Естественнонаучное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Приведенные причины достаточно полно обосновывают необходимость изучения данной дисциплины обществом.
Цели данной контрольной работы направлены на определение понятий науки и естествознания, формирование представлений о структуре естественнонаучного познания и его методов, выяснение значения современного естествознания для общества.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..….….3
1. Что такое наука и естествознание…………………………………...…..4
2. Структура естественнонаучного познания…………………….…..….7
3. Методы и динамика естественнонаучного познания………………....9
Заключение…………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КСЕ 02 Microsoft Office Word (2).doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Чтобы сформулировать первый закон механики (принцип относительности  Галилея) или закон инерции, как  его еще называют, ученому пришлось преодолеть многовековую инерцию мышления. Вместо причин, поддерживающих движение тела, Галилей внимательно изучил причины, изменяющие движение исследуемого объекта. Для того времени это был революционный скачок в понимании движения материи.

Следующим триумфальным прорывом в механике было изобретение  молодым бакалавром Тринити-колледжа Исааком Ньютоном интегрального исчисления. Механика приобрела мощный математический инструмент, а другие ученые быстро построили математический аппарат, используемый в механике. Благодаря этому большой массив разнообразных данных о движении планет и мельчайших песчинок удалось свести к трем законам Ньютона и фундаментальному закону всемирного тяготения.

Эксперименты  по структуре вещества давали результаты, не отвечающие законам классической физики. Так была заложена предпосылка  квантово-статистической теории строения вещества. В дальнейшем она была преобразована в крупное междисциплинарное направление и названа синергетикой.

В конце XIX в.- начале XX в. наука вступила в свой золотой  век. Во всех ее важнейших областях произошли удивительные открытия, широко распространилась сеть институтов, академий, организованно проводивших специальные исследования различного рода, на основе соединения науки с техникой чрезвычайно быстро расцвели прикладные области. Оптимизм этой эпохи был напрямую связан с верой в науку и ее способность до неузнаваемости преобразить состояние человеческого знания, обеспечить здоровье и благосостояние людей.

Многовековой  путь развития естествознания сопровождался  постепенным выделением определенных методов естественнонаучного познания, позволяющих систематизировать и представить в определенном виде накопленный опыт, знания, законы об окружающем мире.

Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление  о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих непосредственно ненаблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть непосредственно осуществлена прямым наблюдением и экспериментом.

В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

· универсальность, т.е. исключение любой конкретики - места, времени, субъекта и т. п.;

· согласованность  или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания системы знания;

· простота; хорошей  считается та теория, которая объясняет  максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов;

· объяснительный потенциал;

· наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Для получения достоверных данных в естественнонаучном познании используются как общие методы, характерные для любой области науки, так и частные и особенные методы, применяемые только в естествознании.

Методы естествознания могут быть подразделены на группы:

а) Общие методы касаются всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это - различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Те системы отраслей естествознания, строение которых соответствует действительному историческому процессу их развития (например, биология и химия), фактически следуют этому методу. В естествознании диалектический метод конкретизируется как сравнительный (в биологии, географии, химии), с помощью которого раскрывается всеобщая связь явлений. Отсюда - сравнительные анатомия, эмбриология, физиология. В зоо-, фито- и физической географии он давно успешно применяется. В естествознании диалектический метод выступает и как исторический - в астрономии (на него опираются все прогрессивные космогонические гипотезы - звёздные и планетарные), в геологии (как основа исторической геологии, будучи неполно выражен в методе актуализма), в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма. Иногда оба метода сочетаются в единый сравнительно-исторический метод, который глубже и содержательнее каждого из них в отдельности. Этот же метод в его применении к процессу познания природы, особенно к физике, связан с принципом соответствия и способствует построению современных физических теорий.

б) Особенные методы также применяются в естествознании, но касаются не его предмета в целом, а лишь одной из его сторон (явлений, сущности, количественной стороны, структурных связей) или же определенного приёма исследований: анализ, синтез, индукция, дедукция. Особенными методами служат: наблюдение, эксперимент, сравнение и как его частный случай измерение.

в) Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за пределами той отрасли естествознания, где они возникли. Так, методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, химической физики и физической химии, биофизики. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и биогеохимии. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики в их взаимосвязи.

В ходе прогресса  естествознания методы могут переходить из более низкой категории в более  высокую: частные - превращаться в особенные, особенные - в общие.

Для получения достоверных научных выводов необходимо пользоваться не одним каким-либо методом из определенной группы, а проверять результаты исследования всеми возможными в данной ситуации методами различных групп, как общих, так и частнонаучных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За последние 100 лет человек создал устройства, позволяющие ему передвигаться  по земле и даже летать с огромной скоростью, общаться с другими людьми, находящимися на разных континентах, не выходя из своего дома, видеть то, что  происходит в мире. Цивилизация решила проблему обеспечения продуктами питания, научилась предотвращать эпидемии, освоила новые виды энергии. Все эти достижения - плоды научного познания явлений природы.

Важнейшие научные  открытия в естествознании развивали  науку и меняли мировоззрение людей, а также влияли на судьбы мира. Взять хотя бы учение Коперника, эксперименты Фарадея или теорию относительности Эйнштейна. Эти исследования повлияли на нас не меньше, чем мировые войны или революции.

Великие астрономические открытия Николая Коперника, Тихо Браге, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея положили начало новой научной эре, стимулируя развитие точных наук. Астрономии выпала большая честь заложить основания естествознания: в частности, создание модели планетной системы привело к появлению математического анализа.

Место естествознания в жизни и развитии общества вытекает из его связей с другими социальными  явлениями и институтами.

Благодаря знаниям, представленным нам естествознанием, мы имеем достаточно полное представление об окружающем нас мире, его проблемах, а также необходимости их решения.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Волков Г.Н. Три лика культуры. - М.: Молодая гвардия, 1986 г.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Центр, 2003 г.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск: ЮКЭА, 1997 г.

4. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: ИМПЭ, 1998 г.

5. Концепции современного естествознания / Под ред. Самыгина С.И. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г.

6. Краснова О.М., Белякова Е.И., Ищенко Л.И. Естествознание. Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997 г.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. - М.: 1992 г.

8. Рузавин Г.И. Методология научных исследований: Учебное пособие для ВУЗов. - М., 1999 г.


Информация о работе Естественнонаучное познание