Человек как предмет познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Познание……………………………………………………………………………4
2.Единство биологического, социального и духовного в человеке………………5
3.Духовность………………………………………………………………………11
4.Бытие человека………………………………………………………………….12
5.Творчество……………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Человек.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

Введение

    Человек как предмет познания по своей  многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает  все лучшие стороны мира. Эту особенность  человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".

   Человека  изучает много наук. Это анатомия, психология, социология, антропология, гносеология, этика и многие другие.

   Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя всё природное, выступает одновременно составной  частью природы, её высшим продуктом. Каково место человека в природе? Чем  отличается человек от других животных? Каков процесс эволюции человеческой цивилизации?

- человек становится  общественным человеком благодаря  своим социальным свойствам и  качествам. Характеристика общественного  индивида включает в себя множество  связей, но, прежде всего связь  “общество - человек”. Эта связь  отражает собой воздействие сложившейся  системы общественных отношений,  объективной социальной среды  на развитие человека. Общество  производит человека как человека. Однако данная связь не охватывает  индивидуальность личности, которая,  обладая присущими только ей  возможностями, задатками, потенциями, внутренним миром, сама производит  общество.

Вот почему важно  понять, как внутренние субъективные качества человека воплощаются (объективизируются, реализуются) во внешние объективные, социальные формы его бытия.

   Стремление  к целостному постижению и описанию человека - задача всего человекознания, включающего в себя широкий спектр гуманитарного и естественнонаучного знания, а также целого ряда вненаучных познавательных форм. 

    1.Познание

   Для того чтобы вести разговор о том, какие бывают формы познания, нам  необходимо определиться с тем, что  же такое есть познание.

   Оказывается, что дать четкую дефиницию тому, что же такое есть познание, нам  не удастся, так как познание относится  к тем последним данностям, которые несводимы ни к чему иному. Поэтому мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.

   Познание  – это такое соприкосновение, которое невозможно ни с чем сравнить: одно сущее соприкасается с другим и овладевает им неким нематериальным образом. Это соприкосновение не может произойти между предметами любой природы, как в случае причинно-следственной связи, оно предполагает наличие хотя бы одного личностного субъекта, одного сознательно существующего.

   Познание  является односторонним соприкосновением, при котором объект охватывается субъектом. Другими словами, это такое соприкосновение, которое влечет изменение лишь в субъекте, а не в познанном объекте. Но сказанное не следует понимать в том смысле, что происходит включение познанного предмета в наше личное бытие. Он не является во время процесса познания реальной составной частью нашего личного бытия, подобно тому, как и сам, будучи познаваем, объективно не меняет своей сущности. Правда, происходящее в познании соприкосновение с предметом представляет собой приобщение к познаваемому.

   Так, например, радуясь, мы реально осуществляем чувство радости. Она является реальной составной частью нашего существа, мы суть радостные. Точно так же и акт познания есть реальная часть нашего существа, это акт нашей личности: мы суть познающие. Однако познаваемый предмет от этого не становится составной частью нашей личности. Мы полностью от него изолированы, хотя в некотором роде и "проникаем" в него, "аннексируем" его. Мы как бы духовно "схватываем" его сверху.

   Познание  представляет собой духовное соприкосновение  с сущим, при котором последнее раскрывает нам свою природу. Это трансцендирующее интеллектуальное соприкосновение представляет из себя интенциональное приобщение к сущему, которое следует четко отличать от реального приобщения. Еще точнее будет назвать познание неким духовным обладанием. Во-вторых, познание ни в коем случае не является продуцированием предмета познания, оно есть рецептивное восприятие. В-третьих, это познающее восприятие, в котором раскрывается предмет, не является чисто пассивным поведением. Как таковое оно содержит и активную компоненту интеллектуальное сопутствие смыслу и существу предмета познания. 

   2.Единство биологического, социального и духовного в человеке

    Как биологический феномен человек  существует, подчиняясь зову своей  телесности, в недрах которой формируется  комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение. Естественные потребности -питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства - все это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку также как всему роду животного мира. С первых дней своего возникновения основные усилия человека были направлены на преодоление своей животности. Первый волевой акт выходящего из лона природы человека был направленный на обуздание своих животных страстей. Но этот акт исходил не от отдельного индивида, а от первобытного коллектива и широко известен как табу запрет иметь гарем. Современная биотехнология и генная инженерия проникают в святая святых биологического бытия человека. Становятся обыденностью структурные изменения человеческого тела - пластические операции, превращение женского организма в мужской и наоборот.

    Нельзя  соглашаться с теми представителями  философской антропологии, кто обосновывает тезис о биологической сущности человека, так как биологическое в человеке не выделяет его из ряда животного мира, а лишь сближает. Вместе с тем, вполне уместно поставить вопрос о наличии человеческой сущности в биологическом бытии человека. Все биологическое бытие человека - способы принятия пищи, половой акт, течение болезни, взросление и старость и пр. - отмечены печатью человеческой сущности, что и делает это биологическое бытие человеческим бытием. Наличие человеческого феномена в биологическом бытии человека вряд ли кто может подвергнуть сомнению.

    Биологическое бытие человека - это субстрат, носитель и предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в  этой форме бытие человека идентично  со всеми другими формами существования  животного мира. Проявление человеческого в биологическом бытии человека выражает форму инобытия человека, его стремление преодолеть экспансию жизни, начать новый ряд бытия.

    Но  для этого  необходим высокий  духовно-нравственный порыв, нужны  вдохновляющие стимулы, нужна атмосфера  бескорыстия, атмосфера всеобщего  презрения к зоологическому индивидуализму. Именно из факта следования иррациональным зоологическим инстинктам, из пренебрежения общечеловеческим нормам нравственности вырос в XX веке такой уродливый тип общества как фашизм.

      Антропологические особенности человека - вещественные доказательства происхождения и развития человеческого рода и преодоления животности. Но изменение фонологических признаков ничтожно малы по сравнению с теми изменениями ландшафта Земли и условий человеческого бытия, которые произошли в результате преобразующей деятельности человека.

    Прогресс  человеческого общества - результат  действия социально-деятельной сущности человека, а не проявления его биологического бытия. В процессе эволюции природы  на Земле появлялись и исчезали сотни  и тысячи новых видов растений и животных, человек же, не претерпев  заметных изменений своей биологической организации, продолжает численно расти, совершенствуя свою социальную организацию, осваивая новые районы Земли и околоземное космическое пространство. Даже такие биологические изменения, как акселерация современной молодежи, детерминированы не эволюционными, а социально-историческими факторами.

    Но  все ли биологическое бытие исчерпывается  антропологическими характеристиками человека? Как избежать дублирования понятий "биологическое бытие человека" и "природа человека"?

    Понятие "природа человека" характеризует  не только биологические и антропологические признаки человека, она значительно содержательнее биологического бытия и нередко употребляется как синоним сущности человека. К такому расширительному толкованию природы человека есть достаточно оснований. По своей природе человек - биосоциальное существо. В то же время "природа человека" выражает реальное многообразие социального и биологического бытия и по своему содержанию шире сущности человека, его родовой сущности, годовая сущность человека есть не что иное, как процесс становления социально-деятельной сущности, процесс выделения человека из природы.

    В условиях возрастания угрозы деформации природы человека и особенно его  биологического бытия в связи  с развитием генно-инженерной и  иной технологии с целью изменения биологической природы человека, возрастает потребность в создании социально-гуманистических и этических экспертных комиссий, долженствующих осуществить контроль за гуманной направленностью технологического воздействия на изменение биологического бытия человека. Высшим критерием гуманности подобных акций должно быть, реализация социально-деятельной сущности человека в общественно-полезных формах, с сохранением генофонда для достойного продолжения человеческого рода, в формах, ограничивающих легкомысленные аморальные эксперименты над биологической природой человека.

    Биологический ресурс человека - его физическая сила, здоровье, жизнестойкость организма, невосприимчивость к заболеваниям, сексуальная энергия и способность к деторождению - это тот природный потенциал, который определяет перспективу и долговечность общественного бытия человека, его профессиональную и общественную пригодность, продолжительность его активной жизни как субъекта социальной деятельности. Сохранять, не расходовать попусту свой биологический ресурс - благородная задача жизни человека. Этот призыв к охране не только внешней естественной среды обитания, но и внутренней родовой природы человека не будет казаться банальным, если его рассматривать в ракурсе возрастающей угрозы экологической катастрофы на Земле. Биологическое бытие человека проходит испытание на прочность в экстремальных ситуациях, число которых возрастает по мере ускорения научно-технического прогресса.

    В связи с углублением экологического кризиса и истощением биологических ресурсов человеческой природы среди естествоиспытателей и их философских последователей формируется концепция эксцентризма. Центральной идеей этой концепции является требование представить природу и биологическое бытие человека как высшую ценность.

    Такая постановка вопроса затрагивает  фундаментальные вопросы социальной философии и гуманизма. Если согласиться с тем, что человек - не "цветок природы" и высшая ценность, а всего-навсего лишь "тупиковая ветвь" в развитие природы и ее загрязнитель, то ставится под сомнение исходный философский принцип гуманизма - социально-деятельной сущности человека. Если человек перестает быть высшей ценностью в глобальном понимании этого слова, то, что тогда надо понимать под гуманизмом и не перемещается ли предмет гуманизма из обществознания в естествознание?

    Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является принадлежность больших групп людей к расам. Деление людей по расовым признакам (белая, черная и желтая раса) связано с тем, что группы людей, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды обитания, что и выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Расовые различия людей являются по преимуществу внешними, морфологическими различиями и не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на развитие умственных, физических и нравственных способностей людей.

    Мобилизация сил и ресурсов человечества для  совершенствования биологического бытия человека сегодня становится не менее актуальной задачей, чем накопление экономических и технических предпосылок общественного прогресса. Поэтому, говоря о человека, как высшей ценности, мы, вместе с тем, признаем в качестве этой ценности его естественную биологическую природу, но природу, очеловеченную общественным бытием. Это значит, что естественная природа человека, как высшая ценность, не тождественна природе вообще, но становится таковой лишь в контексте социально-деятельной сущности человека. Человек как высшая ценность, - аксиологическая экспликация научной концепции сущности человека. Биологическое бытие человека - бытие родственное жизни растений, животных, составная часть биосферы. Именно в единстве и гармонии с природой внешней и собственной природой человек находится у дома Это - полнота жизни, без которой нет ощущения радости счастья.

    В человеке генетически заложена неистребимая потребность следовать вечному  зову своего естества, зову окружающей природы. Эта потребность аналогичны стремлению детей возвращаться к  своим родителям, к матери-земле. С другой стороны, пожилые родители, общаясь с детьми, обретают ту искру  жизни, которой они лишились безвозвратно и которая вытеснена социальным бытием.

Информация о работе Человек как предмет познания