Человек как предмет познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель раннеитальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Познание……………………………………………………………………………4
2.Единство биологического, социального и духовного в человеке………………5
3.Духовность………………………………………………………………………11
4.Бытие человека………………………………………………………………….12
5.Творчество……………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Человек.docx

— 39.61 Кб (Скачать)

    Биологический ресурс человека - это та высота, обладая  которой, индивид обозревает перспективу  своего индивидуального бытия и  горизонт социальной деятельности. Быть наедине с природой, слиться с ней всем своим естеством - заветная мечта подавляющего числа членов рода "человек". В этом состоянии человек расслабляется, обретает естественную свободу. В этом свете представляется вполне оправданным лозунг, призывающий миллионы проживающих в городских агломерациях людей - "Назад к природе".

    Гармония  человека с природой (внутренней и  внешней) как самоцель - кратковременная  ситуация мятежного человеческого  духа, не терпящего продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.

    Быть  в слитности с естественным - растительным и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы  личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей  несвободы или детерминировано  стремлением сделать более комфортабельным, благоустроенным свое общественное бытие. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

    Не  менее очевидно, что биологическая  и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство. Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечетельное изобретение человеческого рода - культура.Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.

   Если  человек является, как явствует из сказанного, трёхстороней системой - био-социо-культурной, то его изучение предполагает:

   Познание  целостности человеческого бытия  в единстве его сущности и существования, в изоморфизме его филогенеза и онтогенеза, в диалектике общего (общечеловеческого), особенного (личностного, уникальногоРазумеется, все три антропологические дисциплины пересекаются, накладываются друг на друга, но и в тех своих разделах, в которых выявляется теоретическое своеобразие каждой, они обмениваются информацией, соучаствуют в комплексных, междисциплинарных решениях смежных проблем.

     Уровень научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов.

   3.Духовность

   В эпоху  тоталитарной переоценки ценностей, одна из наиболее актуальных проблем любой  общности - это формирование единого  духовного пространства.

   Одной из характерных особенностей развития духовной жизни нашей эпохи является всевозрастающий интерес к проблеме человека. Эта сложная и многоплановая проблема превратилась в идейную доминанту нашего времени, вышла на первый план в политике и идеологии, в общественных и естественных науках, в искусстве и литературе. “В наше время проблема человека в том или ином аспекте превратилась в общую проблему не только философии, но, по существу, всех естественных, общественных и технических наук, всех сфер художественного осмысления действительности, всей системы культуры”, - считает П.Н.Федосеев.

   Ясперс  считает, что человека, конечно можно  исследовать в качестве тела - в  физиологии, души - в психологии, общественного  существа - в социологии, т.е. исследовать  его как продукт природы и  истории. Но всё это, по его мнению, “скорлупа”, потому что человек - это  всегда нечто большее, чем он о  себе знает и может знать.

   Прав  и М.Бубер, который делает акцент именно на “внешней функции” духа: “Дух не в Я, но между Я и Ты. Он не как кровь, что течёт в тебе, но как воздух, в котором ты дышишь. Человек живёт в духе, когда он может ответить своему Ты”. Дух живёт и в душе, и объемлет наши души. Общение с духом (трансцендентной реальностью) приобщает нас к целостности мира, даёт нам глубинное общение (медитацию, умную молитву, “мудрость молчания”) - особое космическое чувство единения с вечным и бесконечным, то, что в христианской теологии называют благодатью, фаворским светом.

   Процесс преобразования собственной природы, и творчество, и общение - всё это  требует наличия внутренних способностей, без которых возможность человека не превратится в реальность. Эти способности можно назвать духовной потенцией человека.

   Духовность - довольно тонкая материя, и её не так  уж просто заматить, т.к. в обществе существуют другие формы подъёма  и достижений в гораздо более  наглядных и убедительных для  многих людей фомах. Но для социальной антропологии пройти мимо этой стороны - значит не понять многое в экономике и политике, искусстве и философии, другими словами - духовность присутствует во всех формах социальной жизни и её изучение обязательно. 

   4.Бытие человека

    По  своей всеобщности и методологическому  потенциалу бытие человека сопоставимо  с бытием мира. Бытие человека  представляет собой фрагмент  и высшую ступень мира, оно  есть бытие мира. Но в то  время как бытие человека, как  индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается  в небытие, бытие мира вечно  во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня, и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

    С переходом отдельного человека в  небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих  поколений. В бесконечной смене  поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог  бессмертия человечества, смысл жизни  человека как представителя рода.

    Будучи  высшей ступенью бытия мира, бытие  человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. Выделим три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.

   Человек действует среди вещей как  нечто отличное от вещности. Со времён Декарта мы усвоили отличие res extensa (вещей протяжённых) от res cogitas (вещей  мыслящих). Хотя человек и “обладает” протяжённым вещественным телом, но, как представляется, главное в его бытии, в его человечности связано с тем, что он есть вещь мыслящая. Вещи протяжённые, не причастные человечности, лишь бытийствуют. Чувство этого бытийствования дано нам изнутри в переживании своего тела, а также артефактов культуры. Но это бытийствование не есть подлинное бытиё. Это последнее раскрывается только человеку, причём не всякому и не всегда. Но человек, по крайней мере, так или иначе, явно или неявно знает, что такая возможность подлинного бытия у него есть. Человеческое бытие - это бытие особого рода, несопоставимое, лежащее принципиально в ином измерении по сравнению с бытийствованием неживых и живых вещей. Между бытием человека, пусть самого последнего, и бытийствованием даже высшего животного, пусть самого первого, нет ничего общего.

   В чём  же эта радикальная особенность  человеческого бытия? Не только и  не столько в мышлении, сколько  в свободе.

   Душа  человека - арена взаимодей ствия  и борьбы духовного и природного, иными словами - свободы и необходимости. Человек самоопределяется изнутри - в меру победы в нём духа над  душевно - природными стихиями.

   Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма и социального существа, а имнно как личность. Личность - важнейшая категория его мировоззрения. Это понятие он отличает от понятия “индивид”. Индивид - категория натуралистическая, это - часть рода, общества, космоса, т.е. он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые дают лишь материю для активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая категория, а этическая или духовная. Иными словами, личность - это микрокосмос, универсум в уникальной - неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности - в её абсолютной незаменимости, в её однократности и несравнимости. Личность не есть некое застывшее понятие, готовая данность. Она есть неизменное в изменении, единство в многообразии. Она есть самосозидание.

   Человеческое  бытие не есть нечто наличное, но есть нечто возможное. Будучи в основе своей возможностью, человек ведёт себя как такой вид сущего, который, непременно прибывая во времени, не полностью ему подвластен. Дело в том, что человек по способу своего бытия сам есть время, он сам себя временит, он творит своё время, он его простирает, он его длит или сокращает. Поэтому человек обладает онтологической привилегией “быть историей”, в то время как мир сущего, различные надындивидуальные образования всего лишь “имеют историю”. Быть историей значит, для человека быть событием, принимая суверенные решения, быть самим собой, состояться, ответственно осуществить своё одно - единственное бытие. 

   5.Творчество

   Человек - единственное существо, сознающее  свою смертность, и единственное существо, выработавшее способ достижения бессмертия - творчество. Биологическое выживание, сохранение своего тела бледнеет перед лицом возможного бессмертия, а потому тело становится последней козырной картой, когда решаются творческие дела. Совершение творческого подвига важнее, чем выживание, а потому готовность пойти на жертву становится лакмусовой бумажкой серьёзности и значительности творческого акта. Человек гибнет, а его дело живёт. По легенде, жандармы, расстрелявшие Гарсиа Лорку, свершив своё чёрное дело, напевали про себя его песни.

     Творческий акт - это не только  и не столько мысль, сколько  действие, сама жизнь, человеческая жизнь. Творчество обязательно включает в себя волю к действию. Люди не потому творят, что могут это делать. Они потому творят, что не могут иначе.

   Возникает некий просвет, проблеск - человек  оказывается в ином мире, в ином измерении, в иной реальности, не профанной, а сакральной:

   “Но лишь божественный глагол

   До  слуха чуткого коснётся,

   Душа  поэта встрепенётся,

   Как пробудившийся орёл”.

   Если  какие-то обстоятельства мешают человеку в обнаружении его творческой активности, хотя в остальном он вполне благополучен, то возникает тенденция к немотивированной агрессии (в частности, направленной на самого себя - суицид), к другим формам аномального поведения.

   Творчество  человека - это продолжение божественного  творения. Творчество как возникновение нового, как превращение единичного во всеобщее способно в принципе преодолеть (и реально, каждодневно преодолевает) засилье цивилизационных артефактов, - давление отчуждённой от человека техносферы. Нынешний кризис техногенной цивилизации наглядно демонстрирует нам, что если техника и способна “удовлетворять человеческие потребности”, то по существу только те, которые сама и порождает. В.В.Розанов писал: “Техника, присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же её и раздавила. Появилась “техническая душа” - contradictio in adjecto. И вдохновение умерло”.

   Творчество  демонстрирует тот непреложный  факт, что человек при всей своей  вселенской хрупкости и незначительности, человек как единичное, частное, приватное обретает возможность стать значительным в рамках своей страны, человечества, в масштабе Вселенной, наконец. Это даёт возможность и основание к самоосуществлению. Собственно, само стремление к самоосуществлению есть внутренне преобразованный творческий порыв. 
 

   Заключение.

   Человек рождается как биологическое  существо. Основная функция любой  биосистемы (её специфическое отношение  к окружающей среде) - это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. На этом уровне человек есть биологический индивид, представитель вида homo sapiens. Без его соответствия биологической норме этого вида невозможна успешная социализация ни в филогенезе, ни в онтогенезе.

Информация о работе Человек как предмет познания