение онтогенеза, исключая возможность прямой рекапитуляции признаков предков.

Новое понимание закон биогенетического развития получил в теории филэмбриогенеза русского биолога А. Н. Северцова. Явление рекапитуляции Северцов рассматривает под углом зрения закономерностей эволюции онтогенеза. Сам закон расценивается им как следствие эволюции, осуществляющейся путём надставки (анаболии) конечных стадий онтогенеза. Ценогенезы же являются закономерным путём эволюции вида и имеют палингенетическую природу.

Вопреки мнению, будто биогенетический закон нельзя применять к растениям, ряд ботаников приводили примеры рекапитуляции у растений. Обстоятельный анализ биогенетического закона с ботанической точки зрения был проведён советским учёным Б.М. Козо-Полянским (1937). Он предложил формулировку закона рекапитуляции с учётом своеобразия онтогенеза и индивидуальности растений. Дальнейший прогресс представлений о рекапитуляции, подтвердивший ограниченность геккелевской трактовки биогенетического закона, связан с успехами эволюционной морфологии, экспериментальной эмбриологии и генетики, которые обобщены в учении И.И. Шмальгаузена об организме как целом в индивидуальном и историческом развитии.


Заключение

Античная цивилизация – величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Невозможно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно – историческим процессом. Именно античная цивилизация преодолела рубеж, разделяющих в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила «логику вещей» от «логики слов и мыслей, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

Аристотель – величайший ученый-философ Древней Греции. Его вклад в такие науки, как философия, космология, биология, физика и другие, способствовали их дальнейшему развитию и совершенствованию.

Протагор – один из основателей софистики. Основная концепция жизни и деятельности Протагора: «человек – есть мера всех вещей», большинством философов и историков определяется как атеизм. Но этот вопрос до конца еще нерешен.


Список использованных источников

 

1.          Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Akademia, 2007.

2.          Джохадзе Д.В., Дхохадже Н.И. История диалектики. – М.: КомКнига, 2005.

3.          Зубцов В.П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба. Наследие. – М.: Едиториал УРСС, 2000.

4.          Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. – М.: КомКнига, 2006.

5.          Лебедев С.А., Асланов Н.А., Борзенков В.Г. Философия современного естествознания. – М., 2004.

6.          Харпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа, 2007.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Аристотель – крупнейший учёный античного времени