Концепция культуры Э.Б. Тайлора

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов Э. Тайлор объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре…………………………………………………………………………5
2. Эволюционистская концепция культуры Э.Б.Тайлора……………………9
2.1. Определение культуры Э.Б.Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии……………………………...9
2.2. Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях…………………12
2.3. Эвристические возможности "сравнительно-исторического" метода и метода "пережитков" Э.Б.Тайлора…………………………………………...14
2.4. Эволюционистская концепция культуры Э. Б. Тайлора…………...…..16
Заключение…………………………………………………………………….20
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат По КСЕ (2).docx

— 46.30 Кб (Скачать)

     Из  первичной идеи души постепенно развились  более сложные религиозные представления - о духах природы, растений, о  загробном мире, о великих богах  природы, о верховном Боге. Э. Тайлор подробнейшим образом рассматривал постепенное развитие религиозных  представлений у различных народов  мира от разрозненных анимистических верований, фетишизма, культа отдельных  животных до сложившихся политеистических религиозных систем и современных  мировых религий. Анимизм, таким  образом, есть "минимум религии", первая религия, появившаяся вместе с выделением человека из царства  животных и появлением культуры. Он представляет собой, согласно Тайлору, основу, первоисточник архаических  и современных религий.

     В книге "Первобытная культура" ученый сформулировал ряд проблем, впоследствии ставших существенными  аспектами в изучении культур. Этим было положено начало их изучения. Например, о недостаточности разработки нашего языка в свете строгих эталонов естественных наук. "Язык, - писал  Э. Тайлор, - одна из тех сфер, в которых  мы мало поднялись над уровнем  дикаря". Впоследствии проблема совершенствования  языка стала основой целого направления  в философии (неопозитивизм) и в  логике науки.

     Положение Тайлора об особом складе ума у  дикарей предвосхитило бурные дискуссии  о "первобытном мышлении", возникшие  в науке о культурах в середине XX в. "У низших рас, - отмечал Э. Тайлор, - на всем земном шаре, воздействие внешних явлений на внутренний мир человека ведет не только к констатации фактов, но и к созданию мифов; и это повторяется с таким постоянством, что может быть признано психическим законом".

     Серьезное развитие в XX в. получил анализ совокупности разнообразных сведений о мистических, экстатических состояниях и способах их достижения в культурах.

     К сожалению, Э. Тайлор, описав в систематической  форме различные виды подобных культурных явлений, не попытался вникнуть в  назначение таких феноменов в  этнокультурных общностях. Он лишь квалифицировал подобные ритуалы как патологические, "происходящие в ущерб нормальным отправлениям тела и духа", как  болезненное проявление религиозных  обрядов и традиций, вредных пережитков, не вписывающихся в просветительски-рационалистический образ цивилизованного общества, отстаиваемый им в книге "Первобытная  культура" в противовес невежественному  и примитивному архаическому типу культуры. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Эдвард  Бернетт Тайлор - выдающийся английский учёный, крупнейший исследователь первобытной культуры, один из основателей этнографии и антропологии. Всемирную известность Тайлору принесла его эволюционистская теория развития культур. Он впервые ввел в этнографию антропологический принцип исследования, который при объяснении культуры исходит из рассмотрения ее с точки зрения натуралистически или психологически интерпретируемой природы человека.

     В своих трудах "Исследование в  области древней истории человечества", "Первобытная культура" он изложил  свои эволюционистские идеи:

  • идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации;
  • идею о том, что человек это часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями, поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, а значит, у них обнаруживается одинаковые черты культуры, а развитие идет схожим образом;
  • идею о том, что различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов;
  • идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов;
  • идею о том, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества.

     Тайлор  не отрицая возможности регрессивных изменений в культуре вследствие исторических и природных катаклизмов, но при этом убежден, что магистральным  направлением в истории человечества является эволюционное прогрессивное  развитие культур. Тайлор не торопится  на выводы, а тщательно исследует  данные и факты.

     Эволюционистская  концепция культуры Э. Тайлора оказала  значительное влияние на изучение культур  последней трети XIX в. Выход книги "Первобытная культура" стал событием в мире науки, в первую очередь  это касается исследований становления  духовной культуры от первичных религиозных  верований к мировым религиям. 

 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Белик А. А. / Культурология. Антропологические теории культур: Учебное пособие / А. А. Белик. - М.: Изд-во РГГУ, 2002. – 241 с.
  2. Орнатская Л. А. / Понятие культуры в культурной антропологии: Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. - СПб.: СПб философское общество, 2001. - С. 9-28.
  3. Социальная и культурная антропология: (конспект лекций) / Сост. А. Д. Похилько. – Армавир, 2004. – 133 с.
  4. Тайлор Э. Б. Антропология (Ведение к изучению человека и цивилизации). - СПб: Изд-е И. И. Билибина и Ко, 2002. – 445 с.

Информация о работе Концепция культуры Э.Б. Тайлора