Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании

Содержание

1. Наука в системе культуры…………………………………………………4
1.1. Наука как явление культуры……………………………………………4
1.2. Исторические типы научной культуры………………………………...8
1.3. Основные черты естественнонаучной культуры………………………10
1.4. Естественнонаучная и гуманитарная культура………………………10
2. Древнее естествознание…………………………………………………..13
2.1. Основные этапы развития естествознания……………………………13
2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции…………………13
3. Человек и ноосфера……………………………………………………….15
3.1. Ноосфера…………………………………………………………………16
3.1.1. Понятие ноосферы……………………………………………………16
3.1.2. Новая идеология………………………………………………………17
3.2. Человек…………………………………………………………………..18
3.2.1. Представление человека о себе………………………………………18
3.2.2. Положение человечества в природе…………………………………20
3.2.3. Человечество в целом…………………………………………………21
3.2.4. Реализация ноосферы…………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

КРКСЕ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Наука чувственна – проверка результатов  научного исследования осуществляется эмпирически, средствами чувственного восприятия и только на этом основании признаются вполне достоверными.  

     1.2. Исторические типы научной культуры.

     Можно говорить о научной культуре, как  специфической области или сфере  культуры, в которой содержанием  и целью деятельности всех субъектов  является познание мира вместе с обществом и человеком на основе эмпирических данных и рациональных форм знания. Однако как существуют специфические формы культуры или если рассматривать ее как нечто единое этапы ее развития, так и научная культура проходит по мере всего развития определенную трансформацию.

     Все названные выше черты в полной мере характерны только для современного этапа развития науки, но в качестве части культуры наука имела различные  формы в процессе развития самой  культуры. Можно выделить несколько  этапов развития культуры или их можно так же рассматривать как самостоятельные культуры. Карл Ясперс в работе «Смысл истории», в которой он выделил специфические черты современной науки, связывает возникновение науки вообще как компонента культуры с периодом «осевого времени», эпохой когда были заложены важнейшие фундаментальные особенности всей современной культуры. Осевое время охватывает период между 800 и 200 гг. до нашей эры, в этот с исторической точки зрения короткий промежуток времени в трех отдаленных регионах (Средиземноморье, Индия и Китай) формируются идеи, представления, культурные институты, которые оказывают определяющее влияние на развитие человечества в дальнейшем. К числу таких культурных институтов Ясперс относит науку.

     Однако  античной науке не были свойственны все те черты, которые мы отметили для современной науки. Греческая наука была по преимуществу умозрительной дисциплиной (слово теория в переводе с греческого означает умозрение), научные представления древних греков не предполагали их эмпирической проверки или практического использования. Для античности характерна негативная оценка, любых прикладных исследований, идеалом было чистое незаинтересованное познание не ориентированное ни на какую выгоду. Представления об эксперименте отсутствовали вообще, а метод наблюдения, хотя и использовался, но не применялся систематически.

     По  преимуществу религиозный характер средневековой культуры накладывал значительный отпечаток на развитие научного знания, поскольку контроль над образованием был фактически монополизирован церковью, наука в значительной степени была сведена к роли института обслуживающего нужды богословия. Развитие средневековой науки в значительной степени определялось, тем представление, согласно которому Бог не только существо всемогущее, но и всеведущее. Поэтому изучение природы может быть безболезненно заменено изучением откровения. Средневековые ученые по преимуществу занимались комментированием Библии и некоторых античных авторов (прежде всего Аристотеля). Сама вселенная представлялась им колоссальной книгой, которая требует правильного прочтения и толкования.

     В эпоху Возрождения формируется  новое отношение к миру, утверждающее самоценность его изучения. В этот период возникает новая интерпретация  теории «двух истин», утверждающая самостоятельную ценность научного знания. По мере развития промышленности, мореплавания, совершения географических открытий, все большее значение приобретает прикладная сторона научного знания, наука стала рассматриваться как способ облегчения и улучшения человеческой жизни, установления власти человека над природой. Все эти изменения были обобщены философами XVII века. Декарт писал: «Возможно вместо спекулятивной философии, которая лишь задним числом понятийно расчленяет заранее данную истину, найти такую, которая непосредственно приступает к сущему, наступает на него, с тем, что бы мы добыли знания о силе и действиях огня, воды воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел, причем это познание будет столь же точным, как наше знание разнообразных вдов деятельности наших ремесленников. Затем мы таким же путем сможем реализовать и применить эти познания для всех целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания сделают нас хозяевами природы».

     Современник Декарта английский философ Ф. Бекон разработал основные положения экспериментальной науки, именно к Бекону принято возводить такие характерные особенности современной науки как, опора на эксперимент, поставляющий начальные данные научного исследования и проверяющий его результаты и господство аналитического подхода к действительности, направленного на поиск простейших. Далее неразложимых первоэлементов реальности.

     Таким образом, из всего сказанного можно  определить современную науку как  – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

     1.3. Основные черты естественнонаучной культуры.

     Естествознание  – это раздел науки основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или  эмпирических обобщений, описывающих природные явления. Предмет естествознания - факты и явления, воспринимаемые нашими органами чувств. Задача ученого обобщить эти факты и создать теоретическую модель изучаемого явления природы включающую законы управляющие им. Явления, например закон всемирного тяготения, даются нам в опыте, законы науки, например закон всемирного тяготения, представляют собой варианты объяснения этих явлений. Факты, будучи установлены, сохраняют свое значение всегда, законы могут быть пересмотрены или скорректированы в соответствии с новыми данными или новой концепцией их объясняющей. Факты действительности являются необходимой составляющей научного исследования. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это не означает, что научная теория должна немедленно подтверждаться, но каждое ее положение должно быть таким, чтобы такая проверка была возможна в принципе.

     От  технических наук естествознание отличает то, что оно преимущественно направлено не на преобразование мира, а на его познание. От математики естествознание отличает то, что оно исследует природные, а не знаковые системы. Однако пытаться изолировать естественные, социальные и общественные науки не следует, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Например, определенные черты естественных и социальных наук соединяет экономическая география, на стыке естественных и технических наук находится бионика. А социальная экология является комплексной дисциплиной, которая включает естественные, социальные и технические разделы.

     1.4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

     Человек обладает знанием об окружающей вселенной  о самом себе и собственных  произведениях. Это делит всю  имеющуюся у него информацию на два больших раздела естественнонаучное и гуманитарное знание. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

  1. Основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть, то, что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя изучается, разумеется, в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
  2. В природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истина здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
  3. Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью, поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим».
  4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения, составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней, чем естественно научное знание.

     Таким образом, можно утверждать закономерность выделения естественнонаучной и гуманитарной культур как особых типов культуры, они неразрывно связаны между собой

  1. сам человек существо биосоциальное, природное и общественное в нем неразрывно связанно;
  2. оба типа культуры принимают участие в формировании человеческого мировоззрения, а оно представляет собой целостное явление;
  3. имеется целый ряд пограничных проблем;
  4. естествознание часто сталкивается с проблемами социального или этического характера, хотя естество знание изучает преимущественно природу, но второй стороной исследования всегда является человек, поэтому методология исследования всегда включает в себя элементы гуманитарного знания, гуманитарные науки могут дать дополнительные данные, подтверждающие истинность теории, например, ее красота внутренняя гармони и т.д.
  5. с другой стороны гуманитарные науки все шире используют методы и данные естественных наук.

     Английский  писатель Чарльз Сноу (в работе «Две культуры») указывает, что в настоящее  время эти две сферы знания научно-техническое и художественно-гуманитарное знание имеют все меньше общего, все больше превращаются в две изолированных области культуры представители, которых все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами знания по ряду ключевых вопросов (например, этическим аспектам научного поиска) вызывается по мысли Сноу, тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания, это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной. Корни проблемы Сноу видит в сложившейся системе образования, которая, по его мнению, является излишне специализированной, не дающей людям получить подлинно всестороннее образование.

     Противоречия  между естественной и гуманитарной культурами дополняются противоречиями внутри самой науки. Наука не способна дать исчерпывающих ответов, она решает частные вопросы, создавая концепции наилучшим образом объясняющие явления действительности, но создание таких теорий не представляет собой простого накопления знаний это более сложный процесс, включающий в себя как эволюционное поступательное развитие, так и «научные революции», когда пересмотру подвергаются даже наиболее фундаментальные основы научного знания. И новые теории строятся уже на совершенно иной основе.

     Кроме того, противоречия содержит сам способ познания, составляющий сущность науки: природа едина и целостна, а наука разделена на самостоятельные дисциплины,. Объекты действительности – это целостные сложные образования, наука абстрагирует некоторые из них принимаемые за наиболее важные изолируя их от других аспектов того же явления. В настоящее время этот метод, как и метод сведения явления к простейшим элементам, во многих дисциплинах признается ограниченно применимым, но проблема состоит в том, что вся современная наука построена на их основе.

     Сама  структура науки разделенной  на множество самостоятельных дисциплин  вытекает именно из этого, но в настоящее  время многие исследователи признают, что процесс дифференциации науки  зашел слишком далеко, преодолеть эту тенденцию должны комплексные и интегративные дисциплины. 
 

     2.Древнее  естествознание.

     2.1. Основные этапы развития естествознания.

     Первоначально на низших ступенях развития человечества производственная деятельность людей  основывалась на эмпирических навыках и практических знаниях. Умственный и физический труд в процессе производства выполнялся непосредственно производителем. Его знания были достаточны для ведения именно того вида производства эпохи. Постепенно накапливались эмпирические навыки, опыт, практические знания превращались в задатки, элементы научных знаний сначала в области биологии, геологии, астрономии, физики, затем механики, географии и других наук. В самом начале научных знаний господствовала философия. Сейчас же, после открытия Норбертом основ управления в обществе и живой природе, которые он назвал наукой кибернетикой. Именно потом ее стали называть наукой наук. Со второй половины 90-х г.г. претендентом науки наук стали считать информатику.

     В древнем мире и в средневековье  элементы научных знаний не являлись необходимым условием развития производительных сил. Покорение и преобразование природы осуществлялось главным образом на основе эмпирических навыков и религиозных знаний. Хотя в течение этого периода имели место отдельные научные открытия. Развитие техники и технологии на научной основе проходило пока медленно.

     2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции.

     Развитие  науки происходило всегда в конкретных экономико-исторических условиях, которые являются достигнутым этапом экономического развития, определяется производительными силами общества. Греческая цивилизация, пришедшая в начале железного века на смену Египту и Вавилону, являлась яркой страницей в экономико-историческом развитии человечества. Приблизительно с 10в. до новой эры на земле Древней Греции была создана и существовала классическая культура, оказывавшая огромное воздействие на дальнейшее развитие человечества. Деятельность и результаты древнегреческих ученых впервые в истории человечества стали отвечать тем критериям, которые определяют науку. Наука не есть просто совокупность знаний; она представляет систему знаний. Достижения греческих ученых в математике, геометрии, механике и других областях науки имеют огромное значение и до настоящего времени.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"