Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 11:51, реферат

Описание работы

Главное в эволюционной теории – идея исторического развития от сравнительно простых форм к более высокоорганизованным. Основы научной материалистической теории эволюции заложил великий английский натуралист Чарлз Дарвин. До Дарвина в биологии в основном господствовало неправильное об исторической изменчивости видов, о том, что их столько, сколько создано Богом.

Содержание

Введение 3
Ж.Б.Ламарк 4
Первое эволюционное учение 5
Законы Ламарка 6
Вывод 7
Предпосылки дарвинизма 8
Чарльз Дарвин. Теория эволюции 9
Вывод 13
Дарвинизм как материалистическая теория эволюции………....14
Влияние теории на развитие психологии 16
Эволюционное значение теории Дарвина………………………...17


Список использованной литературы………………………...……19


Заключение ………………………………………………………… 20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

      Замечательного прогресса достигли зоология и ботаника. Благодаря трудам выдающихся ученых XVIII и начала XIX были описаны основные классы животных и растений. Блестящих результатов достигла геология. Чарльз Лайель, выдающийся английский геолог и натуралист, создал теорию, согласно которой геологическое строение нашей планеты постоянно изменяется под влиянием естественных процессов. Центральное положение этой теории сводилось к тому, что геологические силы, действовавшие в прошлом, действуют и в настоящее время. Представления Лайеля сыграли важную роль в формировании эволюционного мировоззрения Чарльза Дарвина. Таким образом, успехи науки и практической деятельности человека заложили фундамент, на котором позднее развилась эволюционная теория. Необходим был гений, способный осмыслить и обобщить гигантский материал. Таким гением оказался именно Чарльз Дарвин.[1] 
 
 
 
 

чарльз  дарвин. теория эволюции

      Английский ученый Чарльз Дарвин сумел создать теорию развития живого мира, ставшую основой биологической науки XX столетия.

      Родился Чарльз Дарвин 12 февраля 1809 г. в английском городе Шрусбери в семье врача. В  своей «Автобиографии» Дарвин вспоминал: «Уже ко времени посещения школы  мой вкус к естественной истории  и в особенности собиранию  коллекций ясно выразился. Я старался разобраться в названиях растений и собирал всякую всячину: раковины, печати, монеты и минералы».

      Но  о карьере натуралиста он долгое время не помышлял. Обучаясь в университетах  Эдинбурга и Кембриджа, сначала  он готовился стать медиком, а  затем, изменив свои намерения, - священником. «Когда подумаешь, как свирепо нападали на меня сторонники церкви, просто смешно вспомнить, что я сам когда-то имел намерение сделаться пастором», - писал Дарвин.

      Случай  определил весь ход его дальнейшей жизни. Осенью 1831 г. ему предложили совершить кругосветное путешествие на военном корабле «Бигль» («Ищейка») в качестве натуралиста. Путешествие длилось целых 5 лет.

      Во  время путешествия Дарвин столкнулся со многими фактами, которые заставили  его подвергнуть сомнению господствовавшую тогда идею вечности и неизменности видов.

      В Южной Америке он нашел в земле  скелеты вымерших гигантских ленивцев и броненосцев. Натуралиста навёл  на размышления тот факт, что в  тех же местах он встретил почти  точные, только сильно уменьшенные, их живые копии. Невольно появилось предположение о родстве ныне живущих и вымерших видов.

      Много интересного Дарвин обнаружил на Галапагосских островах в Тихом  океане. Эти острова населены очень  своеобразными, нигде больше не встречающимися  видами животных. Например, на одном из островов водится крыса, настолько отличающаяся от обыкновенных крыс, что ей было дано особое название. «Но так как она принадлежит к группе крыс Старого Света и так как на остров заходили корабли в продолжение последних 150 лет, я едва ли могу усомниться в том, что эта крыса есть не более как разновидность, произведенная особенностями нового климата, пищи и почвы, влиянию которых она была подвержена»,- заметил Дарвин.

      Но  особенно поразили его вьюрки (родичи наших снегирей и зябликов), открытые им на Галапагосских островах (позднее этих вьюрков называли дарвиновыми). Дарвин нашел у них не менее 6 уровней постепенного уменьшения клюва. «Видя такую постепенность, можно в самом деле предположить, что один вид был взят природой и видоизменен для различных целей», - писал он.

      На  борт корабля Дарвин вступил, нисколько  не сомневаясь в вечности и неизменности видов. Сходя на берег при возвращении  на родину, он был уже глубоко  убежден в том, что виды могут  изменяться, порождать другие виды. Но Дарвина не устраивал механизм изменчивости Ламарка (см. «Жан Батист Ламарк»). И, не видя такого механизма, он считал почти бесполезным «нагромождать косвенные свидетельства в пользу изменчивости видов».

      Дарвин  стал раздумывать над вопросом: каков  механизм изменения животных, «прирученных» человеком? Он скоро понял, что ключ к пониманию этого – в искусственном отборе. Человек отбирает лучшие породы. Но кто бы мог производить такой отбор в природе? Это оставалось для Дарвина загадкой.

      И вот в 1838 г. он «ради развлечения» прочел труд экономиста Томаса Мальтуса «О народонаселении». Согласно Мальтусу, человек (как и все живое – растения и животные) по своей природе склонен к безграничному размножению. Рост средств существования не может за ним поспеть. Естественные следствия этого – нищета, голод, болезни.

      Дарвин  был сразу поражен мыслью о  том, что такой закон должен действовать  для всех живых существ. Он приводил такой пример: даже пара слонов, которые  размножаются медленнее остальных  животных, за 750 лет могла бы дать потомство в 19 млн особей. Выживают, конечно, не все потомки, а только самые приспособленные. При этих условиях полезные изменения будут закрепляться, а вредные – уничтожаться. Позднее Дарвин писал даже, что его теория – «это учение Мальтуса, распространенное на оба царства – животных и растений».

      Но  в 1838 г. ученый так опасался подгонять  факты к заранее готовой теории, что решил в течение нескольких лет не делать даже краткого наброска своих мыслей.

      Лишь  в 1842 г. ученый написал свой первый очерк об эволюции. За 2 года он разросся с 35 страниц до 230. А в общей сложности Дарвин писал главный труд своей жизни более 20 лет.

      Дарвин  считал, что предела изменчивости видов нет. Но почему потомки одной  особи делятся на группы, которые  все сильнее отличаются друг от друга и дают начало новым семействам, отрядам, классам? Дарвин долго размышлял над этим вопросом.

      Очевидно, что каждый вид стремиться распространиться как можно шире. Например, если есть возможность, одни и те же животные будут искать пищу и на земле, и в водоёмах, и на деревьях и т.д. Но постепенно водная разновидность начнет все больше отличаться от древесной, а обе они – от наземной. Каждая из них будет приспосабливаться к своему образу жизни. А исходная форма исчезнет, т.к. ни в воде, ни на суше, ни на деревьях не сможет выдержать соревнования с ними. Значит, именно стремление каждого вида распространиться как можно шире – причина того, что в ходе естественного отбора признаки неотвратимо расходятся. Понятие "борьба за существование" отражает те факты, что каждый вид производит больше особей, чем их доживает до взрослого состояния, и что каждая особь в течение своей жизнедеятельности вступает во множество отношений с биотическими и абиотическими факторами среды.

Дарвин  выделял три вида борьбы за существование:

    1.Внутривидовая 

   2.Межвидовая 

   3.Борьба с неблагоприятными условиями  неживой природы. 

      Основной  природный инструмент эволюции - изменчивость. При этом на первое место по значению для эволюции видов Дарвин поставил индивидуальную (неопределенную) изменчивость.  

      Дарвин  задумал трех-четырехтомный труд о происхождении видов и начал  работать над ним. Но эти планы  были нарушены самым неожиданным  способом.[2]

      На  заседании линнеевского общества в  Лондоне Дарвин прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. На том же заседании был прочитан доклад А. Уоллеса, высказавшего взгляды, совпадавшие  с дарвиновскими.[6] Друзья Дарвина настаивали, чтобы очерк Уоллеса и краткое извлечение из рукописи Дарвина были опубликованы одновременно. Дарвин рассказывал: «Сначала я не соглашался, думая, что Уоллес сочтет мой поступок не имеющим оправданий. Я скорее бы согласился сжечь свою книгу, чем дать ему или кому-нибудь другому повод думать, будто я низко поступил. В то время я ещё не знал, какой это благородный человек».[2] Оба доклада были опубликованы вместе в журнале линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию  эволюции раньше, глубже и полнее.[6] Позднее Уоллес написал книгу под названием «Дарвинизм», откуда и пошло это слово.

      Очерк Уоллеса и выдержки из работы Дарвина  были напечатаны одновременно и… не произвели  никакого впечатления. Единственный печатный отзыв, написанный одним профессором, снисходительно гласил: «Все новое в этих работах – неверно, а все верное – не ново».

      «Все  это только доказывает, что всякая новая мысль должна быть подробно разъяснена, чтобы привлечь всеобщее внимание», - так писал по этому  поводу Ч.Дарвин.[2] 

  Главный  труд  всей жизни ученого, названный по традиции той эпохи многословно: «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствуемых пород  в борьбе за жизнь», был издан  24 ноября 1859 года и разошелся тиражом в 1250 экземпляров, что по тем временам для научного труда считалось неслыханно. Сам Дарвин так писал по этому поводу: «Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что «вопрос уже  носился в воздухе» и что «умы были к нему подготовлены». Но я не раз прощупывал мнения многих натуралистов и не встретил ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным  отбором, но совершенно безуспешно».[6] 

                                       
 

                                      ВЫВОД

      Существуют  разногласия по вопросу о том, достиг ли Дарвин в 40-е гг. той эволюционной концепции, которая изложена в «Происхождении видов», или его взгляды претерпевали радикальные изменения. В этой работе Дарвин показал, что виды  растений и животных  не постоянны,  а изменчивы, что  существующие ныне виды произошли естественным путем от других видов, существовавших ранее. Наблюдаемая в живой природе целесообразность создавалась и создается путем естественного отбора полезных для организма ненаправленных изменений. Таким образом, в борьбе за существование выживают формы, наиболее приспособленные к данным условиям среды.  В 1868 году Дарвин публикует второй капитальный труд -  «Изменение домашних животных и культурных растений», который явился дополнением к основному труду. В этот труд вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека.[7] В 1871 г. он выпустил отдельную работу «Происхождение человека и половой отбор».

      Выдвинутая в учении Дарвина идея о происхождении человека от животных всегда встречала наибольшие возражения. Один из друзей ученого после выхода книги адресовал ему письмо, подписанное так: «Ваш старый друг, а ныне потомок обезьяны».

      Сам Дарвин писал об этом: «С сожалением думаю я, что главный вывод этого сочинения о том, что человек происходит от менее совершенной органической формы, придется многим не по вкусу. Но ведь невозможно отрицать, что мы произошли от дикарей».

      Скончался Ч.Дарвин в возрасте 73 лет, 19 апреля 1882 г. Перед смертью он произнес: «Я ничуть не боюсь умереть». Он был похоронен в Вестминстерском аббатстве, рядом с могилой Исаака Ньютона.

      Непримиримыми противниками дарвинизма всегда оставались многие религиозные деятели. Но сам  автор «Происхождения видов» не находил коренного противоречия между своими научными взглядами и религиозными воззрениями. Вот как он заканчивает основной труд своей жизни:

      «Любопытство  стоять на заросшем берегу, покрытом многочисленными, разнообразными растениями, с птицами, поющими в кустах, с порхающими вокруг насекомыми, с червями, ползающими в сырой земле, и думать, что все эти прекрасно построенные формы были созданы благодаря законам, действующим и теперь вокруг нас. Из свирепствующей среди природы войны, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, который ум в состоянии себе представить, - образование высших форм животной жизни. Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь, с её различными проявлениями, Творец первоначально вдохнул в одну или неограниченное число форм. И из такого простого начала возникли несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные».[2]  

Дарвинизм как материалистическая теория эволюции

 
           
Естественнонаучная сущность эволюционной теории Ч. Дарвина заключается в определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюции и влиянии на выживание особей таких характеристик, как наследственность и изменчивость. Реализация данных факторов в ходе исторического развития живой природы – и есть эволюционный процесс.  
Материалом эволюции может служить только неопределённая (наследственная) изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на мутациях и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. Новые мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую приспособленность. Эволюция не сводится, однако, только к внезапному возникновению новых удачных наследственных свойств. Взаимодействие организмов с окружающей средой выражается в борьбе за существование. Согласно Ч. Дарвину, это явление обусловлено нехваткой жизненных средств (пищи, света, убежищ, территории и т. п.) для всех нарождающихся особей данного вида. В процессе борьбы за существование у особей, оказавшихся не приспособленными к данным УСЛОВИЯМ среды, снижается плодовитость или они погибают. Чем ближе по своей биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее идущая между ними конкуренция и тем большее число их гибнет; гораздо чаще выживают особи, использующие разную пищу, обладающие различными средствами защиты и т. п., иными словами, приобретающие разные свойства.  
          В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков — дивергенция, что, в конце концов приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами Уклонения, не соответствующие условиям среды, не сохраняются: особи, которым присущи такие признаки, гибнут: но незначительные мутации комбинируются при скрещивании особей, прошедших отбор. Это приводит к изменению свойств организма. Так, благодаря гибели особей, обладающих резкими неадаптивными уклонениями, и скрещиванию выживших первично неадаптивные мутации в процессе отбора превращаются в новые приспособления. Так как гибнут в борьбе за существование и выживают (проходят отбор) не отдельные признаки, а несущие эти признаки особи, эволюционировать может только популяция — группа принадлежащих к одному виду и постоянно скрещивающихся между собой особей, обитающих на одной территории. Идущее под контролем естественного отбора скрещивание приводит не только к преобразованию мутаций, но и к постепенному распространению новых приспособлений на все особи, составляющие популяцию. Благодаря непрерывному действию отбора в процессе эволюции накапливаются новые адаптивные изменения тех признаков, по которым идёт отбор. Но все части любого организма теснейшим образом связаны между собой, поэтому в ходе эволюции возникает соотносительная, или коррелятивная, изменчивость. Постепенное изменение строение организмов в соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к становлению новых видов. Конкретное направление эволюции определяется с одной стороны действием естественного отбора, а с другой — наличием спектра неопределённых наследственных уклонений у составляющих популяцию организмов, которые могут подвергнуться отбору. Таким образом, наследственная изменчивость — это лишь материал для эволюции. Главным движущим фактором эволюции служит естественный отбор. Важным положением дарвинизма является представление об относительности органической целесообразности, т. е. представление о том, что приспособленность организмов к условиям внешней среды, целесообразность их строения и функций несовершенна. Относительный характер приспособленности и обусловливает эволюцию, заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе отбора. Признание органической целесообразности имманентным свойством живых организмов приводит либо к полному отрицанию эволюции: организмы идеально приспособлены к условиям среды и не подвержены изменениям, как предполагали креационисты, либо к постулированию эволюционного процесса, основанного на наследовании приобретённых признаков и свойств: организм может адекватно, целесообразно реагировать на изменения среды, и эта реакция закрепляется у потомков. Однако до сих пор нет убедительных доказательств такого процесса.  
Развитие дарвинизма стимулировало прогресс многих областей биологии. В результате эволюционной трактовки факты, добытые наукой, в свою очередь, способствовали дальнейшей разработке проблемы. Благодаря трудам советских биологов А. Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, а также ряда зарубежных учёных (Г. де Беера, Дж. Хаксли, Ф. Добржанского, Б. Рента, Дж. Симпсона и др.) выяснены многие закономерности эволюции 
          Современный дарвинизм служит важнейшей теоретической основой, как биологии, так и сельского хозяйства и медицинской практики: только последовательный дарвинистический подход даёт возможность эффективного преобразования пород домашних животных и сортов культурных растений, выведения новых, более продуктивных штаммов микроорганизмов-продуцентов антибиотиков; дарвинизм создаёт основу для представления о биосфере как сложнейшей развивающейся системе и в перспективе даёт возможность управления эволюционным процессом.[8]
 
 

Информация о работе Эволюционные теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина