Естествознание в мировой культуре

Автор: v****************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 10:34, реферат

Описание работы

Влияние науки на все сферы жизни — производство, быт, военное дело, экономику, политику, культуру, мировоззрение — стремительно растет. Открытия ученых, достижения техники гораздо больше повлияли на жизнь людей и на судьбы цивилизации, чем все политические деятели прошлого. История человечества связана не с деяниями могущественных князей или прославленных полководцев, а с бессмертными именами Колумба, Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона. Общество на пороге третьего тысячелетия уверено, что только "человек культуры" сможет соответствовать современному уровню цивилизации и противостоять возникающим квазинаучным тенденциям.

Содержание

Введение. 2

1. Структура и функции науки 2

2. Естественно - научная и гуманитарная культуры 2

3. Естествознание – неотъемлемая часть Культуры 2

Заключение 2

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

·         они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества, в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;

·         осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;

·         взаимно координируют в процессе развития человечества;

·         являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом.

     Мы  являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты, менеджеры и другие специалисты - гуманитарии начинают применять в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации, знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики.

     Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой практике судовождения. Но, с другой стороны, если он не знает, что такое масса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д., он не сможет реально применить свои профессиональные знания.

     Социолог  изучает общественное мнение путем  опроса. Но как он сможет оценить  степень достоверности результатов, если не имеет представление о  теории вероятности и теории погрешностей. Без знания этих разделов естественных наук, результаты его предсказаний не будут представлять практической ценности.

     Менеджер  рекламирует изделие какого-то предприятия. Хорошо известно, что на выставках  или просмотрах первые вопросы всегда касаются технических сторон изделия. Конечно, полностью ответить на такие вопросы может только специалист, имеющий хорошую фундаментальную естественнонаучную подготовку. Однако разбираться в этих вопросах должен и менеджер.

     Существует  и другая сторона рассматриваемого вопроса. Наука часто обвиняется в тех грехах, в которых повинна не столько она сама, сколько та система институтов, в рамках которой она функционирует и развивается. В настоящее время очевидно, что развитие науки может приводить к отрицательным последствиям влияющем на все человечество в целом. Актуальным становится вопрос о социальной ответственности всех людей, а не только ученых за возможность использования из открытий и достижений. В настоящее время сформировалась направление, называемое этикой науки, дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.

     В качестве примера можно привести пример из истории второй мировой  войны. Р.Оппенгеймера называют отцом  атомной бомбы. Он являлся координатором  и руководителем проекта создания атомной бомбы. Она была создана  и испытана сначала в Неваде, а потом и в Хиросиме и Нагасаке. Позднее Оппенгеймер, осознавая тяжесть ответственности, ушел из проекта и стал заниматься деятельностью, направленной на предотвращение использования атомных бомб.

     Вышесказанное утверждает нас в мысли, что представляется весьма важным познакомится с основными концепциями естествознания. Это необходимо для того, чтобы: во первых, сознательно применять их в своей деятельности, во вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает естествознание.

3. Естествознание – неотъемлемая часть Культуры

     Предметом изучения курса «Концепции современного естествознания» является комплекс знаний о природе, который выступает в контексте человеческой культуры.

     Культура (от греч. слова cultura - возделывание, воспитание, образование) - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в формах организации жизни и  деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

     Исторически сложились два основных типа культуры: естественнонаучная и гуманитарная. К гуманитарной культуре относятся: средства бытия человека и общества, социальные отношения, система эстетических и духовных ценностей. Естественнонаучная культура включает комплекс знаний человека о природе.

Специфическим компонентом культуры является наука.

     Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных  знаний о бытии.

     Выделение человека из мира животных обязано интенсивному развитию его интеллекта. Но его взаимоотношения с окружающей Природой еще долго оставались такими же, как и у всех живых существ. Появляясь на свет, он руководствовался врожденными инстинктами и собственным опытом под опекой родителей: учился находить себе пищу, отличать врагов от друзей, ориентироваться в пространстве и выживать в самых разных условиях.

     Накопленные отдельным человеком знания легко  утрачиваются, если они не становятся достоянием многих. Человеческая речь не только сделала общедоступными приобретенные знания отдельными людьми, но подготовила, таким образом, средство сохранения этих знаний для новых поколений. Именно слова, обозначающие предмет или действие, явление или процесс, то, что вне нас, или то, что в нашей душе, сделали ощутимым тот мир, где воображение рождает соответствующий слову образ. Мир каждого человека индивидуален, так что рождаемые одним и тем же словом образы различны и совпадают лишь в главных чертах. Уже простое бытовое общение людей требует от собеседников дополнительных усилий для понимания сказанного. Смысл отдельного слова уточняется фразой, суждением, содержанием повествования. А последнее будет понято, если нам известен автор и его мировоззрение.

     Неоднозначность слов в современных национальных языках стала нормой, что благотворно сказалось на развитии интеллекта, рождая ассоциации и возбуждая воображение. Язык приобрел способность легко осваивать новое знание, сводя к минимуму употребление профессиональных терминов. Грамматика, закрепляя правила употребления и согласования слов, вносит упорядоченность и в пространство образов и понятий.

     В языке находит отражение вся  национальная культура – то духовное пространство, в котором зреет  самосознание личности. Стимулируя творчество, впитывая мировое культурное наследие, язык помогает сохранить целостность и неповторимость национальной культуры.

     Несколько тысячелетий до н.э. люди на всей нашей  планете начали активно осваивать  природную среду, обустраивая пространство своего обитания. Уже на этом этапе человек ощутил полезность Знаний. Владеющие ими приобретали власть над людьми и образовывали замкнутые общества, вступлению в которые предшествовало длительное обучение и испытания. Посвященные таким образом являлись хранителями Знаний, оберегая их от невежественного толкования.

     В те далекие времена вряд ли стоит  выделять Естествознание. Одухотворение  природы способствовало целостному восприятию окружающего человека мира и гармония в нем свидетельствовала  о творчестве богов.

     В первом тысячелетии до н.э. культурное пространство или Культура в центрах древних цивилизаций приобретает строение, которое сохраняется и ныне: Европейская культура наследовала культуру Средиземноморья. Она вместила все многообразие интеллектуального творчества: все виды искусств, религию, философию и науки. Об искусстве и философии напоминать нет нужды, а некоторые научные достижения все-таки отметим. Разработана идея атомного строения материи, определены форма и размер Земли, предложена гелиоцентрическая модель Солнечной системы. Физика Аристотеля, обобщающая результаты наблюдения природных явлений и процессов, на протяжении почти тысячи лет служила просвещению человечества. Наука и Естествознание были неразделимы. Наука занимает достойное место в культурном пространстве, но главенствуют в нем все-таки религиозные учения о тайне бытия и смерти, о назначении человека на этом свете.

     Ныне  наряду с обустроенной частью материального  мира необходимой человеку средой обитания является культурное пространство, где  зреет самосознание человека и его отношение к миру.

     Культура - ответственна за выбор путей развития человечества. Естествознание составная  часть или одно из подпространств многомерного духовного мира. Каждый шаг в освоении окружающего человека материального мира предполагает следующие действия: выделение значимых для среды обитания природных объектов или явлений; профессиональное изучение их; натурфилософское осмысление результатов и каноническое толкование для непрофессионалов.

     Все эти действия опираются на культурное наследие: и мотивы выбора, и методика изучения, и согласование со структурой культурного пространства.

     Значительными признаются те шаги в освоении материального  мира, которые увеличивают размерность  пространства среды обитания.

     Богатство Культуры столь всеобъемлюще, что становится возможным открытие новых граней среды обитания не только в духовной, но и в материальной сфере не прибегая к опыту.

     Промышленная  цивилизация принудила научные  организации служить техническому прогрессу в области производства материальных благ, отвлекла ученых от решения мировоззренческих проблем, обманула народы, утверждая всемогущество науки.

     Естествознание  утратило свои позиции в сфере  Культуры.

     Культура  охватывает все виды интеллектуальной деятельности и подобно живому организму  способна к воспроизводству. Она имеет свой собственный ритм развития, периоды которого обозначены именами великих творцов. Их подвиг в том, что они осветляют духовное пространство и воспроизводят основополагающие идеи на языке их эпохи.

     Сегодня воспроизводство жизни на Земле нуждается в руководстве со стороны Культуры. Важную роль в этом деле должно сыграть Естествознание как целостное учение о среде обитания человека на Земле.

     На  нашей планете продолжается активный созидательный процесс: изменяется рельеф, гидродинамические потоки, вихри в атмосфере и этот почти стационарный режим обеспечен практически неистощимым запасом внутренней энергии планеты, не говоря уже о потоке солнечной энергии. И если при этом сохраняются условия для существования биосферы, то это является следствием динамического равновесия в природе. Механизмы поддержания равновесия между поступлением и расходом энергии и устойчивости химического состава при интенсивном кругообороте вещества еще не вполне ясны и, очевидно, не могут быть познаны на эмпирическом уровне. Все подобные суждения еще не восприняты Культурой и мало влияют на общественное сознание и поведение людей. Рожденные нашей цивилизацией группы специалистов, объединенные профессиональным языком, стремились скорее к кастовой замкнутости, чем к просветительской деятельности.

     Чтобы вписаться в общечеловеческую Культуру, нужно в каждой из областей науки  суммировать знания в виде соответствующих  учений, изложенных на каком-либо национальном языке, понятным для непосвященных  в профессиональные "тайны".

Заключение

 
 

     Человечество  на пороге нового тысячелетия находится  в состоянии на-стоящей революции "в области коммуникаций и информации, подготовившей и смену мировоззрения... Информация превратилась в глобальный и, в принципе, неистощимый ресурс человечества, вступающего в новую эру развития цивилизации — эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и неслыханных возможностей феномена управления"'. Решения, определяющие будущее, зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Наука — не набор непреложных истин, и научный метод — лишь один из способов познания природы. 

Список  литературы

1. Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2000 г.

2. Дубнищева  Т. Я. Концепции современного естествознания. – М.,2000 г.

3. Горелов  А. А. Концепции современного естествознания. – М.:Центр, 2003.

4. Интернет: сайт- http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Естествознание в мировой культуре