Российская Федерация как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение понятия «светскость государства»
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование Российской Федерации в качестве светского государства
4. Изучение проблем светскости в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5

Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13

Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………..…….……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
 

      

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5 

Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13 

Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17 

Заключение……………………………………………………………………….21 

Список  литературы………………..…….……………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В конституционном  праве одним из наименее изученных является понятие светскости государства как конституционной характеристики, отражающей или  закрепляющей независимость государства и религиозных объединений, равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, в соответствующих сферах их компетенции.

Светскость  государства - это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства  в большинстве стран мира. Светское государство - это государство, свободное  от какого-либо влияния религии, её догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность его политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.

В научной  литературе понятие «светскость», «светский», «принцип светскости», «светскость  государства», «отделение религиозных объединений от государства» недостаточно исследованы, в большинстве работ приводятся их поверхностные интерпретации, часто – полярные друг другу, не проясняющие правовую природу, смысл и правовое содержание указанных понятий. Зачастую указанные понятия используются и толкуются произвольно, а понимание светскости государства до сих пор еще находится под сильным влиянием атеистической идеологии и методологических подходов общественных наук светского периода.

Актуальность  курсовой работы проявляется в продолжающихся общественных дебатах как в России, так и в других европейских странах по многим важным вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое «светскость государства».

Тему  светскости изучена очень подробно такими учеными как: Понкин И.В. в диссертации «Современное светское государство», где он подробно раскрывает само понятие «светскость», и рассматривает ее на примере различных стран, в том числе и на примере России, уделяя ей особое внимание; и в статье «Типология государств по критерию светскости» где он дает свою классификацию светские государства. Останин А.В. в статье «Светское государство и демократия» описывает основные типы светской модели государства.

Объектом  курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при реализации прав граждан в светском государстве  на примере Российской Федерации.

Предмет работы - принцип светскости в Российской Федерации.

Цель  курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации  как светского государства.

Цель  исследования определила постановку следующих  задач:

1. Определение  понятия «светскость государства»

2. Рассмотрение  моделей светских государств

3. Исследование  Российской Федерации в качестве  светского государства

4. Изучение  проблем светскости в Российской  Федерации

Теоретическая база работы: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России; партийный документ Единой России “Нравственная основа модернизации”; Останин А.В. «Светское государство и демократия»; Понкин И.В. «Современное светское государство»; Понкин И.В. «Типология государств по критерию светскости»; юридические и толковые словари. Правовая база работы:  Билль о правах 1789г; Декларация прав человека и гражданина. Франция; Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г.

Структура работы: Введение, 3 главы, заключение, список литературы. В процессе написания работы были задействованы методы дедукции и индукции, анализа и синтеза материала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие «светскость  государства» и классификация  светских государств 

Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

Для светского  государства в принципе характерно признание церкви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью или частично) религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а свободой от таковых. В таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы образования от церкви, религиозных объединений и признание ее светского характера и др.

Первые  идеи светскости начали формироваться  в XVIII-XIX вв. во Франции и Соединенных Штатах Америки, а свое распространение в широком смысле они начали получать в XX веке. Впервые принцип светскости был закреплен 26 августа 1789 г. в 10 статье французской Декларации прав человека и гражданина. Статья  устанавливала запрет преследования за религиозные взгляды и убеждения: «Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом»1. В этом же году принятый 15 декабря Билль о правах, в первой поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года, провозгласил  право каждого гражданина свободно исповедовать религию либо не исповедовать никакой2.

С течением времени многие государства стали закреплять принципы светскости, отделять церковь от государства в той или иной мере. И таким образом  в современном мире все государства можно разделить на светские и «несветские». Несветские государства  подразделяются на: теократические и идеократические.

Теократическое  государство (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной  власти, при которой она полностью  или большей частью принадлежит  церковной иерархии, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются религиозно-правовые предписания3.

Идеократическое государство - государство, в котором  идея (и производные от нее этика  и право), сформулированная на языке  религии, философии или идеологии, лежит в основе всей жизни общества и политики всех властных структур4. Вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит идеологическому руководству, руководству объединения, деятельность которого направлена на распространение идеологии, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются идеологические предписания.

Светское  государство – конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности5.

Хотя  прямое закрепление светского характера  государства сегодня наличествует в конституциях лишь нескольких государств (Французская Республика, Российская Федерация и еще несколько), большинство  государств мира являются светскими. Однако реализуемые в них модели отношений между государством и религиозными объединениями могут разниться довольно кардинально. Существуют различные классификации светских государств. Можно выделить следующие критерии отнесения государства к той или иной модели государства с точки зрения его светскости6:

  • степень влияния государства на религию и поведение верующих;
  • степень сотрудничества государства с религиозными объединениями;
  • степень взаимного проникновения идеологии государства и религиозных идеологий;
  • взаимоотношения государственной правовой системы и религиозных правовых систем (каноническое, шариатское и пр. право), степень влияния норм религиозного права на правовую систему государства;
  • степень и масштабы соединения государственных и религиозных институтов.

Среди светских государств выделяют: индифферентную; идентификационную; преференциальную модели.

1) Индифферентная  модель отражает активное стремление  государства дистанцироваться от  всех религиозных объединений,  создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии. Эта модель свойственная современным Японии, Китайской Народной Республике, Соединенным Штатам Америки. И характеризуется следующими признаками:

  • государство стремится к достижению максимально возможной изоляции религиозных объединений от государственной жизни. Устанавливается и строго соблюдается запрет на какое бы то ни было проявление предпочтения государства той или иной религии в любой форме. Никакая религия не устанавливается в качестве основы государственной власти;
  • в законодательстве государства закреплены свобода совести и равенство всех религиозных объединений перед законом;
  • исключается использование любой религиозной символики (любого религиозного подтекста) в государственной символике и атрибутике;
  • в государственной судебной системе отсутствуют какие-либо особые духовные или религиозные суды или суды религиозных объединений, распространяющие свою юрисдикцию на всех граждан; государство не участвует в реализации их решений для верующих;
  • официальное толкование светскости национальной системы образования как ее полной внерелигиозности. Категоричное и ревностное соблюдение такого толкования светскости, вплоть до полного запрета религиозного образования в какой бы то ни было форме (в том числе в культурологической форме) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; запрета на проведение богослужений или молитв в государственных или муниципальных образовательных учреждениях; запрета учащимся государственных и муниципальных образовательных учреждений приходить на занятия с признаками своей религиозности (с крестиками на шеях, в ермолках, с отращенными пейсами, в мусульманских платках); запрета на любую религиозную символику и атрибутику в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; недопустимости наличия в библиотеках государственных и муниципальных образовательных учреждений религиозной литературы.

Данная  модель не может существовать в чистом виде в силу того, что невозможно достичь полного исключения какого бы то ни было предпочтения той или иной религиозной конфессии и при этом не подвергнуть верующих граждан дискриминации по религиозному признаку. 

Информация о работе Российская Федерация как светское государство