Российская Федерация как светское государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследование сущности и особенностей Российской Федерации как светского государства.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Определение понятия «светскость государства»
2. Рассмотрение моделей светских государств
3. Исследование Российской Федерации в качестве светского государства
4. Изучение проблем светскости в Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие «светскость государства» и классификация светских государств………………………………….……………………………………...5

Глава 2 Российская Федерация – светское государство.…….………………..13

Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации…...………………...17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………..…….……………………………………….23

Работа содержит 1 файл

курсовик 2.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

2) Преференциальная  модель светского государства - предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве. Предпочтительное отношение государства к религиозным объединениям обычно обусловлено их тесной исторической связью. Статус многих предпочтительных религиозных объединений в таких странах часто в прошлом был государственным, например Римская католическая церковь в Италии. Такие религиозные объединения могут частично выполнять государственные функции, в частности в образовательной сфере. Привилегированное положение отдельных религиозных объединений в отношениях с государством сохраняется благодаря реализуемой через представительные и исполнительные органы государственной власти поддержке большинства населения, исповедующего соответствующее вероучение либо культурно относящего себя к нему. Привилегии выражаются в различных формах, от налоговых льгот до финансирования деятельности священнослужителей за счет бюджетных средств. Можно выделить следующие существенные признаки преференциальной модели, присущей большинству стран Европы и многим странам мира:

  • Основным отличительным признаком преференциальной модели является доминирование исторической обусловленности среди причин выделения государством одной или нескольких религий (представляющих их религиозных объединений) и наделения их преимущественным режимом.
  • В государстве преференциальной модели реализовано выделение государством одной или, реже, нескольких (в Германии – двух: лютеранство и католицизм) религий или представляющих их религиозных объединений, для которых создается льготный режим существования и деятельности. В рамках преференциальной модели направленность, формы и величины таких льгот (в том числе финансовых) могут очень сильно разниться в зависимости от культурно-исторических и политических условий.  Такое выделение может быть реализовано в формах: 1) закрепления в конституции (писаной или неписаной) официального статуса государственной церкви (государственной религии, конфессии, религиозной организации, имеющей статус государственной) за одной религиозной организацией; 2) фактического наделения одного или нескольких религиозных объединений преимущественным статусом (статусом традиционных, исторически укоренившихся религий, религиозных объединений) без закрепления такого статуса в конституции (писаной или неписаной).                                                                                           
  • В некоторых странах глава государства обязан принадлежать к религиозной организации, имеющей статус государственной, и исповедовать государственную религию (возможен вариант, когда глава государства одновременно является и главой религиозной организации, имеющей статус государственной). Бог может быть неоднократно упомянут в тексте Конституции страны (преамбула Основного Закона ФРГ от 23.05.1949; ч.1 ст.6 Конституции Ирландской Республики от 29.12.1937). В некоторых государствах существует практика принесения высшими руководителями государств после избрания или назначения на должность клятвы на Библии. В некоторых случаях текст клятвы содержит обращение к Богу.                                             

Достаточно  показательно, что в некоторых странах статус государственной религии (государственной церкви) дает религиозной организации меньше возможностей, чем предоставляется традиционным религиозным организациям в тех странах, где отсутствует законодательное закрепление за какой-либо религиозной организацией статуса государственной.                             

3) Идентификационная  модель светского государства – характеризуется расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями. Эта модель наиболее подходит для многонациональных государств, которые в свое время прошли исторический этап богоборческой власти и гонений на религию, поэтому исторические традиции частично утеряны или частично реконструированы (Франция, Россия, страны Балтии, Украина и др.). Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.), с другой – гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия.

Вывод: Светское государство – конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. 

Основные  модели светских государств - индифферентная; идентификационная; преференциальная.

Индифферентная  модель – отражает активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии.

Преференциальная  модель светского государства - предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве.

Идентификационная модель светского государства – характеризуется расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями.

Россия, являясь светским государством, что  закреплено в 14 статьи конституции, относится  к идентификационной модели. 

Глава 2 Российская Федерация – светское государство 

Согласно  Конституции Российской Федерации  « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления»

Как уже  отмечалось, Российская Федерация относится  к идентификационной модели светского государства. Принцип светскости закреплен в 14 статье Конституции: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.  2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»7.

Выделяют  следующие признаки светскости государства:

  1. Отделение государства от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. Означает что:  Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций; государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь; деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии; запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;  
  2. Правовое равенство религиозных объединений.  Религиозные объединения равноправны по объему их правоспособности.
  3. Недопустимость установления общеобязательной религии или идеологии – выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии;    
  4. Отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях.

В российском законодательстве на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации светскость государства закреплена как напрямую, так и через закрепление обеспечивающих ее гарантии (существенных признаков светскости государства - отделения религиозных объединений от государства и недопустимости установления общеобязательной религии), а также через закрепление требований, являющихся элементами существенных признаков светскости государства, светскости государственной службы и светскости государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Как светское государство Российской Федерации  характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции Российской Федерации (ст.14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях», где сказано, что религиозные объединения равны перед законом. 

В Российской Федерации гарантируются свобода  совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Граждане  Российской Федерации равны перед  законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Никто не обязан сообщать о своем отношении  к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Конституционно-правовой институт светскости государства в Российской Федерации представляет собой систему взаимосвязанных различных по юридической силе норм - конституционных норм более высокой юридической силы по отношению к нормам других статей Конституции, а также норм федеральных законов. Общественная значимость светскости государства в Российской Федерации отражена в особой защите принципа светскости государства и признании фундаментального конституционного значения этого принципа как одной из основ конституционного строя Российской Федерации.

На основе анализа правового содержания конституционной нормы о равенстве религиозных объединений перед законом выдвинут и обоснован вывод, что принцип равенства религиозных объединений перед законом означает их юридическое равенство, то есть равенство их основных прав и обязанностей, правовых критериев и правовых условий, регулирующих их деятельность, равенство подходов государства ко всем религиозным объединениям, наличие единого для всех религиозных объединений законодательства, регулирующего их правовой статус. Обосновано, что принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность установления правовой дифференциации религиозных организаций в их взаимоотношениях с государством и в порядке осуществления их прав, включая возможность предоставления государством определенным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями. 

Вывод: Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом

Что означает:

1)Отделение  государства от религиозных объединений  и объединений, деятельность которых  направлена на распространение  идеологии. 

2)Правовое равенство религиозных объединений. 

3) Недопустимость  установления общеобязательной  религии или идеологии 

4)Отделение  школы от церкви.

Цель  государства  – достижение баланса  интересов личности, государства  и религиозных объединений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Проблемы светскости в Российской Федерации 

Россия  – многонациональное государство, в котором граждане всех национальностей  и вероисповеданий равны перед  законом.

В соответствии с конституционным принципом  отделения религиозных объединений от государства государство:

- не  вмешивается в определение гражданином  своего отношения к религии  и религиозной принадлежности, в  воспитание детей родителями  или лицами, их заменяющими, в  соответствии со своими убеждениями  и с учетом права ребенка  на свободу совести и свободу вероисповедания;

Информация о работе Российская Федерация как светское государство