Формирования светского государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Понятие светского государства……………………………………..2
Констиуционно-правовой статус светскости государства……….10
Россия и религия…………………………………………………….15
Формирования светского государства в России……………….....17
Заключение………………………………………………………..……27
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

готоввй курсовик.docx

— 55.99 Кб (Скачать)

     В собственности религиозных организаций  могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

     Запрещается создание религиозных объединений  в органах государственной власти, других государственных органах, государственных  учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных  и муниципальных организациях, а  также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

     Религиозные организации могут быть ликвидированы  по решению их учредителей или  органа, уполномоченного на то уставом  религиозной организации, а также  по решению суда в случае неоднократных  или грубых нарушений норм Конституции  РФ, федеральных законов либо в  случае систематического осуществления  религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

     В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и  другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права  для своей деятельности, поскольку  тоталитарное государство (считавшее  себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных  служителей.

     Ныне  общепризнано, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении  России и вправе свободно проводить  свою деятельность не только по отправлению  культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла  решение не участвовать в государственной  и политической жизни, и с ее стороны  нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также  в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства6.

     Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление  свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу  совести, и светское государство  не освобождается от обязанности  гарантировать эту свободу. В  равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной  деятельности религиозных объединений. Более того, нравственный долг требует, чтобы государство оказывало  им содействие в их деятельности.

     Светским  государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком  государстве религия, а также  религиозные объединения, действующие  в нем, не в праве оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

     В ст. 14 Конституции Российской Федерации  указывается, что Российская Федерация  является светским государством. Согласно Конституции РФ государство и  религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются  в дела друг друга; никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. 

          Констиуционно-правовой статус светскости государства. 

      Светский (обладающий чертами светскости, качеством светскости):

не церковный, мирской, гражданский. 7

  1. (фр.: la ic, la ique; англ.: secular) общегражданский; характеристика государственных, муниципальных или общественных институтов, отражающая их общегражданскую, « мирскую»  направленность;

  2.независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым;

  3. не являющийся служителем религиозного культа, « мирянин»;

  4. принадлежащий или относимый к элите, оцениваемый как изысканный или элитарный, в том числе исходя лишь из внешних признаков, хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

      Применительно к государственно-правовой сфере, светскость (фр.: la la icite) – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

      Характеризуя  категорию « светскость», следует  иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства  и религиозных объединений, а  также иные значимые обстоятельства.

      К существенным признакам светскости следует относить:  

  1. отделение религиозных объединений от государства как одного из существенных признаков светскости государства, отражающего независимость государства и государственно-правовых отношений от религиозного санкционирования или давления, от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов. Церковь полностью отделена от государства, однако она не отделена от жизни общества, от тех проблем , которые волнуют как верующих , так и неверующих. 8

      Принцип отделения религиозных объединений  от государства раскроем через следующие  его существенные признаки:

  а) Независимость государства от религиозных объединений и  независимость религиозных объединений от произвольного, не основанного на законе вмешательства государства: независимость формирования, устройства и деятельности государства, государственной правовой системы, государственно-правовых отношений, государственного управления, органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, от религиозного санкционирования или давления, от санкционирования или контроля религиозными объединениями, за исключением осуществления в соответствии с законодательством общественного контроля за выполнением государством своих функций; недопустимость произвольного, не основанного на законе вмешательства государства, его органов и должностных лиц в религиозную деятельность, во внутренние дела, включая вопросы внутреннего устройства, законно действующих религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии и в исповедание религии членами религиозных объединений. 

         б) Недопустимость смешения и подмены компетенции государства и религиозных объединений: запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений, а также одновременного замещения высших государственных (политических) должностей руководителями религиозных объединений; запрет создания в государственной судебной системе особых религиозных судов, а равно распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений, участия государства в реализации решений таких судов; недопустимость финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений;

  в) Недопустимость вмешательства религиозных объединений в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений и преследования религиозными объединениями политических целей.

  г) Недопустимость признания религиозных норм или решений религиозных организаций в качестве источников права в государстве (светский характер правовой системы государства): нормы религиозных установлений ( внутриконфессиональные установления, религиозное право и т.д.) не являются источниками права в государстве, за исключением случаев, специально оговоренных в законодательстве; решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично- правовых норм или актов, а государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений и иных лиц. Отмечается, что запрет создания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях подразделений религиозных объединений не исключает осуществления религиозными объединениями образовательной, культурно- просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудничества с государством в социально значимых проектах. А запрет финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений не исключает возможности поддержки государством их благотворительной, культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности в соответствии с законодательством.

  д) Запрет преследования религиозными  объединениями политических целей через запрещение участия религиозных объединений, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти, вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в депутаты и на выборные государственные должности, ведения предвыборной агитации, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной помощи. Указанные запреты не исключают прав граждан – членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке.

  2. Принцип недопустимости установления общеобязательной религии основывается на следующих положениях:

  а) запрет на законодательное закрепление какой-либо религии в качестве общеобязательной;

  б) свобода мировоззренческого самоопределения (свобода вероисповеданий) означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать какой-либо религии , церкви, конфессии; 9

  в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и отношения к религии;

  г) равенство религиозных, а также общественных объединений перед законом.             

    3. Светскость легитимности государства. В конституционном праве под легитимностью понимается признание законности прав и полномочий органа государственной власти или высших должностных лиц, их строгое соответствие конституции и законно выраженной воле народа. В данном контексте светскость легитимности государства – это социальная и правовая независимость легитимности государства от религиозных институтов и норм, недопустимость правового обуславливания или обоснования суверенитета и прав государства каким-либо предшествующим или высшим порядком или же авторитетом, имеющим религиозную природу. Это значит, что светское государство не нуждается в сакрализации, оправдывающей то, как государство возникло и существует. Однако, данный признак находит свое отражение в приведенных выше существенных признаках светскости государства.

  Приведенный перечень существенных признаков отделения  религиозных объединений от государства не является жестким (однозначно определяющим), так как в мире существуют специфические правовые модели отношений государства с религиозными объединениями, которые содержат элементы, не соответствующие некоторым пунктам этого перечня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Россия и религия. 

      Духовная  жизнь общества многообразна, она  включает в себя культуру, в том  числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе  языковый и др. Действующая Конституция  отказалась от принципа жесткой опеки  государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип  светского государства.

      Светским  государством следует считать такое  государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной  религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

      Тесное  взаимодействие религиозных норм с  правовыми отмечалось и отмечается в ряде правовых систем, в том числе и в дореволюционной России. Переплетение православных норм с юридическими, обеспечение исполнения церковных предписаний мерами государственного принуждения, а велений закона также религиозной карой - одна из основных черт государственного, уголовного и некоторых других отраслей права, начиная с древних документов и вплоть до последних актов самодержавной власти10.

Информация о работе Формирования светского государства в России