Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:51, реферат

Описание работы

Главное в эволюционной теории – идея исторического развития от сравнительно простых форм к более высокоорганизованным. Основы научной материалистической теории эволюции заложил великий английский натуралист Чарлз Дарвин. До Дарвина в биологии в основном господствовало неправильное об исторической изменчивости видов, о том, что их столько, сколько создано Богом.

Содержание

Введение 3
Ж.Б.Ламарк 4
Первое эволюционное учение 5
Законы Ламарка 6
Вывод 7
Предпосылки дарвинизма 8
Чарльз Дарвин. Теория эволюции 9
Вывод 13
Дарвинизм как материалистическая теория эволюции………....14
Влияние теории на развитие психологии 16
Эволюционное значение теории Дарвина………………………...17


Список использованной литературы………………………...……19


Заключение ………………………………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Уральский  Государственный Университет

Кафедра Физической химии 
 
 
 
 
 

                            

 

                     РЕФЕРАТ

            По дисциплине Концепция современного естествознания

          на тему: Эволюционные теории  Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил

                                                                            Студент группы ЭиП-103

      Долженкова  О.К./______/

      Проверил

      Невраева К.И. /______/ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Челябинск

                                                      2008

                           

содержание

    1. Введение 3
    2. Ж.Б.Ламарк 4
    3. Первое эволюционное учение 5
    4. Законы Ламарка 6
    5. Вывод 7
    6. Предпосылки дарвинизма 8
    7. Чарльз Дарвин. Теория эволюции 9
    8. Вывод 13
    9. Дарвинизм как материалистическая теория эволюции………....14
    10. Влияние теории на развитие психологии 16
    11. Эволюционное значение теории Дарвина………………………...17
 
    1. Список  использованной литературы………………………...……19
 
    1. Заключение  ………………………………………………………… 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 

                                     введение

      Эволюция  – это процесс  исторического развития органического мира.

Сущность  такого процесса состоит в непрерывном  приспособлении живого к разнообразным и постоянно меняющимся условиям окружающей среды, в возрастающем со временем усложнении организации живых существ. В ходе эволюции осуществляется преобразование одних видов в другие.

      Главное в эволюционной теории – идея исторического развития от сравнительно простых форм к более высокоорганизованным. Основы научной материалистической теории эволюции заложил великий английский натуралист Чарлз Дарвин. До Дарвина в биологии в основном господствовало неправильное об исторической изменчивости видов, о том, что их столько, сколько создано Богом.

      Однако  и до Дарвина наиболее проницательные биологи понимали несостоятельность  религиозных воззрений на природу  и некоторые из них умозрительно пришли к эволюционным преставлениям. Развитие ботаники и зоологии, изменение общественно-политических взглядов, формирование революционных идей в XVII в. в Европе, особенно во Франции, вело к возникновению идей эволюционного развития природы и отказу от представлений о неизменности видов. Бюффон во Франции, Эразм Дарвин, дед Ч.Дарвина, в Англии, Гёте в Германии и другие натуралисты и мыслители высказывались в пользу эволюционного возникновения и развития жизни на Земле. Их правильные научные догадки не были, однако, достаточно подкреплены научными фактами, поэтому не могут рассматриваться как ясные научные теории.

      Современная теория эволюции опирается на учение Дарвина, постоянно обогащается  данными генетики, цитологии, молекулярной биологии, экологии. [1] 
 
 
 
 
 
 

ж.б. ламарк.

      Французский ученый Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стал предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.

      Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк(1744-1829), родился в местечке Базентен, в семье небогатых дворян. В 16 лет он покинул иезуитский колледж и пошел добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.

      В возрасте 24 лет Ламарк оставил военную  службу и приехал в Париж, чтобы  учится медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Таланта и старания молодому ученому было не занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему известность, он вошел в число крупнейших французских ботаников.

      В 1789-1794 гг. во Франции разразилась  великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства  французов. Грозный 1793 г. резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались. Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей».

      Ламарк  увлечённо взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно он в 1796 г. предложил  назвать их «беспозвоночными»). Ламарк ввел в обращение и еще один термин, ставший общепринятым – «биология» (в 1802 г.). Но самым важным трудом Ламарка стала книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 г. В ней он изложил свою теорию эволюции живого мира.[2] 
 
 
 
 

первое  эволюционное учение

      Всех  животных Ламарк разделил по шести  ступеням, уровням (или, как он говорил, градациям) по сложности их организации. Дальше всего от человека стоят инфузории, ближе всего к нему – млекопитающие. При этом всему живому присуще стремление развиваться от простого к сложному, продвигаться по «ступеням» вверх.

      В живом мире постоянно происходит плавная эволюция. Исходя из этого, Ламарк пришел к выводу, что видов  в природе на самом деле не существует, есть только отдельные особи. Ламарк последовательно применил в своей  теории знаменитый принцип Лейбница: «Природа не делает скачков». Отрицая существование видов, Ламарк ссылался на свой огромный опыт систематика:

      «Только тот, кто долго и усиленно занимался  определением видов и обращался  к богатым коллекциям, может знать  до какой  степени виды сливаются  одни с другими. Я спрашиваю, какой опытный зоолог или ботаник не убежден в основательности только что сказанного мною? Поднимитесь до рыб, рептилий, птиц, даже до млекопитающих, и вы увидите повсюду постепенные переходы между соседними видами и даже родами».

      Почему же человек не замечает постоянного превращения одних видов в другие? Ламарк отвечал на этот вопрос так: «Допустим, что человеческая жизнь длится не более одной секунды, в этом случае ни один человек, занявшийся созерцанием часовой стрелки, не увидит, как она выходит из своего положения».[2] Т.е., постоянство видов – явление только кажущееся, связанное с кратковременностью наблюдений за видами. Высшие формы жизни, по Ламарку, произошли от низших в процессе эволюции.

      Ламарк  ошибочно полагал, что основная сила, приводящая в движение весь эволюционный процесс, - внутренне присущее организмам стремление к совершенству. Стремление к совершенству, по мнению Ламарка, изначально заложено в живую материю Творцом. Таким образом, важнейший вопрос о причине эволюционного развития не получил материалистического объяснения.[1]

      Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться  к условиям внешней среды. Как  это происходит согласно теории Ламарка? 
 

законы  ламарка

      Для объяснения этого ученый сформулировал  несколько «законов». Прежде всего это «закон упражнения и неупражнения органов». Наибольшую известность из примеров, приведенных Ламарком, приобрёл пример с жирафами. Жирафам постоянно приходится вытягивать шею, чтобы дотянуться до листьев, растущих у них над головой. Поэтому их шеи становятся длиннее, вытягиваются. Муравьеду, чтобы ловить муравьёв в глубине муравейника, приходится постоянно вытягивать язык, и тот становится длинным и тонким. С другой стороны, кроту под землей глаза только мешают, и они постепенно исчезают.

      Согласно  первому «закону» Ламарка, упражнение органов приводит к их прогрессивному развитию, а неупражнение — к  редукции.[3]

      Другой  «закон» Ламарка – «закон наследования приобретенных признаков». Полезные признаки, приобретённые животным, передаются потомству. Жирафы передали потомкам вытянутую шею, муравьеды унаследовали длинный язык, и т.д.[2]  

      Совершенствуя и уточняя свою теорию, Ламарк во «Введении» к «Естественной истории  беспозвоночных» дал новую, несколько  расширенную редакцию своих законов эволюции.  

  1. Жизнь свойственными  ей силами стремится непрерывно увеличивать  объем всех своих тел и расширять  размеры их до пределов, установленных  ею.
 

   2.  Образование нового органа в теле животного происходит                      от ново появившейся и продолжающей чувствоваться потребности и от нового  движения, которое эта потребность порождает и поддерживает. 

   3. Развитие  органов и сила их действия  всегда зависит от употребления  этих органов. 

  1. Все, что  приобретено, отмечено или изменено в организации индивидуумов в течение их жизни, сохраняется путем генерации и передается новым видам, которые происходят от тех, кто испытал это изменение.[5]
 

                                   

                                        вывод

      Таким образом, Ламарк выдвинул телеологическую (от teleos – цель и logos – наука) теорию эволюции. По его мнению, приспособляться к условиям окружающей среды – врожденное свойство живых организмов.[4] 

      Ж.Б.Ламарк отверг идею постоянства видов, противопоставив  ей представление об изменяемости видов. Его учение утверждало существование эволюции как исторического развития от простого к сложному. Впервые был поставлен вопрос о факторах эволюции. Ламарк совершенно правильно считал, что условия среды оказывают важное влияние на ход эволюционного процесса. Он был одним из первых, кто верно оценил значение времени в процессе эволюции и отметил чрезвычайную длительность развития жизни на Земле. Однако Ламарк допустил серьёзные ошибки прежде всего в понимании факторов эволюционного процесса, выводя их из якобы присущего всему живому стремления к совершенству. Он также неверно понимал причины возникновения приспособленности, прямо связывал их с влиянием условий окружающей среды. Это породило очень распространенные, но научно совершенно необоснованные представления о наследовании признаков, приобретаемых организмами под воздействием среды. Эволюционное учение Ламарка не было достаточно доказательным и не получило широкого признания среди его современников. Лишь после выдающихся трудов Ч.Дарвина эволюционная идея стала общепринятой.[1] 
 
 
 
 

предпосылки дарвинизма

      Интенсивное развитие капитализма в начале XIX в. резко ускорило развитие в Западной Европе науки, промышленности, сельского хозяйства. Выдающиеся результаты были достигнуты в создании новых продуктивных пород овец, крупного рогатого скота, лошадей, кур и т.д. Были созданы новые сорта зерновых, овощных, плодово-ягодных, декоративных и других растений. Весь практический опыт доказывал изменяемость пород животных и сортов растений под влиянием человеческой деятельности.

      В этот же период в сознание широких  слоев общеобразованных людей проникло представление о длительности существования  Земли. Согласно религиозным представлениям жизнь на Земле была сотворена  лишь несколько тысяч лет назад. И.Кант резко раздвинул временные границы существования Земли. Он допускал, что её возраст превышает сотни миллионов лет. Такое существенное увеличение времени, в течение которого жизнь могла развиваться, давало основу для эволюционных воззрений.

Информация о работе Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина