Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:38, реферат

Описание работы

Человек - издревле пытался понять самого себя.
Человек изучается многими науками: медициной, химией, биологией, физиологией, филологией и т.д.
Это он, человек - творец всего материального комплекса и духовных ценностей, он является центром, узлом всех связей. Если что-то происходит не так, связи рвутся, значит надо искать причину, пытаться убрать с пути то, что мешает человеку быть человеком.

Содержание

1. Введение
2. Экология человека и медицина
3. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане
4. Здоровье без лекарств
5. Эволюционно-экологические основы феномена здоровья
6. Мозг как орган сознания
7. Сознание, познание, творчество
8. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь
9. Неординарные способности и возможности человека
10. Человек как часть монолита живого вещества
11. Биологическая целостность мира
12. Вывод

Работа содержит 1 файл

КСЕ БИОЛОГИЯ текст.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Влияние на человека внешней среды (вода, продукты питания, медикаменты, табак, физиопроцедуры, производственные токсины, вибрации и др.) и на состояние информационного гомеостаза, что позволило дать объективную экспертную оценку отношениям человек - среда обитания.

6. Мозг как орган сознания

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают в результате совместного действия множества клеток головного мозга, который является организмом сознания.

Коре  головного мозга  принадлежит исключительная роль в связи с  осуществлением психической  деятельности. Многие современные ученые придерживаются точки  зрения, что «сознание  возникает в результате совместных действий множества клеток мозга так же, как  пищеварение есть результат совместных действий клеток пищеварительного тракта». В коре находятся  высшие интегративные центры мозга, осуществляющие сознательную регуляцию деятельности организма.

Основные  действующие элементы нервной системы - это нервные клетки, нейроны. Головной мозг человека состоит  из 40 50 млрд нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения осуществляют передачу и переработку информации.

Поверхность головного мозга - серое вещество, или  кора головного мозга, состоит из нервных  клеток и имеет  глубину 2-6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет  три функциональных блока:

1 Блок, обеспечивающий  тонус, т.е. нормальную жизнедеятельность.

2 Блок, обеспечивающий  прием, переработку и хранение  информации, т.е. являющийся главным  аппаратом познавательных процессов.

3 Блок, программирующий  поведение человека, его регуляцию  и контроль за всеми поступками и действиями.

Эти три блока работают в неразрывном  единстве Сознание - объект внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных. Органом сознания является мозг и интерес  к нему очень велик. Вопросы сознания неразрывно связаны  с проблемой существования  мира и проблемами познания человеком  самого себя.

Сознание  определяется как  высшая, свойственная только человеку функция  головного мозга, сущность которой  состоит:

1. В отражении объективных  свойств, предметов  внешнего мира.

2. В предварительном  мысленном построении  действий и предвидении  их результатов.

3. В правильном регулировании  и саморегулировании  взаимоотношений  человека с общественной  и природной действительностью.

В задачи мозга входит обеспечение сложных  процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой:

1. Гомеостаз ( т.е. поддержание необходимого для жизнедеятельности человека внутреннего состояния организма: дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования и т.д.)

2. Эмоции ( через которые проявляются тревога, боль, стресс, болезни, удовольствие, радость, т.е. все положительные и отрицательные реакции человека.)

3. Обучением памяти, связанные с реакцией  запечатления (отражения), которые формируют  внимание человека, его волю, оказывают  воздействие на  его интересы и  потребности.

Наш мозг хранит гораздо  больше информации, чем мы того хотим  или в этом нуждаемся. Но доступ к ней и извлечение информации из памяти - очень непростое дело. В мозгу постоянно осуществляются процессы отбора необходимой и значимой информации. Эмоции и чувства способствуют или препятствуют запоминанию. Это происходит потому, что мыслит мозг не сам по себе - а мыслит человек при помощи мозга («второе рождение», психоанализ, гипноз и т.п. позволяют извлечь из глубин памяти необходимую информацию).

Исследования  мозга показали, что  природа очень  умело, организовала свои тайны и иногда в некоторые тайны не следует, грубо говоря, заглядывать. Так, например, им было обнаружено, что если простимулировать некоторые определенные участки мозга, то вдруг начинают резко возрастать возможности памяти и интеллекта. Это можно использовать в крайних случаях для лечения, но не для того, чтобы человек стал умнее.

7. Сознание, познание, творчество

Высшая  нервная деятельность включает в себя три  уровня:

сознание;

подсознание;

творческую  интуицию.

Сознание - это одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения  действительности и  мышления. В более  узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому  человеку и связанная  с речью, идеальная  сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Подсознание - это своего рода «автопилот», который помогает летчикам управлять  самолетом, когда  он выведен на правильный курс и поднят в  воздух. Оно включает в себя психические  процессы, которые  возникли под влиянием сложных поведенческих  программ, доведены до автоматизма и  стали навыками.

Творческая  интуиция или (сверхсознание), понимается как первоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ни волей. Эта деятельность обеспечивает личности выдвижение, обоснование гипотез, поисков.

Творчество - это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще не открыто, и результатом  которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря  которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью  или уникальностью.

8. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь

Личность  формируется и  проявляется во взаимоотношении  с окружающей средой. Особое значение в  этой отражательной  и познавательной деятельности, регулировании  ее поведения занимают эмоции.

Это тот внутренний механизм, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы; создаются оптимальные  условия для приспособления организма к окружающей среде и нормального  функционирования организма, направленного на познание среды и  ее творческое преобразование.

Эмоции  добавляют разнообразие в нашу жизнь, определяя степень активности человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценкам собственных действий, действий других людей и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, влияют на здоровье.

На  характер эмоций влияют разные факторы: музыка, мебель архитектура города, состояние жилых помещений, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа, выполняемая нами работа, различные моральные и материальные факторы. Но особенно большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которых мы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения с этими людьми, умение активно корректировать состояние собственных эмоций.

Эмоции - это реакции человека или животных на воздействие  внутренних или внешних  раздражителей, имеющие  ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности  и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде  в зависимости  от возраста и внешних воздействий.

Биологически целесообразная функция эмоций заключается в оценке происходящего вокруг - это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе).

В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым  существам определять биологическую значимость состояний организма  и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.

Высший  продукт развития эмоций человека - это  устойчивые чувства  к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается  в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.

Виды  эмоций:

Эмоции  характеризуются  широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость  и печаль, тревога  и разочарование, гнев и страх, тоска  и удовольствие - все это различные  эмоциональные состояния. По сути, у человека всегда имеются те или иные эмоции.

Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть  и желание.

Эмоции  принято делить на:

стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);

астенические, т.е. подавляющие  активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).

И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.

Положительные и отрицательные  эмоции - это такие  разновидности эмоций, которые оцениваются  по признаку доставленного  удовольствия или  неудовольствия.

Первые  из них - радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., способствуют как правило, упрочению полезных навыков и действий.

Вторые - к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.

Эмоции делят на низшие и высшие:

Высшие  эмоции:

На  их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают  в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на: этические и эстетические.

Этические эмоции формируются  в процессе обучения и воспитания. Это  своего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди эмоций можно выделить - нравственные и моральные.

Если  поведение не соответствует  общепризнанным канонам, у человека возникает  чувство неловкости или стыда. Интересно  отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Люди сплачиваются в коллективы благодаря  этическим эмоциям. К ним можно  отнести чувство  долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.

В круг эстетических эмоций, входит присущая человеку возможность оценивать возвышенное, прекрасное . Способность различать оттенки трагического и комического в происходящем; получать удовлетворение от блестяще выполненного творческого труда. Формирование чувств во многом зависит от общественного сознания человека. Оно порождает многообразие палитры человеческих эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.

Эмоции так же делятся:

Настроение - эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно  ярким, но зато характеризуется  относительной устойчивостью. По существу оно является фоновым эмоциональным  состоянием. На настроение могут влиять самые  разнообразные обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания, содержание прочитанного письма, реплика встреченного человека.

Страсть - сильное и глубокое, достаточно длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет  себе основную направленность мыслей и поступков  человека, целью, которой  является удовлетворение совершенно определенных желаний.

Аффекты - обычно кратковременные, но предельно яркие  вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояние  эмоционального возбуждения  высшей степени. В  состоянии аффекта  человек действует  под влиянием, главным  образом, эмоций.

Информация о работе Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность