Естествознание в эпоху Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Содержание

Введение 2
Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании 3
Ученые эпохи Ренессанса и их достижения 4
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Естествознание в эпоху возраждения.docx

— 42.88 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 2

Эпоха Возрождения и  революция в идеологии  и естествознании 3

Ученые  эпохи Ренессанса и их достижения 4

Заключение 13

Литература 14

 

Введение

    Новый величайший переворот в системе  культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

    Социально-исторической предпосылкой культуры Возрождения  явилось становление буржуазного индивидуализма. В среде буржуазной городской культуры свободных и независимых ремесленников, торговцев, мастеров, интеллигенции формируется принципиально иная система ценностей, порожденная возрастанием активно-деятельного, трудового, преобразующего отношения к миру. Ренессанс приносит с собой новый тип личности. Это — уверенный в себе, предприимчивый, энергичный, полный планов и надежд, не лишенный эгоизма, самостоятельно и критически мыслящий, властный, твердо стоящий на ногах, волевой человек, не терпящий никаких преград и умеющий любую из них преодолевать. Его занимают исключительно земные проблемы, на проблемы «потусторонние» у него не остается ни времени, ни сил. Люди эпохи Возрождения легки на подъем, инициативны, готовы в любую минуту рисковать ради дела, кипучие натуры, которые и вокруг создают поле для научной деятельности.

    В эпоху Возрождения была проведена  основная мыслительная работа, подготовившая  возникновение классического естествознания. Это стало возможным благодаря мировоззренческой революции, свершившейся в эпоху Ренессанса, которая привела к изменению отношения человека к миру, природе, познанию природы.

Эпоха Возрождения и  революция в идеологии  и естествознании

    В XIV-XVII вв. было воскрешено  лучшее  из  культурного  достояния     античного мира.  Великие достижения  греческих   философов,   учёных,     художников становятся в эпоху Возрождения образцами для подражания.     Начинается  ломка канонов схоластического,  догматического   мышления     средневековья,   идеологии   феодального    общества.    Развёртывается     напряжённая борьба  против  сковывавшей человеческий  разум духовной     диктатуры церкви.

    Начиная с XVI в. всё усиливающимся атакам  подвергаются  теология,     схоластика, средневековая феодальная идеология.  Вера  в «божественный     произвол», которому мир обязан своим существованием, идеи  геоцентризма     и антропоцентризам, представление о косности природы,  телеология,  как     учение  о божественной  целесообразности  всего существующего   всего     существующего, подвергаются сомнению, а иногда и резкой критике.           «Буржуазии  для развития  её  промышленности  нужна была  наука,     которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления  сил     природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей     не позволено было выходить за рамки, установленные верой. Теперь  наука     восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в     этом восстании.

    Это была эпоха огромного культурного  подъёма,  характеризовавшаяся     бурным развитием науки, философии,  литературы,  искусства;  развитием,     происходившим в напряжённой борьбе старого и нового  во  всех  областях     духовной  жизни человечества.

    Во  многих областях начинаются смелые исследования,  которые  ведут     ко  всё более глубокому познанию  закономерностей природы.   Жизнь,     практика, производство ставили перед наукой всё новые и новые задачи,     создавая  основу  для бурного подъёма всех  отраслей  знания.  Перед     естествознанием открылась широчайшая  неизведанная  область природных     явлений, которую нужно было познать для того,  чтобы покорить. 

    Наиболее  интенсивно  развиваются механика, математика,  астрономия.  Другие  отрасли естественных  наук также делают первые успехи. Естествознание этой эпохи явилось одним  из факторов,  революционизировавших  жизнь.  Достаточно   в   этой   связи     напомнить великие имена Леонардр да Винчи, Коперника,  Джоржано  Бруно,     Галилея, Кеплера, Ньютона, Ломоносова.

    Развитию  биологических наук в то время  способствовали,  во-первых,     использование изобретённых в ту эпоху приборов  (микроскоп,  термометр,     барометр и др.),  во-вторых  многочисленные  путешествия.  За  великими     географическими открытиямиXV – начала  XVI  в.,  связанными  с именами     Колумба, Васко  да  Гма,  Магеллана и других,  последовало множество     путешествий. Голландские моряки  вначале XVII в. открывают Австралию. В     XVIII в.  важнейшие географические  открытия  связаны с экспедициями     Бугенвиля,  Лаперуза,  Ванкувера,  Кука   и   др.  

    Одновременно  с бурным накоплением  нового  фактического  материала     идёт разработка новых принципов познания.  Одним из  основоположников     нового экспериментального естествознания стал  Леонардо  да  Винчи. 

Ученые  эпохи Ренессанса и их достижения

    Пришедшая на смену средневековью эпоха  Ренессанса (Возрождения) принципиально  отличалась от него. Это время краха  феодализма и становления капиталистического общества; время жестоких религиозных  войн и жестких социальных конфликтов, время сложения абсолютистских монархий и становления буржуазного индивидуализма, приходящего на смену феодальной сословной иерархии; время зарождения книгопечатания и возрождения античной культуры на новом витке диалектической спирали развития. В наступившем  времени был преодолен средневековый  дуализм сознания и восприятия мира, мир Дольний и мир Горний представлялись уже близкими и даже взаимопроникающими: все связано со всем, а значит все, а не только божественное, достойно быть предметом познания. Не божество, а человек – мерило всего сущего. Такой вектор мышления породил множество гениальных умов. Титанами мысли ренессанса на базе бескорыстного, объективного познания мира, была подготовлена основа классического естествознания, испытавшего невиданный взлет в XVIII – XIX вв.

    Множество достижений было связано с областями  биологии и химии, освобождавшейся  от пут герметизма. Велась огромная работа по описанию многообразия животного и растительного мира. Развивались морфология и анатомия, расширявшая сведения о внутреннем строении различных организмов. Большое внимание стали уделять человеку и способам исцеления его от недугов. Развитие естествознания  в эпоху возрождения можно проследить рассмотрев достижения ряда ученых того времени.

    Парацельс (1493-1541)– родился в Швейцарии и изучал медицину и химию, путешествуя по Франции, Италии и Германии. Он исходил из того, что медицина покоится на четырех столпах: философии, астрологии, химии и добродетели. Парацельс основал натрохимию, приписывая определенным соединениям способность устранять нарушения равновесия в организме. Он верил, что коль тело человека состоит из веществ, то происходящие в них изменения и вызывают болезни, которые можно излечить, лишь применяя лекарства, восстанавливающие химическое равновесие. До Парацельса в качестве лекарств использовались в основном растительные препараты, он же полагался лишь на эффективность минеральных лекарств.

    В химических изысканиях Парацельс заимствовал  из алхимии учение о триаде ртуть-сера-соль, отражающей основные свойства материи: летучесть-горючесть-твердость. Эта  триада составляет основу макрокосма (Вселенной), но относится и к микрокосму (человеку), состоящему из духа, души и  тела. Парацельс утверждал, что лихорадка  и чума происходят от избытка в  организме серы, параличи от избытка  ртути, а избыток соли может вызвать  расстройства желудка и водянку. Следует сказать, что Парацельс активно боролся с догматической наукой, и иногда не совсем привычными методами: публично сжег в Иванов день учебник медицины, основанный на устаревших античных представлениях, преподавал медицину в университете Базеля на немецком, а не на традиционной латыни. Натрохимия оказала химии большую услугу, освободив ее от влияния замешанной на магии алхимии и расширив знания о жизненно важных соединениях (тем самым благотворно повлияв и на фармацию).

    Антони  ван Левенгук (1632-1723) – нидерландский натуралист – изобрел микроскоп. Это была настоящая революция в биологии – прорыв в совершенно доселе неведомый микромир. Конструкция микроскопа Левенгука была гениально проста – несмотря на использование всего одной линзы, он позволял получать увеличения в сотни раз! С помощью нового инструмента были открыты микроорганизмы, сперматозоиды и недоступные ранее глазу тонкости строения обыденных, казалось бы предметов – волоса, ножки пчелы и многое другое

    Леонардо  да Винчи (1452-1519) – гениальный ученый-энциклопедист, достигший больших познаний в области геологии, ботаники, анатомии, механики, оптики. Известно свыше 7000 листов с его записями научного и философского характера. Поскольку он считал основой познания опыт, то уделял много внимания практическому применению науки. Среди его изобретений, к примеру, такие опередившие время на века машины, как танк, парашют и вертолет. В биологии он изучал связь нервной системы и мускулатуры, открыл щитовидную железу. Знание анатомии и пропорций было необходимо да Винчи и для правильного изображения человеческого тела. Он досконально изучил связь эмоционального состояния и поведения, отражения эмоций в жизни тела, в мимике. Его учение о пропорциях стало основой современной антропометрии.

    Френсис Бэкон (1561-1626) – был не только ученым-естествоиспытателем и философом, но и ярким политиком, и удачливым придворным: он стал членом Тайного совета, хранителем королевской печати, а затем лорд-канцлером при дворе короля Якова I и пользовался таким доверием монарха, что временами правил Англией вместо него. В трактате «Новый Органон» он провозгласил целью науки подчинение природы интересам человека. При этом философ писал: «Природу легче подчинить, повинуясь ей». Иными словами, для управления природой необходимо хорошее знание ее законов. В познании, основанном на индукции, главным методом Бэкон считал эксперимент: “Природа, если ее раздражить и потревожить с помощью искусства, раскрывается яснее, чем когда ее предоставляют самой себе».

    Но  главная научная революция состоялась не в области медицины или биологии, а в космогонии. Это полная драматизма история приключений человеческого  разума и незаурядных личностей. Неудовлетворенность страдавшей отсутствием  целостности и простоты геоцентрической  системой Птолемея с ее заумными эпициклами, проявлялась давно. Так король Кастилии и Леона – Альфонсо Х Мудрый (1221-1284) заметил, что если бы он был вправе давать Богу советы при сотворении мира, то рекомендовал бы устроить его попроще. Космогония по Птолемею давала сбои в юлианском календаре – например дата равноденствия – точка отсчета Пасхи (важного религиозного празднества) сместилась за 1400 лет на 10 дней. Лютеранский собор 1512-1517 гг. призвал астрономов решить календарную проблему. Среди взявшихся за это был польский ученый Коперник, уже усомнившийся в неподвижности Земли и изучавший труды античных философов (в том числе Аристарха Самосского) на эту тему.

    Николай Коперник (1473-1543) – сын краковского купца и каноник Вармийской епархии – еще в 1505 году изложил принципиальные основы новой, гелиоцентрической системы в «Малом комментарии». В центре мира он поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты, включая Землю с ее спутником – Луной. Всю замкнутую Вселенную окружала сфера неподвижных звезд. Планеты, по мнению Коперника, совершали свои движения по совершенным круговым орбитам. Свою итоговую книгу «Об обращении небесных сфер» Коперник увидел лишь на смертном одре. Мартин Лютер осмеял великую книгу, церковь и хотела бы наказать еретика, да было уже некого. Труд был запрещен в 1616 году и католическим «Индексом запрещенных книг», как богопротивный, вплоть до 1828 года. При этом уже в 1582 году на основе системы Коперника был введен новый григорианский календарь, а основные особенности перемещения планет по небосклону (петли, прямое и попятное движение) легко находили свое объяснение. Наконец, именно Коперник впервые в истории познания доказал, что сущность явления можно понять лишь после его тщательного изучения, а не в результате схоластического размышления (справедливости ради следует вспомнить, что Коперник был еще и прекрасным врачом, некоторые выписанные им рецепты сохранились до сих пор). Наступало время новых свершений в науке.

    Джордано  Бруно (1548-1600) – бывший монах неаполитанского монастыря Святого Доминика, философ, поэт, политический деятель – предложил новую теорию. Коперник уничтожил восприятие Земли, как центра мироздания. Бруно проделал то же самое с Солнцем. Он оставил его в центре лишь одной звездной системы, применив идеи философа Николая Кузанского, утверждавшего, что ни одно тело не может быть центром вселенной ввиду ее бесконечности. Когда говорят, что Бруно просто развил модель Коперника, это не вполне адекватно. Если мир Коперника был заключен в «хрустальную сферу» неподвижных звезд, то мир Бруно – принципиально иной. Границы Вселенной раздвинуты до бесконечности, вместо «сферы» - многочисленные солнца, и, более того – многочисленные обитаемые миры. Эти обитаемые и необитаемые миры и звезды объединяла общность элементов. Не подлежала сомнению для Бруно и изменяемость небесных тел, вопреки церковному мнению о постоянстве совершенных небес. Это доказывало и появление комет, и взрыв сверхновой звезды в 1572 году.

Информация о работе Естествознание в эпоху Возраждения