Формирования светского государства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Понятие светского государства……………………………………..2
Констиуционно-правовой статус светскости государства……….10
Россия и религия…………………………………………………….15
Формирования светского государства в России……………….....17
Заключение………………………………………………………..……27
Список литературы……………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

готоввй курсовик.docx

— 55.99 Кб (Скачать)

      Отделение религиозных объединений от государства  ( это более четкая формула, чем отделение церкви от государства ), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий.

      Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский характер системы  государственного образования”. Она  устанавливает, что обучение в государственных  и национальных образовательных  учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных  образовательных учреждениях, частным  образом на дому или при религиозном  объединении, а также факультативах( по желанию граждан ) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим.

      Таким образом, светское государство не провозглашает  какой-либо официальной или предпочтительной религии, ни одно вероучение не оказывает  определяющего влияния на деятельность государства, систему государственного и муниципального образования.

      В светских государствах в настоящее  время каких-либо существенных разногласий  между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в  государстве стабилизировано и  не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается  совместной работой органов государства  и церкви, результатом которой  стало принятие решений, удовлетворяющих  обе стороны.

      Однако, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны для исполнения. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер - например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.

      Такое положение вещей крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению  к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, мои умозаключения носят  скорее умозрительный, отвлеченный  характер, но такое положение вещей  нельзя исключать14. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

      Следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны (взять, хотя бы, активно дебатировавшийся зимой 2001 года вопрос о противодействии некоторых представителей духовенства введению общероссийской системы налогового учета; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Заключение. 

       Основным  принципом и главной гарантией  светскости государства является законодательное  закрепление правового режима отделения  церкви ( религиозных организаций ) от государства. Это означает ,что государство не вмешивается в каноническую деятельность  религиозных организаций и не возлагает на них каких-либо государственных функций. В то же время оно принимает на себя обязанность по охране законной деятельности религиозных организаций и прав верующих и осуществляет контроль как за соблюдением ими законодательства о свободе совести, так и национального законодательства вообще. Религиозные организации, со своей стороны, не вмешиваются в сферу деятельности государства и его органов, в его политическую жизнь не создают политических партий и не участвуют в их деятельности, а так же в выборах органов государственной власти , не выдвигают кандидатов в депутаты, не финансируют выборы. Отдельные же члены религиозных организаций имеют полное право на участие в политической жизни ( участие в выборах, членство в политических партиях и т. п.) на равнее с остальными гражданами. В светском государстве правовое положение граждан не зависит от их отношения к религии и приверженности к тому или иному вероисповеданию. Необходимое условие светскости государства – отделение школы от церкви, или светское образование. Религиозное обучение и религиозное воспитание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не допускается, кроме как в факультативном порядке.

       Светское  государство свободное от какого либо влияния религий, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни.

       Конституция РФ 1993 впервые в истории российского  законодательства провозгласила, что  Россия является светским государством.

       Представление о том каким должно быть светское государство меняется со временем   и отличается в зависимости от исторического периода, по этому изучается динамика изменения правового содержания и понимания светскости государства.

       В развитии светскости государства в  условиях мировой глобализации существуют две взаимодействующие тенденции  – конвергенция и деверсификация . Такое взаимодействие является разноплановым, вплоть до  противодействия и прямого антагонизма. Светскость государства как конституционно- правовая характеристика обладает полисемичностью - отражает множественность типов светского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Список литературы. 

  1. Кутафин О.Е. Юридический энциклопедический словарь Москва . 2003 г.
  2. Смоленский М.Б. Конституция РФ с комментариями. Ростов-на-Дону.2007 г.
  3.   Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993.
  4.   Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2009.
  5.   Собрание законодательства РФ . 1997.
  6.   Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2008.
  7. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск 1995 г.
  8.   Смоленский М.Б. Конституция РФ с комментариями. ст 28. Ростов-на-Дону. 2007 г.
  9. Ожегов С.Н. Словарь русского языка . Москва.1972 г.
  10. Государственное право Российской Федерации. Учебник/ Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юрид литература , 2009.
  11. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. М.: Мысль, 2006.
  12. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М.: ИНФА-М, 2009.

Информация о работе Формирования светского государства в России