Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании

Содержание

1. Наука в системе культуры…………………………………………………4
1.1. Наука как явление культуры……………………………………………4
1.2. Исторические типы научной культуры………………………………...8
1.3. Основные черты естественнонаучной культуры………………………10
1.4. Естественнонаучная и гуманитарная культура………………………10
2. Древнее естествознание…………………………………………………..13
2.1. Основные этапы развития естествознания……………………………13
2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции…………………13
3. Человек и ноосфера……………………………………………………….15
3.1. Ноосфера…………………………………………………………………16
3.1.1. Понятие ноосферы……………………………………………………16
3.1.2. Новая идеология………………………………………………………17
3.2. Человек…………………………………………………………………..18
3.2.1. Представление человека о себе………………………………………18
3.2.2. Положение человечества в природе…………………………………20
3.2.3. Человечество в целом…………………………………………………21
3.2.4. Реализация ноосферы…………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………….26

Работа содержит 1 файл

КРКСЕ.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     3.2.2.Положение человечества в природе 

     Вместе  с тем XX век, определяя современное  положение человечества в природе, ввел в употребление новое понятие  техносферы, в пределах которой человек  получает свое специфическое развитие. Оно отражено в особом образе человека и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и означает возникновение принципиально новых связей и нового положения человека в природе. Создание материальной культуры, утилизация многих форм природной энергии, которую удалось человеку поставить на службу своим интересам, создание искусственной среды обитания и техническое усиление своих природных способностей - все это убедительно доказывает наступление нового этапа в отношениях между человеком и природой. В этот период, длящийся до сих пор, человек освоил всю территорию земли, научился пользоваться не только наличным природным материалом, но и теми ресурсами, которые могли служить ему в этом качестве после глубокого преобразования. Это потребовало от человечества напряжения всех его сил и не только обеспечивало его выживание и практический успех, но и создавало особую воспроизводящуюся систему воспитания востребованных в человеке способностей. Его внимание было приковано к устойчивым повторяющимся связям между явлениями природы, которые в силу этой устойчивости были воспроизводимыми, а значит, могли быть практически использованы. Природа при этом отчуждалась в объект познания, в сырье, ресурсы и строительный материал, а в человеке развивались те качества, которые были для этого необходимы. Долгое время все изъятия из природы, производимые человеком, не разрушали ее целостности и способности к восстановлению. Все это время господствовало мировоззрение антропоцентристского толка, ему соответствовала парадигма аналитико-прагматического познания и освоения мира. В познании победила модель субъективно-объективного противопоставления, отразившего особую форму разрыва между человеком и природой и долгое время она была безусловной и единственной формой объяснения мира. Вся психика приравнивалась к сознанию, а оно в свою очередь к знанию, к накоплению объективных сведений об окружающем мире. 

     Потребовались особые усилия выдающихся ученых для  того, чтобы расширить понятие  человеческой психики, включив туда и бессознательное. Да и сам человек в целом толковался как носитель сознании, делавшего его субъектом познания, и как производитель, осуществляющий преобразование природы в своих интересах. Сознание в свою очередь объяснялось обеспечивающими его физиологическими процессами и предметностью окружающего мира. Тем самым круг объяснения человека замыкался. Если добавить к этому, что прогресс в познании осуществлялся за счет непрерывной и все углубляющейся специализации и разделения труда, становится понятным, почему при этом происходит утрата представлений о целостной природе и понимания ее значения в жизни человека. 

     Техносфера - это период и особый тип связи  с природой, которая познается  и объясняется на глубину целенаправленного  практического усилия человека.

     Понянтие  «разумный» сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу.

     Практика, практический успех становится критерием  истины. Не забудем и о том, что  она была и основой познания. Не следует преувеличивать значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных представлений, сколько симптомом обнаружения складывающихся отношений, при которых корыстное человеческое усилие определяло глубину познания и его смысл.

     Стоимость производимого продукта исчислялась  по преимуществу затраченным человеческим трудом (политэкономия К.Маркса). За экраном человеческого познания оставалась вся используемая природа, потребление которой воспринималось как элемент прогрессивного развития человечества. 

     3.2.3.Человечество в целом. 

     Картину, подобную трудностям совмещения различных  менталитетов на материале российского социума, мы можем наблюдать и на более высоком уровне

     (человечества  в целом). Только с понятием  менталитета можно связывать  уже понятие цивилизации. Сейчас  насчитывают восемь различных  типов цивилизаций

     (западную, японскую, исламскую, православно- славянскую, конфуцианскую, латиноамериканскую, индуистскую, африканскую). 

     Как правило, каждая цивилизация пытается всеми средствами защитить свои отличия, свои ценности навязать другим и при  этом, удивляется, почему представители  иных цивилизаций зачастую ее не понимают и отвергают. Здесь можно говорить о различной мере готовности социумов разных уровнен к совмещению. 

     В частности, могут быть выделены следующие  этапы готовности к совмещению: нулевой (полное отсутствие готовности к совмещению); частичное осознание необходимости совмещения - при практической пассивности в этом плане; то же самое, но с некоторыми реальными действиями - однако, не как что-то реально необходимое и осознанное, а вслепую, без теории процесса, без создания истинной готовности к совмещению у людей и у различных социальных групп; выраженное осознание необходимости совмещения - при более или менее целенаправленных действиях и поисках в этом направлении: адекватное осознание необходимости совмещения всеми членами общества

     (готовность  к уступкам, компромиссам, самоизменениям, отказам от стереотипов). 

     Российский  социум в настоящий момент находится  на уровне частичного осознания необходимости  совмещения. Человечество в целом  тоже еще только начинает формировать  некоторые общие позиции, способствующие сближению сильно различающихся ценностных ориентаций. Поэтому исключительно важной является разработка методики диагностики такой готовности социумов разных уровней к сближению позиций. В соответствии со сказанным к приоритетным социологическим задачам, решение которых способно стимулировать процессы самоорганизации социума, могут быть отнесены: 

     - разработка общей теории достижения  общественного согласия; 

     - профессиональная постановка всего  комплекса проблем по формированию  менталитета ноосферного типа (на базе реально сложившихся и уже существующих менталитетов); 

     - разработка концепции общества  как разновидности саморазвивающейся  рефлексивной системы; 

     - информирование населения о наиболее  распространенных типах мифов  и стереотипов. 

     При этом важно исходить из установок  не на программирование общества, а  на подлинную самоорганизацию, привлекая  потенциал уже сложившихся методов  разрешения конфликтов и ведения  переговоров, коллективного творчества, деловых игр, психологических тренингов, техник коррекции группового и индивидуального сознания и поведения - сложившиеся социологические, психологические методы могли бы снять многие препятствия на пути достижения социумом подлинной самоорганизации, поднять его на более высокий уровень рефлексивности. 
 

     3.2.4.Реализация ноосферы. 

     Другими словами, ноосфера может быть реализована  изменением самого человека. Содержание ноосферы не является результатом свободной  интеллектуальной инициативы: оно включает в себя необходимость пересмотра вчерашних ориентаций. Абсолютный антропоцентризм в качестве своей антитезы имеет признание ценности всех форм жизни, посильную защиту и сохранность их усилиями человека. Эта деятельность уже началась, и ее результаты обнадеживают. С другой стороны, сам человек должен признать зависимость от природы, а социальное развитие рассматривать как одну из ее возможностей.

     Вместо  абсолютизации привычной модели субъективно- объективного противопоставления человека и природы, мы стоим перед  необходимостью выработки новой  модели познания, которая смогла бы учесть неразрывную органическую включенность человека во все природные процессы. Это может стать возможным только в том случае, если удастся расширить само понимание человека. Специализированный интеллект, носитель профессиональных навыков, знаток своего дела - все эти качества, востребованные техносферой, должны пополняться и весьма существенно. 

     Возникает вопрос, за счет чего возможно это расширение? Опасность скатиться в идеализированную альтернативу реальности вполне очевидна 

     3.3.Развитие концепции ноосферы на основе парадигмы синергетики. 

     В истории науки нередки случаи, когда наиболее ценным вкладом ученого  оказывалось не открытие нового явления, а новый взгляд на уже существующие теории или известные факты. Выдающимся примером осознания взаимосвязанности всех процессов, происходящих на Земле и во Вселенной, явилось учение

     В.И.Вернадского  о ноосфере, в котором анализируется  эволюция нашей планеты как единый космический, биогенный и антропогенный  процесс. Появление человека представляется закономерным этапом развития биосферы. Разум, проявляющийся в научной и технической мысли, рассматривается как важнейший фактор дальнейшей эволюции планеты.

     Вернадский  был не одинок в своих исканиях. В 20-е годы близкие взгляды высказывались различными учеными. Возникновение сходных идей почти одновременно в разных научных школах является, как будет показано дальше, событием не случайным. Термин «ноосфера» был введен в 1927 году французским математиком и философом Э.Леруа для обозначения будущего состояния биосферы. П.Тейяр де Шарден с теософской точки зрения анализирует возникновение мысли и образование ноосферы в книге. Эта блестящая работа представляет ноосферу и «сверхжизнь» в ней, как слияние народов, Природы и Бога в единое целое.

     Значение работ В.И.Вернадского заключается в их энциклопедичности, обработке огромного фактического материала и строгой научной доказательности. Будучи по образованию представителем точных наук, он все свои выводы сопровождал расчетами. Им доказана основная роль живого вещества в геологическом изменении планеты. В ранних работах по геохимии (1912 г.) он отмечает роль живых организмов в изменении химического состава поверхности Земли. Процессы, протекающие в биосфере, впоследствии станут основным предметом его исследований. Для существования жизни выделяются три условия - наличие жидкой воды, солнечного излучения и границы раздела фаз. Вода является основным компонентом живых существ. Солнце - вселенским источником энергии, на границе фаз протекает большинство биохимических процессов. Главную роль в использовании солнечного излучения играют растения. В процессе фотосинтеза они аккумулируют солнечную энергию в виде энергии химических связей органического вещества, образуемого ими из углекислого газа и воды. Выделяющийся при этом молекулярный кислород поступает в атмосферу, формируя ее состав, которым дышит все живое.

     Вернадский  пишет «...лучи Солнца обусловливают  главные черты механизма биосферы. Изучения отражения на земных процессах  солнечных излучений уже достаточно для получения первого, но точного и глубокого представления о биосфере как о земном и космическом механизме. Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера». 

     Ежегодно  на Земле аккумулируется растениями около 1019 ккал. Частично эта энергия используется в виде пищи и топлива, частично накапливается в отмирающем органическом веществе и переходит в ископаемое состояние. Так образовались залежи нефти, угля, природного газа. В результате жизнедеятельности живого вещества была преобразована первичная среда планеты. Атмосфера стала кислородной, изменился состав гидросферы, образовался покров осадочных пород, появился плодородный почвенный слой.

     Вернадский  объясняет, почему результаты жизнедеятельности организмов оказывают повсеместное воздействие на состав атмосферы, гидросферы и литосферы, несмотря на ничтожно малое количество массы живого вещества по сравнению с массой Земли. Если живое вещество распределить по поверхности

     Земли, то толщина его слоя составит всего  лишь 2 см. Причина глобальности воздействия заключается в непрерывности работы живых организмов. Они осуществляют свою планетоформирующую роль за счет быстрого по геологическим меркам воспроизводства, размножения и связанного с этим круговорота веществ, происходящего в течение сотен миллионов лет. Вся масса живого вещества, произведенного за это время биосферой, равна 2.4*1О20т, что в 12 раз превышает массу земной коры. «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».

     Живое вещество непрерывно эволюционирует. Появление Homo Sapiens принципиально нового фактора жизни биосферы, стало  по Вернадскому не случайным, а закономерным результатом этой эволюции . Благодаря своему разуму человек создал техносферу и, вследствие этого, стал самым могущественным существом на планете. Если действие живого вещества до возникновения разума уже имело планетарный характер, то все возрастающая мощь цивилизации ставит на повестку дня вопрос об ответственности человека за будущее развитие всей биосферы и общества как ее части. В своей последней работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский пишет: «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы: мы входим в ноосферу».

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"