Человек как предмет естественно – научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение концепций, этапов и проблем антропогенеза.
Актуальность проблемы естествознания происхождения человека связана с важнейшей ролью в мировоззрение людей, в наших представлениях и пониманиях мира. Решив проблему происхождения человека можно было бы решить многие проблемы человечества, такие как генетические болезни, бессмертие и другие.

Содержание

Введение……..…………………………….…………………………………………....3
1. Человек – дитя Земли…………………………………………………………....4
2. Сущность проблемы антропогенеза……………...……………………………..6
3. Этапы антропогенеза………………….………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

ксе.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дата причинное объяснение развития видов и тем самым изложила основы научной концепции эволюции. С тех пор стало ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

      Однако, разработав теорию естественного  происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

      Внимание на это было обращено  в трудовой теории антропогенеза,  защитником которой был, в частности,  Ф. Энгельс. Представители данной  теории считали, что труд не  отменяет действия биологических  законов, но преобразовывает характер  действия естественного отбора. Труд в процессе становления развивает в нем способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует формированию самого человека. Сторонники данной теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

      Нет сомнения, что возникновение  труда и его развитие действительно  оказали огромное влияние на  антропосоциогенез. Причем важным  моментом является то, что любой  труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, орудия труда являются и основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает.

      Следовательно, становление человека  и общества — процесс взаимосвязанный,  процесс антропосоциогенеза, и главная  роль в нем принадлежит трудовой  деятельности. Хотя, как пишет, например, М.И. Урысон, «сама трудовая деятельность  возникла в резуль¬тате жесткого естественного отбора».

      Новый аспект критики дарвиновской  концепции возник на волне  первых успехов генетики, зародившейся  на рубеже XX в. Появилась мутационная  теория эволюции нидерландского  ученого Хуго де Фриза, согласно  которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление никак не связано с естественным отбором, о котором писал Дарвин.

      Критика дарвинизма с различных  точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х гг., когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика, основанная отечественными биологами С.С. Четвериковым и Н.В. Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.

      Синтетическая теория эволюции (или  обновленный дарвинизм) приобрела  широкое распространение среди биологов мира уже в 40-х гг., а в нашей стране — только в 70-х гг. из-за деятельности небезызвестного Т.Д. Лысенко.

      В западных странах сопротивление  дарвинизму (и эволюционизму вообще) оказывали общественные круги,  близкие к церкви. И по сей  день там довольно широко распространен  креационизм (точка зрения, согласно  которой человек является венцом  божественного творения), даже несмотря на то, что в 1950 г. папа Пий XII в специальной энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела, хотя и подчеркнул, что душа человека создана Богом.

      Следует отметить, что споры вокруг  эволюционной теории не утихают  и сегодня. Так, в последние  десятилетия ведется критика  самой синтетической теории эволюции. Прежде всего это связано с  распространением в биологии  различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, в том числе и антропогенеза. Представители современного сальтационизма, используя новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук, придают решающее значение в эволюции случайным явлениям. В основных положениях это течение близко неокатастрофизму, который также является достаточно популярным. Его представители полагают, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

      На наш взгляд, указанные подходы  в общем виде согласуются с  теорией самоорганизации систем. В ее основе лежит принцип  самоорганизации как движущей  силы развития любых открытых  неравновесных систем, т.е. систем, обменивающихся со средой веществом и энергией, которые переходят от одного качественного состояния к другому в результате скачкообразного процесса. Причем состояние системы после скачка (флуктуации), согласно данной теории, носит случайный характер. К таким системам относятся и все биологические системы, включая человека. Разработка теории самоорганизации началась совсем недавно и связана прежде всего с таким направлением в науке, как синергетика.

      С теорией самоорганизации согласуется  и эволюционная теория антропогенеза  П. Тейяра де Шардена, которую он изложил в своей работе «Феномен человека». С его точки зрения, переход к «феномену человека» определялся внутренними силами самого организма будущего homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие от предчеловека к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями.

      По мнению Тейяра де Шардена,  появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе.

      выдающих его присутствие, он  уже покрывает весь Старый  Свет — от Мыса Доброй Надежды  до Пекина. Безусловно, он уже  говорит и живет группами. Он  уже добывает огонь.

      При этом автор делает весьма  характерный вывод о том, что возникновение человека — это процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей...».

      Заслуга Тейяра де Шардена  состоит не только в том,  что он как один из открывателей  синантропа помог замкнуть цепь  наших представлений об антропогенезе, найдя критическое, недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга заключается также в том, что он в рамках эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека. Если представить ближайший к homo sapiens ряд в обшей цепи антропогенеза, то, с точки зрения Тейяра де Шардена, он будет иметь следующий вид: австралопитек — питекантроп — синантроп — Homo sapiens.

      А вся цепочка предшественников  современного человека с точки  зрения сегодняшнего естествознания будет выглядеть так: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян — рамапитек — жил на территории от Индии до Африки около 14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга — сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там обнаружены древнейшие орудия труда (примерно 2,5 млн лет назад) и остатки жилищ (1,75 млн лет). В Африке найдены останки человека умелого — зинджантропа, жившего 2 млн лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. При этом название «умелый» ему дано за умение изготовлять и применять первобытные каменные орудия труда. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом — австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9— 0,65 млн лет назад); синантроп (400 тыс. лет назад) и неандерталец (ранняя форма Homo sapiens), появившийся, по разным данным, от 30 до 40 тыс. лет назад.

      Необходимо отметить, что антропогенез  не следует представлять в  виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной), видимо, вообще маловероятен процесс строго линейного развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому, очевидно, следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого к тому же хорошо согласуется с теорией самоорганизации:

      Все попытки доказать, — пишет  он, — что тот или иной ископаемый  является нашим прямым прародителем, отражают устаревшее представление  об эволюции как о строго  линейном процессе и о том,  что все ископаемые формы должны  составлять некую единую последовательность, соединяющую прошлое с настоящим.

      Такова общая теоретическая ситуация  разработки проблемы антропогенеза  на сегодняшний день. Не все  в ней до конца выяснено  и объяснено, не во всем ученые  согласны между собой. Но в  этом нет ничего удивительного, ибо мы имеем дело с венцом творения природы — человеком. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что человек — это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем. 
 

 

Глава 3. Основные этапы  антропогенеза

    У эволюции человека можно выделить несколько  основных этапов.

    Первый  этап эволюции - древнейшие люди, или архантропы. Есть много разнообразных находок скелетов древнейших людей. В частности, в Африке найдены остатки олдувайского питекантропа, в Азии - яванского питекантропа и синантропа, в Европе – Гейдельбергского человека. Жили они в разное время: наиболее древние - более 1 миллиона лет назад, "младшие" - 400000 лет назад. Все эти находки объединены в одну группу по трем признакам: объем головного мозга в пределах 1000 см3 и только в синантропов несколько больше - 1100 см3; отсутствие членораздельной речи, о чем свидетельствует отсутствие валка на подбородке; наличие примитивных каменных орудий - скребков, наконечников, топоров. Только наиболее прогрессивные из них - синантропы - пользовались огнем, на что указывают многометровые слои пепла, найденные в местах стоянок. На протяжении длительного времени архаические Ното sapiens были современниками Homo erectus, которые вымерли четверть миллиона лет назад.

    Второй  этап эволюции - древние люди, или палеоантропы. Широко распространены на территории Европы, Азии и Африки. На этих континентах появились местные разновидности Н. sapiens. Самые ранние из них датируются более 200000 лет назад, последние исчезли около 40000 лет назад.

    Древние люди имели рост 150-160 см, объем головного  мозга - около 1300-1600 см3 (Примерно объем  мозга современного человека). Однако череп древнего человека характеризовался массивным развитием зубов, надбровных дуг, значительно развитой нижней челюстью, выступающей затылочной участком. Останки этих людей были найдены в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа в Германии, откуда происходит их название – неандертальцы (Н. sapiens neanderthalensis). На этой стадии развития древние постоянно пользовались огнем, причем уже умели добывать его, используя камни. Тщательно обрабатывалось каменное орудие; кроме каменного, применялось орудие, сделано из костей. Находки костяной игл свидетельствуют наличия одежды из шкур животных. их достаточно развитая культура изготовления орудий получила название мустьерской, поскольку впервые такие орудия были найдены в пещере Ле-Мустье на южном западе Франции. Характерно, что на этой стадии у древних людей происходило захоронение умерших, которое, вероятно, сопровождалось определенными ритуалами. Около 120 000 лет назад во время межледникового периода неандертальцы освоили Ближний Восток и Среднюю Азию.

    Физическая  своеобразие этих людей обусловлено их приспособлением к суровому климату ледникового периода. Вымерли неандертальцы около 30 - 35 тыс. лет назад.

    Третий  этап эволюции человека - первые современные люди, или неоантропы. Архаичные Н. sapiens из Африки уже изготовляли ашельской орудия. их, большинство антропологов считает предками нашего вида Н. sapiens.

    Сначала (около 100 тысяч лет назад) они  жили только в Африке и Средней  Азии, а затем расселились по всей ойкумене. Один из весомых доказательств  африканского происхождения современного за анатомией человека получены при сравнительного выявления митохондриальной ДНК (мтДНК) представителей различных рас. Методом рестрикционного анализа доказано, что все выявленные типы мтДНК человека произошли от одной предковой молекулы, а отсюда – и одной праматери, жившей до разделения человечества на основные расы. Объем головного мозга у них был таким же, как и у наших современников - 1500-1800 см3, рост - 170-180 см. Находки неоантропов были сделаны в разных местах земного шара, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. Наиболее известные из них - те, которые сделаны во Франции близ городка Кро-Маньон (кроманьонцы).

    Этот  этап характеризуется тремя основными  особенностями: прекращением биологической  и началом социальной эволюции; формированием основных рас; высоким уровнем развития культуры, который характеризуется обработкой не только каменных орудий труда, но и украшений, каменных фигур, рисунков. Все это свидетельствует о появлении на этой стадии абстрактного мышления.

Информация о работе Человек как предмет естественно – научного познания