Естествознание в эпоху Возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII в. Эпоха Возрождения — эпоха становления капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, восхождения социально-политической роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, возникновения книгопечатания, эпоха титанов мысли и духа.

Содержание

Введение 2
Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании 3
Ученые эпохи Ренессанса и их достижения 4
Заключение 13
Литература 14

Работа содержит 1 файл

Естествознание в эпоху возраждения.docx

— 42.88 Кб (Скачать)

    Иоганн  Кеплер (1571-1630) долгое время зарабатывал на жизнь составлением гороскопов, живя впроголодь и продолжая астрономические наблюдения. Однако в 1609 году вышла в свет его «Новая астрономия», а через десять лет «Гармония мира». Но именно в этих трудах ученый сформулировал три гениальных положения, названных ныне законами Кеплера:

    -    каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце;

    -    планеты движутся по своим орбитам с переменной скоростью таким образом, что площади, описываемые радиус-вектором от центра Солнца до планеты за равные промежутки времени, оказываются равными;

    -    квадраты периодов обращения планет пропорциональны кубам больших полуосей их орбит. Так родилась небесная механика.

    Галилео Галилей (1564-1637) – родился в семье бедного дворянина и композитора из Пизы – Винченцо Галилея. В Пизе и в Падуе он стал преподавать математику, астрономию и механику и с интересом решать разнообразные прикладные задачи – строить машины и механизмы, заниматься фортификацией. Главным критерием истинности Галилей считал опыт (классическим примером стали его опыты по свободному падению тел, проводившиеся на знаменитой Пизанской башне). Благодаря такой установке ему удалось сформулировать:

    -  понятие ускорения (скорости изменения скорости), как результата действия силы на тело, разграничить равномерное, неравномерное и ускоренное движения;

    - принцип инерции и понятие инерциальных систем (т.е. движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга);

    - принцип относительности (на ускорения тел, явившиеся следствием их силового взаимодействия, относительное движение систем отсчета никакого влияния не оказывает, и никакими механическими опытами невозможно установить, какая из систем движется);

    -  закон независимости действия сил (принцип суперпозиции).

    7 января 1610 года Галилей, изготовивший  «перспективу» - первый в истории  телескоп – взглянул на небо  вооруженным глазом. Были открыты  тайна Млечного пути, состоящего  из мириадов звезд, спутники Юпитера, горы на Луне, пятна на Солнце, фазы Венеры, странный вид Сатурна (малое разрешение не позволило опознать кольцо, Галилей принял его за тройную планету). Более того, он за 233 года до открытия, смог наблюдать Нептун, правда, не опознав в нем новую планету. Трудно сказать, что более известно и важно – открытия Галилея в области механики или же в области астрономии. Однако, инквизиция судила 70-летнего старика именно за то, что он поддержал космогонию Коперника. Сломленный церковными палачами ученый, прочитав с веревкой на шее текст отречения от движения Земли, по преданию, тихо произнес, поднявшись с колен: «И все-таки она вертится!» Несмотря на двух, приставленных к нему монахов и домашний арест, почти ослепнув, он последние 7 лет жизни продолжал заниматься наукой. Через 337 лет католическая церковь, наконец, с неохотой признала свою неправоту в позорном судилище.

    Рене  Декарт (1596-1650) – французский философ и естествоиспытатель, достиг многого в математике (создатель аналитической геометрии), физике (принцип инерции, закон сохранения количества движения, объяснение природы радуги) и даже физиологии (именно он ввел понятие рефлекса). Он был одним из основателей рационализма – учения о разуме, как основе познания и поведения людей. «Мыслю, следовательно, существую» - говорил Картезиус, и отталкиваясь от факта существования собственного «Я», доказывал существование мира. Мир по Декарту – протяженная материя, не имеющее границ однородное пространство. Оно, как утверждал философ, создано Богом, но упорядочено без его участия законами природы, иными словами, современный мир – результат эволюции материи. Предложенная им теория вихрей объясняла вращение Земли и других планет и их орбитальное движение. Однако, объяснить законы Кеплера и ряд других особенностей космогонии Декарт не смог. Впоследствии Ньютон заявил: «Если я вижу теперь дальше Декарта, то это потому, что стою на плечах гиганта».

    Исаак Ньютон (1643-1721), родившийся в фермерской семье, в английской деревушке Вульсторн. Ньютон завершил создание фундамента классического естествознания. Его кредо звучало так: «Гипотез не измышляю». Он последовательно описал механические процессы движения и взаимодействия тел на основе созданного им математического языка бесконечно малых. Определив понятия скорости, ускорения, массы и силы, Ньютон сформулировал законы динамики в виде связей между этими величинами, а проанализировав законы движения небесных тел, обнаруженные Кеплером, установил закон всемирного тяготения, введя в науку меру гравитационного взаимодействия тел в нашей Вселенной: сила тяжести обратно пропорционально квадрату расстояния между телами и пропорциональна массе тела, независимо от его формы и иных свойств. 28 апреля 1686 года он представил результаты своих изысканий Лондонскому королевскому обществу. В результате удалось научиться предсказывать солнечные затмения, понять природу морских приливов, объяснить экваториальное сжатие планет, рассчитывать орбиты комет (чем вскоре воспользовался английский астроном Эдмунд Хэйли (1656-1742), более известный под неправильной транскрипцией «Галлей», благодаря предсказанной им комете. Как сам сэр Ньютон вспоминал в старости, на мысль о тяготении его навело падающее в саду яблоко, ставшее впоследствии известнейшей научной притчей.

    Другой  стороной необъятного научного наследия Ньютона (достижения в области физики, химии, металлургии, математики, геометрии  и т.д.) была оптика. После открытия сложного состава белого света, он приступил  к исследованию законов преломления  монохромных лучей, оказавшихся  различными для каждого цвета. Это  объяснило дефект линз – хроматическую  аберрацию. Чтобы избежать этих искажений, Ньютон построил зеркальный телескоп собственной конструкции – рефлектор. Все крупнейшие телескопы современности  несут в своей основе именно конструкцию  Ньютона. В 1672 году ученый доложил Лондонскому  королевскому обществу корпускулярную концепцию света (свет состоит из частичек-корпускул). Чуть позже, в 1676 году датчанин Оле Ремер (1644-1719), на основании наблюдения затмений спутника Юпитера установил, что скорость света конечна и равна 300000 км/сек.

    Идеи  Ньютона неосторожно и неоправданно упрощались его последователями. Так, утвердился принцип дальнодействия – мгновенной передачи действия тяготения  через пустоту, хотя, сам Ньютон считал, что для этого необходим некий, пусть и нематериальный агент.

    Простые законы геометрической оптики с прямолинейными лучами, разработанные Ньютоном, так  же требовали дополнительного объяснения. В большинстве случаев его  можно было дать, считая свет потоком  корпускул. Но в таком случае неясно: как частицы решают, кому отражаться, а кому преломляться, проходя в  прозрачное тело? Кроме того, два  пересекающихся потока-луча никак не воздействовали друг на друга. Как объяснить  разложение белого света в радугу, таинство, так и не объясненное  Ньютоном? Может быть свет все-таки волна, распространяющаяся в очень  разреженном и упругом эфире? Голландец Христиан Гюйгенс (1629-1695) предложил в 1690 году иную теорию света – волновую (свет есть волна, распространяющаяся в мировом эфире), на которую Ньютон так же обратил внимание, но в итоге посчитал несостоятельной.

    Эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена крупными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное  в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось  первыми успехами нового, антидогматичного мировоззрения. Специфической особенность науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

Заключение

 

    Ренессанс, то есть возрождение античной культуры, имел огромное значение для становления  экспериментальных наук. После падения  Восточной римской империи (1453) многие интеллектуалы отправились на Запад. Точно так же, как арабы за несколько  веков до этого принесли с собой  знание философии Аристотеля, эти  интеллектуалы принесли с собой  новое знание об античной греческой  философии, в особенности философии  Платона. Перенесение греческих  теорий в XV век помогло создать  сочетание условий, которое сделало  возможным возникновение экспериментальной  науки, а именно: с одной стороны, имелись адекватные понятия и  теории, заимствованные из греческой  философии, и теоретическая ученость, приобретенная в процессе занятий  средневековой схоластической философией. С другой стороны, вновь пробудился, будучи проявлением типичной для  Ренессанса секуляризации знания, интерес  к использованию, преобразованию природы  и контролю над ней. 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания: учебник -М.: «Дашков и К».
  2. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания. – М.: Академия, 2002.
  3. Концепция современного естествознания / под ред. Самытина. -Ростов на Дону : «Феникс», 2003.
  4. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания: учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2007.
  5. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания. – Барнаул, 2001.
  6. Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. – М.: Гардарики, 2006.
  7. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Информация о работе Естествознание в эпоху Возраждения