Естественнонаучное познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:05, контрольная работа

Описание работы

Приведенные причины достаточно полно обосновывают необходимость изучения данной дисциплины обществом.
Цели данной контрольной работы направлены на определение понятий науки и естествознания, формирование представлений о структуре естественнонаучного познания и его методов, выяснение значения современного естествознания для общества.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..….….3
1. Что такое наука и естествознание…………………………………...…..4
2. Структура естественнонаучного познания…………………….…..….7
3. Методы и динамика естественнонаучного познания………………....9
Заключение…………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КСЕ 02 Microsoft Office Word (2).doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………….…..….….3

1. Что такое наука и  естествознание…………………………………...…..4

2. Структура естественнонаучного  познания…………………….…..….7

3. Методы и динамика  естественнонаучного познания………………....9

Заключение…………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Концепции современного естествознания - новый предмет в  системе современного образования. Возникает вопрос: насколько нужно  знать современную науку человеку, который, скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?

В наши дни ни один человек не может считаться  образованным, если он не проявляет  интереса к естественным наукам. Дело в том, что «наука - это не только собрание фактов об электричестве и  т.п., это одно из наиболее важных духовных движений наших дней. Тот, кто не пытается понять это движение, выталкивает себя из этого наиболее знаменательного явления в истории человеческой деятельности... И не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей» Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. - М., 1992 г. - С. 327-328..

Наука - это не только совокупность знаний. Науке  можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории - как  быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой.

Итак, для чего же нужно изучать современное  естествознание?

Во-первых, для  того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки.

Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы функционируют во многих видах деятельности, и, чтобы их успешно применять, надо их знать.

В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и  в какой-то степени основаны на научных  данных.

Приведенные причины  достаточно полно обосновывают необходимость  изучения данной дисциплины обществом.

Цели данной контрольной работы направлены на определение  понятий науки и естествознания, формирование представлений о структуре  естественнонаучного познания и  его методов, выяснение значения современного естествознания для общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Что такое  наука и естествознание

В общем понимании наука - это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации. Научная деятельность включает в себя следующие элементы: субъект, объект, цель (цели), средства, конечный продукт, социальные условия, активность субъекта.

Субъект - носитель сознательной целенаправленной деятельности. Субъектами науки являются ученые и специалисты -- научные работники, коллективы ученых и обслуживающий персонал, например, научно-производственные ассоциации, бюро, объединения, научные школы. В предельно общем выражении субъектом науки выступает человечество как всеобщий носитель познавательной потребности и пользователь научными результатами.

Объект (в общем понимании) - это все состояния бытия, которые становятся сферой приложения активности субъекта. Объекты науки универсальны. Сюда включаются явления и сущности, законы и случайности микро-, макро- и мегамиров, внешне объективированные и внутренне идеальные состояния человека и социальных групп.

В связи с усложнением  научного познания различают объект науки и предмет научного исследования. Предметом научного исследования становится конкретная часть объекта науки. Например, объектом биологии в целом выступает живое вещество, а предметом физиологии высшей нервной деятельности - процессы центральной нервной системы.

Цель вообще - это предвосхищение в мышлении человека средств, последовательности и результатов осуществления деятельности. Благодаря цели действия людей обретают конкретную последовательность и эффективность. Цели науки многообразны. К непосредственным относятся: описание, объяснение, предсказание, истолкование тех процессов и явлений, которые стали ее объектами (предметами). Систематизация знаний и реализация полученных научных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни, в улучшении ее качества - все это также является целями науки. Их как бы задает общество, а не объект. Одним словом, цели науки - это сложная система ожидаемых результатов научной деятельности.

Средство - это способы действия и орудия для осуществления какой-либо деятельности. К средствам науки относят в первую очередь методы мышления - правила, следуя которым можно оптимально достичь положительного результата, а также методы эмпирического исследования - правила наблюдений, экспериментов и т. д. Помимо методов значительную часть средств составляет активная и пассивная техника -- система научных приборов, устройств, зданий и сооружений, в которых осуществляется научная деятельность.

Важнейшее значение имеет денежно-кредитное обеспечение  научной деятельности. Универсальные  средства науки -- язык и разумно-рассудочный  уровень мышления.

Конечный продукт, результат - это итог, завершение, показатель осуществленной последовательности действий. Результаты науки также многообразны.

Социальные  условия науки - это совокупность элементов организации научной деятельности в обществе, государстве. К ним относятся: потребность общества и государства в истинных знаниях, создание сети научных учреждений (академии, министерства, научно-исследовательские институты и объединения), государственная и частная поддержка науки денежными средствами, вещественно-энергетическое обеспечение, коммуникационное (издание монографий, журналов, проведение конференций), подготовка научных кадров.

Активность субъекта -один из важнейших элементов функционирования науки. Без инициативных действий ученых, научных сообществ научное творчество также не может быть реализовано, как и без необходимого уровня финансирования, обеспечения методами, техникой и т.д.

Современная наука  имеет очень сложную организацию. С точки зрения предметного единства, все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук - естественных, общественных, технических, гуманитарных, антропологических.

Естествознание  тоже входит в этот комплекс. Выясним, откуда берет свое начало понятие  «естествознание», и определим, что  подразумевает под собой естествознание как наука.

Слово «естествознание» (естество - природа) - означает знание о природе или природоведение. В латинском языке слову «природа» соответствует слово natura, поэтому в немецком языке, ставшем 17-19 вв. языком науки все о природе стало называться «Naturwissenchaft”. На этой же основе появился и термин «натурфилософия» - общая философия природы. В древнегреческом языке слову «природа» очень близко слово «физис».

Первоначально все знание о природе действительно относилось к физике (в древности - «физиология»). Так Аристотель (III век до н.э.) называл своих предшественников «физиками» или физиологами. Физика, таким образом, стала основой всех наук о природе.

В настоящее время имеются  два определения естествознания.

1. Естествознание - наука  о природе, как о единой целостности.

2. Естествознание - совокупность  наук о природе, взятое как  единое целое.

Первое определение говорит  об одной единой науке о природе, подчеркивая единство природы, ее нерасчлененность. Второе говорит о естествознании как о совокупности, то есть множестве  наук, изучающих природу, хотя в нем и содержится фраза, что это множество следует рассматривать как единое целое.

К естественным наукам относят  физику, химию, биологию, космологию, астрономию, географию, геологию и частично психологию. Кроме того, существует множество наук, возникших на стыке названных (астрофизика, физическая химия биофизика и т.д.).

К концепциям современного естествознания относятся результаты исследований, которые могут быть представлены в различных формах: теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения.

Целью естествознания, в  конечном счете, является попытка решения  так называемых «мировых загадок», сформулированных еще в конце 19 века Э. Геккелем и Э.Г. Дюбуа-Реймоном. Вот  эти загадки, две из которых относятся  к физике, две к биологии и три к психологии.

Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и  процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся  сферой. Чем шире сфера, тем больше точек соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем.

Задачей естествознания является познание объективных законов природы  и содействие их практическому использованию  в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

2. Структура естественнонаучного  познания

За 2,5 тыс. лет своего существования  наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой.

Основными элементами естественнонаучного  познания являются:

· твердо установленные факты;

· закономерности, обобщающие группы фактов;

· теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;

· научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое  системное единство все теории, допускающие  взаимное согласование.

Главная опора, фундамент  науки - это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это - эмпирический, т. е. опытный базис науки. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, систематизации и классификации. Обнаруженные в опыте общность фактов, их единообразие свидетельствуют о том, что найден некий эмпирический закон, общее правило, которому подчиняются непосредственно наблюдаемые явления.

Проблема различения двух уровней научного познания - теоретического и эмпирического (опытного) возникает из специфической особенности его организации. Суть ее заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала.

Проблема различия теоретического и эмпирического  уровней научного познания коренится  в различии способов идеального воспроизведения  объективной реальности, подходов к построению системного знания. Отсюда вытекают и другие, производные отличия этих уровней. За эмпирическим знанием, в частности, исторически и логически закрепилась функция сбора, накопления и первичной рациональной обработки данных опыта. Его главная задача - фиксация фактов. Объяснение же, интерпретация их - дело теории.

Различаются рассматриваемые  уровни познания и по объектам исследования. На эмпирическом уровне ученый имеет  дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно идеализированными объектами (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и пр.). Все это обусловливает и существенную разницу в применяемых методах исследования.

Стандартная модель строения естественнонаучного познания выглядит примерно так. Познание начинается с установления путем наблюдения или экспериментов различных фактов. Если среди этих фактов обнаруживается некая регулярность, повторяемость, то в принципе можно утверждать, что найден эмпирический закон, первичное эмпирическое обобщение. Как правило, рано или поздно отыскиваются такие факты, которые не встраиваются в обнаруженную регулярность и тут необходим подход рациональный. Обнаружить новую схему наблюдением нельзя, ее нужно сотворить умозрительно, представив первоначально в виде теоретической гипотезы. Если гипотеза удачна и снимает найденное между фактами противоречие, а еще лучше - позволяет предсказывать получение новых, нетривиальных фактов, это значит, что родилась новая теория, найден теоретический закон.

Ученым необходимо помнить, качество обработки информации на каждом этапе естественнонаучного  познания непосредственно влияет на достоверность выводов, законов  и положений, которые в дальнейшем используются в других областях науки.

3. Методы  и динамика естественнонаучного познания

Как и любая  наука, естествознание за период своего существования претерпело большое  количество видоизменений. Динамика естественнонаучного  познания характеризуется постепенным  развитием науки, открытием новых  законов, последовательно дающих описание современной картины мира.

С момента возникновения  естествознания на протяжении ХVII - XVIII вв. роль научного лидера удерживала механика. Но в начале XIX в. ведущее положение  заняли науки о строении материи: физика, химия, геология и биология. Из всего этого комплекса выдвинулась именно физика, оставшаяся фаворитом почти всего ХХ века. Она инициировала развитие ядерных и космических проектов, высоких технологий в полупроводниковой, лазерной технике, а также в кибернетике и молекулярной биологии.

Информация о работе Естественнонаучное познание