Формирование понятий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:45, дипломная работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Дать педагогический анализ процесса изучения природы детьми в начальной школе России и Ирана.
2. Выделить авторские концепции изучения окружающего мира младшими школьниками.
3. Обосновать педагогические условия развития научных представлений об окружающем мире в начальной школе.
4. Разработать практические рекомендации для учителей начальных классов по ознакомлению детей с окружающим миром.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

 

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологическим подходом при обосновании исходных теоретических  позиций, использованием современных  научных концепций в области  педагогики и психологии, комплекса  методов, адекватных целям и задачам  исследования, проверкой основных положений  исследования в ходе экспериментального обучения учащихся 3 классов начальных  школ №26 и №1007 г.Москвы, качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

Заключение диссертации 

научная статья по теме "Общая  педагогика, история педагогики и  образования"

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сравнительный анализ концепций  изучения природы в начальных  школах России и Ирана показал  общность подхода к формированию научных представлений у детей  об окружающем мире.

 

Программы, учебники, учебные  тексты нацеливают ребенка на наблюдение природных объектов и явлений. Однако существуют и различия. В российских учебниках предлагается больше заданий  по наблюдению окружающей ребенка природы  в более выраженной системе, а  в учебниках для иранских детей - система наблюдений дается преимущественно  на основе наглядных пособий.

 

В учебниках природоведения для детей в школах России и  Ирана система текстов направлена на изучение явлений погоды, сезонных изменений, почвы, воды, воздуха, деятельности людей и снабжена иллюстративным материалом. Однако, в российских учебниках образовательная функция выражена в более логически и научно обоснованной системе. А в начальных школах Ирана дети преимущественно сосредоточены на детальном анализе наглядно-иллюстративного материала.

 

Изучение природы способствует развитию взглядов, убеждений, экологических  представлений у детей младшего школьного возраста России и Ирана. Однако система изучения природы  в российских учебниках дает больше сведений об экологии, взаимосвязи  природных и общественных явлений, что содействует формированию у  детей доступной естественно-научной картины мира. В иранских учебниках дается очень мало материала экологической направленности.

 

Выделенные компоненты являются основанием для анализа педагогических условий развития научных представлений  о природе у детей.

 

Обобщение и развитие научных  представлений о природе у  ученика начинается со знакомства с  элементарной целостной научной  картиной мира, которая отражена в  учебных текстах и иллюстративном материале. Чтобы связывать текст  с имеющимися знаниями ученика, необходима систематизация представлений из его  опыта. Это достигается тем, что  дети, прочитав текст с пояснением основных явлений окружающего мира и элементарных законов природы, учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, решения проблемных творческих задач.

 

Таким образом, первым педагогическим условием развития у детей научных  представлений о природе является систематизация учебных текстов, их более четкое логическое структурирование, сосредоточение внимания детей на идеях  изменчивости и взаимосвязи явлений  природы, способствующих повышению  уровня знаний и развитию логики суждений.

 

Вторым педагогическим условием развития у детей научных представлений  о природе является организация  непосредственных наблюдений изучаемых  предметов, явлений и процессов. Если реализация первого условия  обеспечивает усвоение научных знаний детьми, то второе - связывает содержание учебных текстов с личным опытом ребенка, пробуждает интерес, любознательность, творчество.

 

Третьим педагогическим условием развития научных представлений  о природе у младших школьников является их систематизация и обобщение. Именно это условие соответствует  закономерностям деятельности мозга, обеспечивает личную ориентацию и позицию  по отношению к окружающему миру и его ^ обитателям.

 

Дети в ходе обучения и  самостоятельных наблюдений накапливают  большой объем знаний об окружающей природе. Традиционно эти знания систематизируются и обобщаются на занятиях по ознакомлению с природой, включающих в себя наблюдение за сезонными  изменениями климата, жизни животных и растений тех мест, где живут  дети.

 

В результате у учащихся накапливается  фактический материал, на основании  которого формируются научные представления  о закономерных связях в природе.

 

Это осуществляется через  накопление знаний о природе при  помощи систематических наблюдений и их последующего мг обобщения. Проводимые наблюдения на уроках, экскурсиях и  дома представляют собой целостную  систему, знакомящую учащихся младших  классов с местной природой.

 

Эксперимент показал, что  при систематической организации  наблюдений явлений природы учебный  материал для детей становится доступным, понятным и интересным.

 

Фиксация наблюдений в  классном календаре природы и  труда вызывала большую активность и интерес детей.

 

Работы учащихся после  наблюдений реальных объектов показали, что дети наблюдают и подмечают  новые особенности рассматриваемых  объектов и явлений природы. У  учащихся накапливается большой  запас природоведческих представлений, терминов и образных сравнений, которыми они пользуются при составлении  описаний.

 

Проведенный эксперимент  показал, что наблюдения реальных объектов эффективны и оказывают положительное  влияние на природоведческие знания младших школьников, если:

 

• содержание и объем наблюдений отвечает уровню развития учащихся;

 

• дают первоначальную ориентировку в способах познания окружающей природы, развивают интерес, наблюдательность;

 

• развивают любовь к своему краю, способствуют эстетическому развитию;

 

• построена целостная  система наблюдений реальных объектов;

 

• результаты наблюдений фиксируются  в тетрадях, дневниках, рисунках, сочинениях, поделках, календарях природы и других самостоятельных и творческих работах детей.

 

Сравнительный анализ учебных  пособий по природоведению в начальных  школах России и Ирана свидетельствует  о том, что выделенные педагогические условия в большей или меньшей  степени реализуются в учебном  процессе. Однако, в учебниках начальной школы Ирана основное внимание сосредоточивается на учебных текстах и иллюстративном материале. Недостаточное внимание уделяется непосредственным наблюдениям реальных предметов и явлений природы и становлению в сознании ребенка естественно-научной картины мира. Учебный материал по природоведению в начальных школах России дается в более систематизированных и научно-обоснованных текстах. Детям предлагаются программы сезонных наблюдений природы, предусмотрены индивидуальные самостоятельные задания, а также система мировоззренческих и экологических идей и представлений о природе и месте человека в ней.

 

Эффективность учебно-воспитательного  процесса в ходе познания детьми окружающего  мира значительно повысится, если в  учебных курсах и в деятельности учителя будут выделены и реализованы  как самостоятельные компоненты следующие педагогические условия:

 

• развитие научных представлений  о природе на основе учебных текстов  и их связи с личным опытом ребенка;

 

• систематические самостоятельные  наблюдения детьми реальных объектов и явлений природы с фиксированием  результатов в тетрадях, дневниках, календарях;

 

• формирование мировоззренческих  идей, взглядов, убеждений на основе обобщения представлений в личном опыте ребенка.

 

При изучении природы младшими школьниками возникает необходимость  представить природу в виде определенной системы природных объектов, явлений  и их взаимосвязей. Систематизация представлений об окружающем мире формирует  у детей конкретно-образную и  знаковую модель реальной действительности, «устройства» мира. Это позволяет  считать процесс обобщения представлений  у школьников начальным этапом формирования мировоззренческих идей.

 

До экспериментальной  работы на низком /I/ - уровне эпизодического обобщения находилось 46,2% учащихся, на среднем /II/ - 39,2%, на высшем /III/ - уровне с доминированием обобщающей деятельности - 14,6%. После эксперимента обобщенность представлений детей об окружающем мире значительно повысилась: на первом уровне - 23,8% учащихся, на среднем - 46,2%, на высшем - 30% учащихся начальной школы. Это свидетельствует о том, что у детей стал более заметен начальный этап становления мировоззренческих и экологических взглядов.

 

Процесс обобщения чувственных  образов сложен и противоречив. В  ходе него учащиеся овладевают логическими  умениями анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, группировки. С целью  развития этих умений в процессе обобщения  данных чувственного опыта в эксперименте были разработаны и апробированы задания по проблемам экологии и  охраны природы для учащихся 3-4 классов  начальной школы.

 

Эксперимент показал, что  младшим школьником доступны сложные  экологические и природоведческие идеи, если они являются следствием обобщения его представлений  о мире, о том, что он видит, читает, наблюдает, изображает, слышит, поет, мастерит. Если в опыте ребенка представления  недостаточно систематизированы, то научная  идея усваивается плохо, или вовсе  не понимается им. Если представления  достаточно систематизированы и  обобщены, то научная идея становится доступной и понятной для ребенка, субъективно значимой для него, способствует становлению взглядов о природе  и мире. Опираясь на предыдущие знания, учитель может в 3 классе раскрыть, обобщить, систематизировать основные природоведческие понятия и представления. Такое обучение способствует не только получению последовательных и прочных  знаний, но и имеет мировоззренческую  направленность.

 

Таким образом, опытно-экспериментальная  работа подтверждает эффективность  педагогических условий развития научных  представлений об окружающем мире у  младших школьников. Поставленные в  диссертации задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективой дальнейшего  исследования по этому направлению  может быть проблема преемственности  в системе изучения природы в  начальной и средней школе, особенно анализ взаимосвязи научных представлений  об окружающем мире детей младшего школьного и подросткового возраста.

Список литературы диссертации 

автор научной работы: кандидат педагогических наук , Алиасгари Маджид, Москва

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология. Учебное пособие для  студентов вузов.- М., 1997.

 

2. Абрамова Г.С. Практическая  психология.- М., 1997.

 

3. Аль-Фараби Естественнонаучные трактаты. /Пер. с арабского языка. М.С.Бураева, Б.Н.Тайжановой,- Алма-Ата, 1958.

 

4. Амани М. и др. Прикладные науки: Учебное пособие для 1-го класса начальной школы И.Р.Иран, (на персидском языке).-Тегеран, 1996.

 

5. Амани М. и др. Прикладные науки: Учебное пособие для 2-го класса начальной школы И.Р.Иран, (на персидском языке).-Тегеран, 1996.

 

6. Архангельский С.И. Лекции  по научной организации учебного  процесса в высшей школе.- М., 1976.

 

7. Афанасьев В.Г. Системность  и общество,- М., 1980.

 

8. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения,- М., 1987.

 

9. Бабанский Ю.К Оптимизация процесса обучения.- М, 1977.

 

10. Баранов СЛ. и др. Педагогика: Учеб. пособие для пед. уч-щ- М., 1987.15.' Баранов С.П. Лекции по теории обучения,- М., 1972.

 

11. Баранов С.П. Принципы  обучения М., 1975.17. .эараиов СП. Образовательная, воспитательная, развивающая функции начального обучения. I!Нач. школа- 1986. №10.

 

12. Баранов С.П. Обучение  как вид познавательной деятельности. В кн.: Результаты новых исследований  в педагогике.- М., 1977.

 

13. Баранов С.П. Сущность  процесса обучения М., 1981.

 

14. Бахарева Л.Н. Интегрирование учебных занятий при изучении природы младшими школьниками: Автореф, дисс. канд. пед. наук.- М., 1995.

 

15. Баянова Л.Ф. Роль диалектических преобразований в обобщении младшего школьника: Дисс. кацд. пед. наук- М., 1995.

 

16. Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии- М., 1989.

 

17. Бируни Абу Рейхан. Избранные произведения /Пер. АБ.Халидова, Ю.Н.Завадского.-Ташкент, 1963.

 

18. Богоявлинский Д.Н.^Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе М., 1956.

 

19. Бозоргния А. и Пакраван М. Прикладные науки: учебное пособие для 4-го класса начального школа И.Р.Иран, (на персидском языке).- Тегеран, 1996.

 

20. Бозоргния А. и Пакраван М. Прикладные науки: учебное пособие для 5-го класса начального школа И.Р.Иран, (на персидском языке). -Тегеран, 1996.

 

21. Бурова Л.И. Формирование  у младших школьников представлений  об окружающем мире в процессе  усвоения первоначальных научных  понятий: Дисс. кацд. пед. наук.- М., 1985.

 

22. Бурова Л.И. Формирование  у младших школьников первоначальной  системы знаний о природе: Учеб. пособие к спецкурсу для студентов по спец. №031200 'Педагогика и методика нач. образования". М., 1996.

 

23. Вахтеров В.П. Избранные  педагогические сочинения. М., 1987.

 

24. Весна свободы: Пресс-отдел  Посольства Исламской Республики  Иран.- М., 1994.

 

25. Виноградова Н.Ф., Куликова  Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг,-М., 1993.

 

26. Виноградова Н.Ф. Окружающий  мир: Учебник-тетрадь для учащихся I класса четырехлетней начальной  школы.- М., 1994.

 

27. Виноградова Н.Ф. Окружающий  мир: Учебник-тетрадь для учащихся  Ш класса четырехлетней начальной школы,- М., 1994.

 

28. Виноградова Н.Ф., Ивченков Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для учащихся IV класса четырехлетней начальной школы М., 1994.

 

29. Герд А.Я. Предметные  уроки в начальной школе. С.-П., 1883.

 

30. Годе (газета на персидском языке). №: 2813, 20 сентября 1997.

 

31. Горощенко В.П. и др. Методика изучения природоведения в начальной школе.- М., 1965.

 

32. Горский Д.П. Вопросы  абстракции и образование понятий.- М., 1961.39., Давыдов В.В. Виды обобщения  в обучении,- М., 1972.

Информация о работе Формирование понятий у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром