Естествознание в мировой культуре

Автор: v****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 10:34, реферат

Описание работы

Влияние науки на все сферы жизни — производство, быт, военное дело, экономику, политику, культуру, мировоззрение — стремительно растет. Открытия ученых, достижения техники гораздо больше повлияли на жизнь людей и на судьбы цивилизации, чем все политические деятели прошлого. История человечества связана не с деяниями могущественных князей или прославленных полководцев, а с бессмертными именами Колумба, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Общество на пороге третьего тысячелетия уверено, что только "человек культуры" сможет соответствовать современному уровню цивилизации и противостоять возникающим квазинаучным тенденциям.

Содержание

Введение. 2

1. Структура и функции науки 2

2. Естественно - научная и гуманитарная культуры 2

3. Естествознание – неотъемлемая часть Культуры 2

Заключение 2

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Международный институт рынка

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу: " Концепции современного естествознания "

Тема “Естествознание в мировой культуре”

Вариант № 2 
 
 
 
 

Выполнил

студент группы

Проверил ____________

Оценка ______________

Дата "__" _________ 2008г. 
 
 
 

САМАРА

2008 
 
 

План: 
 
 
 

    Введение. 2 

    1. Структура и функции науки 2 

    2. Естественно - научная и гуманитарная культуры 2 

    3. Естествознание – неотъемлемая часть Культуры 2 

    Заключение 2 

Введение.

    Влияние науки на все сферы жизни —  производство, быт, военное дело, экономику, политику, культуру, мировоззрение  — стремительно растет. Открытия ученых, достижения техники гораздо больше повлияли на жизнь людей и на судьбы цивилизации, чем все политические деятели прошлого. История человечества связана не с деяниями могущественных князей или прославленных полководцев, а с бессмертными именами Колумба, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Общество на пороге третьего тысячелетия уверено, что только "человек культуры" сможет соответствовать современному уровню цивилизации и противостоять возникающим квазинаучным тенденциям.

    В современном "постиндустриальном" обществе в научную и технологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Работа их определяет судьбы миллиардов, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов современной науки невозможно разумно управляемое развитие цивилизации. Экологический кризис, поставивший человечество на грань катастрофы, вызван не научно-техническим прогрессом, а напротив — недостаточным распространением в обществе научных знаний, принятием безответственных решений, бесконтрольным развитием человеческих потребностей далеко не высшего порядка в ущерб окружающей природе.

1. Структура и функции науки

     Понятие бытия включает в себя природу, человека и общество. В зависимости от этих трех сфер бытия выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание.

     Естествознание - это совокупность наук о природе, рассматриваемых как единое целое. Естествознание включает всю совокупность научных знаний о неживой и живой природе. Каждая естественная наука изучает определенную форму движения материи: физика - механическую и физическую, химия - химическую, биология - биологическую. В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. В систему естественных наук, помимо физики, химии, биологии включены география, геология, астрономия и даже науки, стоящие на границе между естественными и гуманитарными науками, например, психология.

     Человекознание  представляет собой многоаспектный цикл наук о человеке, его мышлении, деятельности. Оно включает психологию, гуманитарные науки.

Обществознание  изучает социальную форму движения материи. К нему относятся социология, экономика, право.

     Граница между этими сферами носит  условный характер. Ряд отраслей наук не вписывается в эту классификацию. Так, математика - наука о количественных отношениях действительности является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются как в естественных, так и общественных науках. В особую группу выделяется науковедение - наука о сущности, критериях, закономерностях существования и развития науки.

     Выделяются  следующие функции науки:

  1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;
  2. систематизирующая - встраивание объективных знаний в систему;
  3. объяснительная - объяснение сущности изучаемого явления, причин его возникновения и развития;
  4. производственно-практическая - возможность применения полученных знаний на практике;
  5. прогностическая - возможность научного предвидения явлений в будущем;
  6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира.

     Слово естествознание представляет из себя сочетание двух слов: естество (природа) и знание. В настоящее время под естествознанием подразумевается в основном точное знание о том, что в природе, во Вселенной действительно есть или по крайней мере возможно. Первоначально к физике Аристотель относил проблемы устройства, происхождения, организации всего, что есть во Вселенной, даже жизни. Само слово физика, греческое по происхождению, близко к русскому слову природа. Таким образом,  первоначально естествознание называлось физикой.

     В своем развитии наука прошла четыре стадии развития. На первой стадии формулировались общие представления о природе, окружающем мире как о чем-то целом. В этой стадии произошло развитие натурфилософии (философии природы) ставшей вместилищем идей и догадок, которые к 13-15 векам стали зачатками естественных наук. В 15-17 веках последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, превратившая физику, астрономию, химию, биологию действительно в науки. Позднее, ближе к нашему времени, наступила синтетическая стадия изучения природы, характеризуемая воссозданием целостной картины мира на основе ранее познанных частностей. Сегодня пришло время обосновать не только принципиальную целостность всего естествознания, но пояснить, почему именно физика, химия и биология стали основными и самостоятельными разделами науки о природе. Т.е. в настоящее время осуществляется целостная интегрально - дифференциальная стадия развития естествознания, как единой науки о природе.

     Все описанные стадии изучения природы  по существу представляют звенья одной цепи. Каждый из разделов естествознания прошел через эти стадии. Рассмотрев в следующей части коротко историю развития физики мы видим, что она тоже прошла все описанные стадии. Отличие имеется лишь в том, что описание этапов развития физики мы будем давать с точки зрения развития методов подхода к изучаемым явлениям. В физике сейчас также наступает интеграционная стадия, характеризуемая тем, что проводятся попытки создать единые теории, объединяющие различные разделы. Примером тому может служить попытка создать единую теорию поля.

     Рассмотрим  главные разделы естествознания и связь между ними. Мы уже говорили о движении материи. В порядке  возрастания сложности мы приводили  следующие формы движения: механическую, физическую, химическую, биологическую, общественную. Все формы движения связаны между собой. Высшие содержат в себе низшие, составными части, но ни в коем случае не сводятся только к ним. Например, нельзя ядерные силы свести к механическим. Различные виды движений, существующих в природе изучают различные разделы естествознания: ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ и другие разделы.

В каждом из разделов естествознания имеются свои законы, которые не могут быть сведены  к законам других  разделов, однако, теории, описывающие сложные структуры, опираются на теории и законы для простых структур. При этом, как правило, по мере усложнения структур и разделов естествознания их законы становятся менее точными, формулировки приближаются к качественным. Чем ниже уровень раздела естествознания, тем сложнее и точнее математические формулировки его законов. Наиболее сложны для понимания законы физики - фундаменте всех естественных наук.

     Химия испытывает на себе влияние физики, пожалуй сильнее, чем любая другая наука. На заре своего развития  она играла важную роль в становлении физики. Эти науки взаимодействовали очень сильно, они были практически неразделимы. Теория атомного строения вещества получила основательное подтверждение именно в химических опытах. Под теорией неорганической химии подвел черту Д.И.Менделеев (1834-1907), создав свою периодическую систему химических элементов. Эта система выявила немало удивительных связей между различными элементами. Она предсказала существование многих тогда еще неизвестных химических элементов. Однако,  объяснение системы Менделеева возможно только с опорой на теорию строения атома, т.е. на физическую теорию. В настоящее время в неорганической химии остались  два раздела: физическая химия и квантовая химия. Сами названия этих разделов говорят о тесной связи с физикой.

     Другая  ветвь химии - органическая химия, химия  веществ, связанных с жизненными процессами. Одно время предполагали, что органические вещества столь  сложны, что их нельзя синтезировать. Однако, развитие физики и неорганической химии изменило ситуацию. В настоящее время научились синтезировать сложные органические соединения, необходимые в жизненных процессах.  Главной задачей органической химии является анализ и синтез веществ, образующихся в биологических системах, живых организмах.  Отсюда вытекает тесная связь химии и физики с другим разделом естествознания, с биологией.

     Изучение  живых организмов позволяет увидеть  множество чисто физических явлений: циркуляцию и гидродинамику протекания крови, давление в сосудах и т.д. Биология - очень широкое поле деятельности для приложения физических и химических теорий. Например, как осуществляется зрение, что происходит в глазе. Как квант света взаимодействует с сетчаткой. Однако, эти вопросы не основные в биологии, не они лежат в сущности всего живого. Фундаментальные процессы, изучаемые в биологии лежат глубже, в понимании функционирования клеток, их биохимических циклов. В конечном итоге, в понимании того, что есть жизнь. Понятие жизни не удается свести только к химическим или физическим процессам.

     Психология  изучает отражение действительности в процессах деятельности человека и животных. Эта наука лежит  на грани естественных и общественных наук. Казалось бы, какая связь может  быть у нее с физикой. Давайте  рассмотрим пару примеров. Одной из ветвью психологии является физиология ощущений. Она рассматривает взаимосвязь между поведением человека и его ощущениями. Почему красный цвет вызывает тревожные ощущения, а зеленый наоборот. Недаром запрещающий цвет светофора - красный, а разрешающий - зеленый. Ответ может дать физика. Днем максимум излучения солнца приходится на зеленый цвет. День - самое безопасное время суток, и в процессе эволюции у живых организмов выработалась положительная реакция на зеленый цвет. В сумерках максимум излучения солнца сдвинут в красную область. Сумерки - самое опасное время суток, когда хищные животные выходят на охоту. Естественно, что в процессе эволюции выработалось отрицательная реакция на этот цвет.

2. Естественно - научная и гуманитарная культуры

     Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений понятия культура. Это свидетельствует о универсальности данного явления человеческого общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и сорта растений  и умственные качества человека, и образ жизни, и систему положительных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное человеком есть культура.

     Мы  используем одно из определений культуры, которое связано с ее инструментальной трактовкой. Культура - это система  средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять три типа культуры: материальную, социальную и духовную.

     Материальная культура - совокупность средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, благосостояние человека и общества. Социальная культура - это система правил поведения  людей в различных видах общения. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную и т. д. разновидности деятельности человека. Более подробно содержательная часть первой и второй культур  изучается в других  дисциплинах. Духовная культура - это составная часть культурных достижений человечества. Основные виды духовной культуры - мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных частей. Эти части взаимосвязаны и относятся к духовной культуре человечества.

     Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и  теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности. Система  наук условно делится на естественные, общественные и технические науки.

     В науке принято выделять систему  знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о позитивно  значимых ценностях бытия  индивида, групп , государства, человечества  - гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры : практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т.д.

     Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем:

Информация о работе Естествознание в мировой культуре