Человек как предмет естественно-научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 00:32, контрольная работа

Описание работы

Человек — сложная целостная система, которая является компонентом других более сложных систем. Именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и социальным, и биологическим, и главное — обладающим разумом — высшим результатом развития мира. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Биологическое в человеке выступает непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек. Человек является предметом изучения различных наук, в том числе рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека.

Содержание

1. Введение.
2. Смысл утверждения «Человек-дитя Земли».
3. Сущность проблемы антропогенеза.
4. Основные этапы антропогенеза.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная. КСЕ.docx

— 34.26 Кб (Скачать)

       Эволюционную теорию антропогенеза изложил в своей работе «Феномен человека» П. Тейяр де Шарден, который считал, что переход к «феномену человека» определялся внутренними силами организма homo sapiens. Находка синантропа, одним из открывателей которого был Тейяр, позволила заполнить важнейший пробел в ряду антропогенеза и показать, каким путем шло развитие к «человеку разумному»: увеличение и усложнение мозга, выпрямление лба, овладение огнем и орудиями. По мнению Тейяра де Шардена, появление homo sapiens — это скачок в антропогенезе. В теории делается весьма характерный вывод о том, что возникновение человека — это процесс коллективный, и «первым человеком» является и может быть только множество людей... Заслуга Тейяра де Шардена состоит в том, что он как один из открывателей синантропа помог замкнуть цепь наших представлений об антропогенезе, найдя критически недостающее в ней звено между обезьяночеловеком и неандертальцем. Его заслуга заключается также и в том, что он в рамках своей эволюционной концепции обосновал единство биологической и социальной природы человека.  
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА

        Предполагают, что ближайшим предком человека и обезьяны была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное предположение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла возникнуть лишь у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих.

      Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хватательная функция кисти явилась предпосылкой к манипулированию предметами и превращению кисти в руку человека. Обитанию на деревьях благоприятствовала малая плодовитость крупных обезьян, у которых высоко развита забота о потомстве благодаря стадному образу жизни и тесной связи матери и детеныша.

      Таким образом, обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущества в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямо хождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации и в конечном итоге привел к возникновению членораздельной речи.

      Около 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутанг, шимпанзе), и гоминид (людей).  
 
 
 
 

  Основные этапы  эволюции человека.

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет назад Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек разумный. Формирование облика современного человека. Возникновение  общества. Одомашнивание растений и  животных. Объем головного мозга 400-1800 куб. см.
200-500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца). Человек неандертальский. Объем головного  мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений.
1-1,3 млн. лет назад Стадия архантропа (питекантропа).  Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп — Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3.  Формирование речи. Овладение огнем.
2-2,5 млн. лет назад Человек умелый. Переходная стадия к формированию типасовременного человека. Объем мозга 500- -800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура).
9 млн. лет назад Стадия протантропа. Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма  обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности. Объём мозга у австралопитека не более 600 куб. см.
25 млн.  лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей  — дриопитеки. Древесный образ  жизни, стадность. Объем мозга меньше 700 см3.
 
 

      Понгиды, оставаясь жить в лесу, сохранили древесный образ жизни. Предки же гоминид начали осваивать открытые пространства. Предпосылкой для такого перехода была уже приобретенная способность к наземному обитанию, использование различных предметов для добычи пищи и защиты, а значит, освобождение рук от участия в передвижении, развитие хождения на двух ногах.

      Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа — предшественник человека (про-тантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп)

      Хотя, необходимо понимать, что антропогенез нельзя представить в виде линейного процесса. В органической жизни (как, впрочем, и в социальной) вообще маловероятен строго линейный процесс развития и монофакторной детерминации эволюции. Поэтому следует прислушаться к мнению Р. Левонтина, концепция которого  хорошо согласуется с теорией самоорганизации. «Все попытки доказать, — пишет он, — что тот или иной ископаемый является нашим прямым прароди­телем, отражают устаревшее представление об эволюции как о строго линейном процессе и о том, что все ископаемые формы должны составлять некую единую последовательность, соеди­няющую прошлое с настоящим».

       Говоря о нелинейности процесса антропогенеза, следует понимать, что эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, которые происходят от общего предка.

       Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники — шимпанзе и горилла — были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад.

 

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               Такова общая теоретическая ситуация  проблемы антропогенеза на современном этапе развития научной мысли. Не все в ней до конца выяснено и объяснено, не во всем ученые согласны между собой, не все понятно, не все обосновано. Но в этом нет ничего удивительного, т.к. мы имеем дело с венцом творения природы — человеком, со сложным многоуровневым организмом. Важно подчеркнуть следующее: в науке можно считать доказанным тот факт, что чело­век — это продукт естественного развития природы. Своими корнями он уходит в биосферу Земли и является ее законнорожденным дитем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов "Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы"
    2. Дубынин Н.П. Генетика и человек. - М.,1978.
    3. Концепции современного естествознания. Учебное пособие.- Санкт-Петербург: Нива, 2002.
    4. Ибраев Л.И. Происхождение человека. М., 1994.
 

      Интернет  ресурсы: 

    1. http://philomind.ru/363-filosofskie-problemy-antropogeneza.html
 
    1. http://www.xserver.ru/user/prois/3.shtml
 
    1. http://www.socfil.narod.ru/glava_8_2.htm
 
    1. http://dytjaland.ru/antro_2.html

Информация о работе Человек как предмет естественно-научного познания