Функции науки в истории развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

В последнее столетие наука развивалась и развивается в настоящее время очень быстрыми темпами. В настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. За последние 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало огромный рывок в своем развитии. Около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время. Весь окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество. Именно наука явилась главной причиной столь бурного развития человеческого общества, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления "новой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НАУКИ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА…………………..4
1.1 Влияние науки на материальную сторону жизни общества …………4
1.2 Влияние науки на духовную сферу жизни общества …………………5
ГЛАВА 2. НАУКА И ЕЕ ФУНКЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА……………….9
2.1 Наука и технология …………………………………………………….9
2.2 Наука и прогнозирование……………………………………………….11
2.3 Познавательная и мировоззренческая функции науки …….................12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 43.89 Кб (Скачать)

На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправленна, и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить границы своего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека, и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их “применения” основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.

Говоря о прогнозе, необходимо также иметь в виду его относительный характер. Обозримое будущее достаточно прозрачно, оно всегда в чем-то непредсказуемо. Как говорят дорога в будущее вымощена случайностями, и его анализ требует непрерывных усилий, постоянного овладения все новыми случайностями. Имеющееся знание составляет основу прогноза, а практика ведет к непрерывному уточнению, расширению этих знаний. Освоение новой практики включает в себя и линию преемственности, и учет новизны.

 

 

2.3 Познавательная и мировоззренческая функции науки

Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

 Познавательная функция  задана самой сутью науки, главное  назначение которой - как раз  познание природы, общества и  человека, рационально-теоретическое  постижение мира, открытие его  законов и закономерностей, объяснение  самых различных явлений и  процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

 Мировоззренческая  функция, безусловно, тесно связана  с познавательной функцией, главная  цель ее - разработка научного  мировоззрения и научной картины  мира, исследование рационалистических  аспектов отношения человека  к миру, обоснование научного  миропонимания: ученые призваны  разрабатывать мировоззренческие  универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в  этом деле играет философия;

 Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.

 Порядок, в котором  перечислены эти группы функций,  в сущности, отражает исторический  процесс формирования и расширения  социальных функций науки, то есть возникновения и упрочения все новых каналов ее взаимодействия с обществом. Так, в период становления науки как особого социального института (а это период кризиса феодализма, зарождения буржуазных общественных отношений и формирования капитализма, то есть эпоха Возрождения и Новое время) ее влияние обнаруживалось, прежде всего, в сфере мировоззрения, где в течение всего этого времени шла острая и упорная борьба между теологией и наукой.

 В эпоху средневековья  теология постепенно завоевала  положение верховной инстанции,  призванной обсуждать и решать  коренные мировоззренческие проблемы, такие, как вопрос о строении  мироздания и месте человека  в нем, о смысле и высших  ценностях жизни и т.п. В  сфере же зарождавшейся науки  оставались проблемы более частного  и «земного» порядка.

 Коперниковским переворотом, случившимся четыре с половиной столетия назад, наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; именно здесь обнаружились первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и устремлений человека. Ведь для того чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых догматов, утверждавшихся теологией, но и согласиться/с представлениями, которые резко противоречили обыденному мировосприятию.

 Должно было пройти  немало времени, вобравшего в  себя такие драматические эпизоды,  как сожжение Дж.Бруно, отречение Г.Галилея, идейные конфликты в связи с учением Ч.Дарвина о происхождении видов, прежде чем наука смогла стать решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи и строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на эти и другие вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Итак, мировоззренческая функция науки помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение.

 Одновременно с этим  процессом возникновения и укрепления  познавательно - мировоззренческих  функций науки занятия наукой  постепенно становились в глазах  общества самостоятельной и вполне  достойной, респектабельной сферой  человеческой деятельности. Иначе  говоря, происходило формирование  науки как социального института  в структуре общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы  обрести твердую жизненную базу, человек  должен  продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Индивидуум  должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет сохранять лидирующую позицию. Человек будущего должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.

 Современная Россия может иметь достойное будущее лишь двигаясь по пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий.  Всесторонняя образованность населения - главная опора науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пуанкаре, А. О науке / А. Пуанкаре. – М.: Наука, 1983. – 208 с.
  2. Фролова, И.Т. Введение в философию: учебник / И. Т. Фролова. – М.: Прометей, 1989. – 136 с.
  3. Юревич, А.В. Вопросы философии / А. В. Юревич, И. П. Цапенко. – М.: Наука, 1998. – 154 с.
  4. Степин, В.С. Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов,  М. А. Розов. – М.: 1989. – 203 с.
  5. Лешкевич, Т.Г. Философия науки и техники / Т.Г. Лешкевич. – М.: 1984. – 132 с.
  6. Андреев, Д. Л. Роза Мира / Д.Л. Андреев. – М.: Прометей, 1991. – 160 с.

 

 

 


Информация о работе Функции науки в истории развития общества