Естествознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 08:46, контрольная работа

Описание работы

Предмет естествознания - факты и явления, происходящие в окружающем мире и объясняющие наиболее важные законы функционирования окружающего мира.

Концепции современного естествознания - учебный курс, который знакомит с основами естествознания, с основными положениями естественных наук: физики; химии; астрономии; биологии и др.

Работа состоит из трех вопросов, цель первого раскрыть состояние наук в эллинистическом мире и речь ведется о механике, астрономии, оптике, акустике.

Второй вопрос посвящен взглядам Аристотеля.

Аристотель - древнегреческий философ и учёный, ученик Платона. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.

Содержание

Введение
1.Состояние наук в эллинистическом мире. III до н.э. – III н.э.
2.Взгляды Аристотеля, арабская средневековая наука
3.Натурфилософия эпохи возрождения
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Ксе.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 

      

     3.  Натурфилософия эпохи Возрождения 
 

     В истории представлений о природе  концептуальные и методологические вопросы рассматривались исторически  первоначально в натурфилософии, а затем - с начала их возникновения - в рамках естественных наук. Нередко исследования шли параллельно. Границы между натурфилософией и естествознанием, как и место самой натурфилософии в системе философских дисциплин менялось в истории философии.

     Натурфилософия (философия природы) - преимущественно философско-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Возникновение и длительное существование натурфилософии объяснялось следующими основными обстоятельствами:

     1. Отсутствие необходимого и достаточного  массива фактов о природе, о  ее явлениях и процессах, которые  к тому же носили отрывочный, фрагментарный, разрозненный характер.

     2. Отсутствие (вплоть до XIX в) ряда  отраслей естествознания. В XVIII в. в основном сформировалась механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология только начинали складываться, находились в процессе становления.

     Иначе говоря, натурфилософия пыталась (по объективным  обстоятельствам) заменить отсутствующие факты и неразвитые еще естественные науки, вводя, в частности, для объяснения явлений природы разные "силы" ("жизненную", например) или разные физические вещества (флогистон, теплород, электрическая жидкость и др.).

     Родоначальниками  собственно натурфилософии были ионийские (милетские) философы. В древнегреческой философии натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и именовалась физикой - в отличие от метафизики - "первой философии" - учения о началах и причинах. Натурфилософия этого периода носила в целом стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Фактического материала было здесь крайне мало и сведения о природе черпались чисто умозрительным способом. Ее выводы не носили строго научно-теоретического характера, а были результатом живого, непосредственного созерцания.

     Тем не менее, были сформулированы многие фундаментальные идеи: природа (мир, Космос) рассматривалась как нечто  целое, нерасчлененное на отдельные  стороны, части; это целое и каждая вещь представлялась как нечто живое, изменяющееся, развивающееся; природу стремились познать из нее самой, из ее естественных причин; ставилась задача - найти единое первоначало, внутреннее единство многообразного природных вещей: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), неопределенное вещество (Анаксимандр - апейрон беспредельное, неопределенное), атомы (Демокрит), огонь (Гераклит); идея единства противоположностей, противоречия: "все возникает через борьбу" (Гераклит; атомистика - особенно у Левкиппа и Демокрита: "начало" Вселенной - материальные атомы и пустота (т.е. пространство).

     Сокрушительный  удар по схоластическому мировоззрению  и церкви, чем гуманистическая  мысль, был нанесен развитием  естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

     Стремление  к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в  творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая  Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).

     Их  теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

     Леонардо  да Винчи, гениальный художник, великий  ученый, скульптор, архитектор, талантливый  изобретатель ( в числе его проектов - идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды.

     Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником гелиоцентрической системы  мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.

     Это открытие произвело поистине революционный  переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция». Когда великий немецкий философ XVIII в. И. Кант оценивал изменения, осуществленные им в теории познания, то и он называл их «коперниканской революцией».

     Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой  познания опыт. опроверг ошибочные  положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

     Джордано  Бруно (1548-1600) - итальянский ученый и философ. Он был,  если так можно выразиться, старшим современником Галилея.

     Дж. Бруно видел характерное для  эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических  отношений. В его идеях о будущем  общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется  развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.

     Джордано  Бруно утверждал, что Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет  свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными . Природа - неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное - два главных понятия в философии.

     Утверждение Бруно о том, что вселенная  бесконечна, отменяет аристотелевское  понятие абсолютных мест: абсолютного  верха, низа и т. д. - и вводит новое  для физики того времени понятие  относительности всякого места. “...Все те, которые принимают бесконечную величину тела, - говорит Бруно, - не принимают в ней ни центра, ни края”. Земля, по Бруно, является центром не в большей степени, чем какое-либо другое мировое тело, и то же самое относится ко всем другим телам: “...Они в различных отношениях все являются и центрами, и точками окружности, и полюсами, и зенитами, и прочим”. Все движения тел также являются относительными, и неправильно, считает Бруно, различать тела на легкие и тяжелые: “...Та же самая вещь может быть названа тяжелой или легкой, если мы будем рассматривать ее стремление и движение с различных центров, подобно тому, как с различных точек зрения та же самая вещь может быть названа высокой или низкой, движущейся вверх или вниз”. Итак, Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами, вытекающими из допущения бесконечности вселенной. Он разрушает аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым, вводя предпосылку относительности всякого движения. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).

 

     

     Заключение 

     Таким образом, естествознание имеет четыре основных цели:

     1. Раскрытие сущности явлений природы,  познание их законов на основе многообразных эмпирических фактов, которые есть "воздух ученого".

     2. Предвидение на этой основе  новых явлений и процессов.

     3. Использование на практике познанных  законов природы - прежде всего  в технике и технологии.

     4. Разработка форм, методов и принципов естественнонаучного познания (методологическая рефлексия).

     Естествознание  в целом и отдельные естественные науки всегда развиваются в определенном социокультурном контексте, в тесной взаимосвязи с социально-гуманитарными  науками. Сегодня все более глубоко осознается, что современный образ природы - это образ наших взаимоотношений с природой, а само естествознание вплетено в сеть этих отношений. Поскольку природа объективно втянута в горнило человеческой деятельности, то она не может быть осмыслена вне и помимо этой деятельности, вне и помимо исторического мира культуры.

     Наступление римской эпохи печально сказалось на состоянии античной науки. После Герона и Птолемея наступил упадок физики. Первые его признаки появились еще ранее, со временем же он становился все глубже и глубже. Свежие, оригинальные исследования уступили место компиляциям, бесконечным повторам. Римляне, вступившие в контакт с греческой наукой периода упадка, переняли ее в тех частях, которые могли иметь непосредственное практическое применение. Фундаментальные исследования природы не вызывали интереса. В римской литературе трудно найти оригинальные научные работы, если не считать, возможно, труды Полибия по истории(увы, по глубине анализа они уже уступают Фукидиду, там где греки находили ясную взаимосвязь явлений Полибий зачастую ссылается на судьбу). Позднее забрасываются и прикладные исследования, развитие новых религий вначале только отнимает внимание мыслителей от науки.

     Затем религиозные фанатики целенаправленно  уничтожают как самих ученых, так и научные работы,  пытаясь уничтожить все несоответствующее их видению мира.

     Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху в философии.

     Таким образом, Аристотель внёс выдающийся вклад  в создание и развитие ряда конкретных наук, в том числе логики, психологии, риторики, эстетики, политики, как теории государства и др.

     Его учение охватило все области тогдашнего научного знания и представляет собой  высшую точку в развитии античного  творческого систематического мышления.

     Творчество  Аристотеля в области философии  и науки считается вершиной античной мысли, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания.

     Он  подвел итог развитию целого периода  в древнегреческой культуре - с  ее начала вплоть до IV века до Р.Х.

     Философское наследие Аристотеля весьма обширно, а влияние его огромно и прослеживается во всех областях духовной и научной жизни в течение многих лет. Созданные им философские системы нашли много последователей, вплоть до современности, а высказанные им идеи нашли своё отражение в трудах многих позднейших философов.

     Аристотель  разработал все отрасли знания того времени, выдвинул значение наблюдения и опыта. Имел огромное влияние на все последующее развитие философской  мысли.

     Благодаря арабским ученым взгляды Аристотеля проникли в средневековую Европу и повсеместно были приняты на веру вплоть до научной революции середины XVI в., которая поставила их под сомнение.

     Огромный  вклад Аристотеля в становление  и развитие философии как науки - очевиден, поэтому обращение к  его творчеству, несмотря на огромную дистанцию во времени и немалый прогресс философской мысли с тех времён, представляется вполне обоснованным.

     Натурфилософия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину. Она прежде всего ярко отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения. 

 

      Список литературы 

    1. Самыгин С. И. "Концепция современного естествознания", Ростов-на-Дону, 2001.- 431с.
    2. Бывальцева Г. Т. "Концепция современного естествознания", Симферополь, 2007.- 485с.
    3. Философские проблемы естествознания / Под ред. С.Т. Мелюхина. - М.: Высш. шк., 2007. – 395с.
    4. Алексеев П.В., Уч.п., Хрестоматия по философии - М.:Тк Велби, Изд. Проспект, 2004. - 576с.
    5. Кузнецов В.Г., Философия: учебник - М.: Инфра-М, 2005. -519с.
    6. Прохоров А.М., Советский Энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990 - 1631с.
    7. Сидорина Т.Ю., Философия: учебник -М.: Гардарики, 2003. - 828с.

Информация о работе Естествознание