Конституционный надзор в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы рассмотреть конституционный надзор в зарубежных странах.
Задачи контрольной работы:
Определить сущность и структуру конституционного контроля в зарубежных странах.
Ознакомится с функциями конституционного контроля.

Содержание

Введение……………………………………………………………стр. 2
Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора………………………………………..стр. 4
Организация конституционного надзора в зарубежных странах..стр. 7
Виды конституционного контроля……………………………….стр. 8
Формы конституционного контроля в зарубежных странах…стр. 10
Заключение…………………………………………………………стр. 12
Список литературы………………………………………………..стр. 14

Работа содержит 1 файл

контрольная по зарубежке.docx

— 34.56 Кб (Скачать)

2. Второй вид конституционного  надзора - централизованный (либо  европейский) применяется в тех  странах, где для этой цели  создаются специальные квази-судебные  органы, которые не входят в  систему судов общей юрисдикции. Для этих органов контрольная  деятельность является единственной  или главной функцией (ФРГ, Австрия,  Италия, Франция). Органы централизованного  конституционного контроля формируются  различными способами4. Так, например, члены федерального конституционного суда Австрии назначаются по предложению правительства президентом, члены конституционного суда Италии в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой, члены конституционного совета Франции назначаются в равных долях президентом, председателем национального собрания и председателем сената. Бывшие президенты Французской республики являются пожизненными членами конституционного совета.

Возможны и другие виды органов  конституционного надзора, сочетающие в себе основные черты двух предыдущих. В Греции на основе конституции 1975 года правом конституционного надзора наделены все суды общей юрисдикции (децентрализованный вид), но кроме того, создан Верховный  специальный суд (централизованная система). Объектами конституционного контроля могут быть обычные, конституционные  и органические законы, поправки к  конституции, международные договоры, парламентские регламенты, нормативные  акты исполнительных органов государственной  власти (как правило, в тех странах, где нет административной юстиции). В федеративных государствах к числу  объектов конституционного надзора  относятся также вопросы разграничения  компетенции между союзом и субъектом  федерации. Субъектами конституционного надзора могут быть физические и  юридические лица, а также государственные  органы, наделенные правом запроса  о конституционности того либо иного  акта. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается законодательством  и контрольной практикой соответствующей  страны. Сужение круга субъектов  конституционного надзора (Франция) на практике приводит к тому, что он превращается в орган, с помощью  которого исполнительная власть (глава  государства и правительство) ограничивает полномочия парламента. По своему содержанию конституционный надзор может быть формальным и материальным.

В первом случае проверяется соблюдение процедурных правил, установленных  для принятия законов и иных нормативных  актов, являющихся объектами конституционного надзора.

Во втором случае проверяется содержание законов и иных нормативных актов  с точки зрения соответствия их смыслу конституции. Процедура конституционного надзора может возбуждаться как  по конкретному поводу, каковым является судебное дело (США, Италия, ФРГ, Мексика, Индия), так и без конкретного  повода по инициативе установленных  законом субъектов конституционного надзора (Франция).

Оба названных вида конституционного надзора - конкретный и абстрактный - могут применяться одновременно (ФРГ, Италия).

 

 

Формы конституционного контроля в зарубежных странах.

В практике зарубежных стран применяются  две формы конституционного надзора - предварительный и последующий.

 Предварительный контроль предполагает  проверку конституционности законов  на стадии их прохождения через  парламент (Швеция, Финляндия, Канада, частично Франция). Точнее говоря, в этом случае речь идет  о проверке конституционности  законопроектов. После санкционирования  закона и его промульгации  он не может быть подвергнут  проверке на конституционность.  В том случае, если возникает  потребность в принятии закона, который заведомо будет противоречить  конституции, должна быть внесена  соответствующая поправка в конституцию.  В тех странах, где применяется  последующий конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция), проверке  на конституционность подвергаются  законы промульгированные и вступившие  в силу5.

В некоторых странах (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе  формы конституционного надзора. Орган, осуществляющий конституционный надзора, может признать противоречащим конституции  либо весь закон целиком, либо отдельные  его положения. По общему правилу  решение органа конституционного надзора  является окончательным и может  быть пересмотрено только им самим. Правовым последствием признания закона или  иного акта целиком или частично неконституционным является то, что  соответствующий закон или нормативный  акт целиком или частично теряет юридическую силу и перестает  применяться судами. Это относится, конечно, только к последующему конституционному надзору6.

В тех странах, где конституционный  надзор прямо не предусмотрен писаной  конституцией, признание закона неконституционным  не влечет за собой его формальной отмены. Это может сделать только парламент. Опротестованный закон  формально числится в корпусе  действующего законодательства, но не применяется судами.

В странах, где конституционный  надзор предусмотрен основным законом (Индия, Канада, Колумбия), признание  закона неконституционным означает его юридическую отмену. Для стран, применяющих последующий конституционный  надзор, серьезное значение имеет  вопрос о том, с какого момента  перестает действовать закон, признанный противоречащим конституции. Значение названной проблемы объясняется  тем, что между принятием закона парламентом и признанием его  неконституционным может пройти значительное время, в течение которого на основании опротестованного закона возникли многочисленные правоотношения. В этом случае применяются два  принципа:

а) закон признается недействительным с момента его вступления в  силу;

б) закон считается недействительным с момента признания его неконституционным.

Второй принцип более часто  применяется, так как он не порождает  неопределенности в гражданском  обороте и иных правоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Подводя итоги проеденному  исследованию необходимо отметить следующее.

Существует ответственность должностных лиц за нарушение конституции (рассматриваемые ниже импичмент, предание высших должностных лиц особому суду), возможны репрессивные меры с целью пресечения нарушений конституции (запрещение по суду деятельности политических партий, подрывающих конституционный строй, введение чрезвычайного положения). Есть неспециализированный конституционный контроль, который осуществляют те или иные рассматриваемые ниже органы наряду с выполнением ими других главных задач (например, президент как гарант конституции или уполномоченный парламента — омбудсмен по правам человека). Однако особую роль играют специализированные органы конституционного контроля (например, конституционные суды).

В зарубежных странах конституционный  надзор может применяться в двух основных видах.

1. Осуществление конституционного  контроля всеми судами общей  юрисдикции (США, Аргентина, Мексика,  Дания, Норвегия, Канада, Австралия,  Индия, Япония). Эту систему называют  также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о  конституционности закона или  иного нормативного акта, на основании  которого возникло конкретное  дело, может быть поставлен любым  судом, но окончательное решение  выносит высшая судебная инстанция.  В США такой высшей инстанцией  в отношении законов штатов  являются верховные суды штатов, а в отношении федеральных  законов - Верховный суд США.  В настоящее время Верховный  суд США состоит из девяти  судей, которые назначаются президентом  пожизненно «по совету и с  согласия сената». Это означает, что предложенная президентом  кандидатура должна быть одобрена  двумя третями голосов присутствующих  сенаторов.

2. Второй вид конституционного  надзора - централизованный (либо  европейский) применяется в тех  странах, где для этой цели  создаются специальные квази-судебные  органы, которые не входят в  систему судов общей юрисдикции. Для этих органов надзорная  деятельность является единственной  или главной функцией (ФРГ, Австрия,  Италия, Франция). Органы централизованного  конституционного контроля формируются  различными способами. «Так, например, члены конституционного совета  Франции назначаются в равных  долях президентом, председателем  национального собрания и председателем  сената. Бывшие президенты Французской республики являются пожизненными членами конституционного совета. Возможны и другие виды органов конституционного надзора, сочетающие в себе основные черты двух предыдущих.

По своему содержанию конституционный  надзор может быть формальным и материальным. В первом случае проверяется соблюдение процедурных правил, установленных  для принятия законов и иных нормативных  актов, являющихся объектами конституционного надзора. Во втором случае проверяется  содержание законов и иных нормативных  актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции. Процедура конституционного надзора может возбуждаться как  по конкретному поводу, каковым является судебное дело (США, Италия, ФРГ, Мексика, Индия), так и без конкретного  повода по инициативе установленных  законом субъектов конституционного надзора (Франция). Оба названных  вида конституционного надзора - конкретный и абстрактный - могут применяться  одновременно (ФРГ, Италия). В практике зарубежных стран применяются две  формы конституционного контроля - предварительный и последующий. Предварительный контроль предполагает проверку конституционности законов  на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада, частично Франция). Точнее говоря, в этом случае речь идет о проверке конституционности законопроектов. После санкционирования закона и  его промульгации 53 более часто  применяется, так как он не порождает  неопределенности в гражданском  обороте и иных правоотношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы    теории и правовое регулирование. - М., 2000.
  2. Иностранное конституционное право, отв. ред. В.В. Маклаков. - М., 1996.
  3. Конституции зарубежных стран. - М., 1996.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран (в 4-х томах), отв. ред. Б.А. Страшун. - М. Бек, 2004.
  5. Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В., Лейб Ю.И. - М., 2000.
  6. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.
  7. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - Справочник. - М., 1993.
  8. Современные зарубежные конституции. - М., 1992.
  9. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 2003.
  10. Е.И. Козлова. О.Е. Кутафин. Конституционное право. Учебник. 2-е издание. М. «Юристъ». 1999г.
  11. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  Учебник. В 4х т. Т. 1-2. Отв. ред. Страшун. Б. А.- М., 2000. 
  12. Клишас А.А. Конституционная юстиция в зарубежных странах  - М.: Международные отношения, 2004.
  13. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Составитель проф.  В.В. Маклаков - 3-е изд., перер. и доп.  - М.: Изд.  БЕК,  2002.
  14. Конституционное право зарубежных стран. Учебник, Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М., 2001.
  15. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Баглая М.В. - М., 1999.
  16. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М., 2002.

 

 

 

 

1 Конституционное право зарубежных стран, под ред. Баглая М.В., Лейб Ю.И. - М., 2000.

2 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999.

3 Современные зарубежные конституции. - М., 1992.

4 Конституционное (государственное) право зарубежных стран.  Учебник. В 4х т. Т. 1-2. Отв. ред. Страшун. Б. А.- М., 2000. 

5 Конституционное право зарубежных стран. Учебник, Под ред. В.О. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. - М., 2001.

6 Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. Составитель проф.  В.В. Маклаков - 3-е изд., перер. и доп.  - М.: Изд.  БЕК,  2002.

 


Информация о работе Конституционный надзор в зарубежных странах