Мария Складовская-Кюри

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Мария Склодовская-Кюри, единственная женщина-физик -дважды лауреат Нобелевской премии, человек-легенда, остающийся и по сей день уникальным примером в истории мировой науки. Вместе с мужем Пьером Кюри положила начало новой эре в истории человечества - эре изучения и использования атомной энергии.
Ни одна ученая женщина 20 века не пользовалась такой популярностью на всем земном шаре как Мария Кюри. Она первая женщина дважды лауреат Нобелевской премии. Была избрана почетным членом 106-ти различных научных учреждений, академий и научных обществ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Краткая биография………….……………………………………..…….4
Основные открытия…………………………………………………..….7
Нобелевская премия по физике …………………………..……….…....9
Нобелевская премия по химии ..……………………………………….10
Первая мировая война .……………………………………………………12
Лига наций…………………………………………………………………..13
Вклад в науку……………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

кюри.docx

— 190.76 Кб (Скачать)

       

«Тогда я выдвинула гипотезу, — писала Мария Склодовская-Кюри, — что минералы с ураном и торием содержат небольшое количество вещества, гораздо более радиоактивного, чем уран и торий; это вещество не могло принадлежать к известным элементам, потому все они уже были исследованы; это должен был быть новый химический элемент».

   

  Понимая важность проверки этой гипотезы, Пьер Кюри оставил свои исследования кристаллов и присоединился к работе, задуманной Марией. Для своих опытов они выбрали урановую смолку, добывавшуюся в городе Сент-Иоахимстале в Богемии.Несмотря на трудности, исследования продвигались успешно. Хотя зарплаты Пьера Кюри с трудом хватало для покрытия разнообразных расходов, они все же решили взять помощника для проведения химических исследований. Им стал молодой Жак Бемон. Главные усилия ученых были направлены на выделение радия из отходов урановой смолки, так как было показано, что его легче отделить. Четыре года ушло на эту трудную работу, проводившуюся в неблагоприятных условиях и потребовавшую массы труда и сил. Кюри работали в примитивных и вредных для здоровья условиях. Они занимались химическим разделением в больших чанах, установленных в дырявом, продуваемом всеми ветрами сарае. Анализы веществ им приходилось производить в крохотной, плохо оборудованной лаборатории Муниципальной школы.В результате Марии и Пьеру удалось получить из 8 тонн отходов иоахимстальской урановой смолки первый в мире дециграмм радия, оценившийся тогда в 75 800 золотых франков (15 600 долларов).Напряженный труд принес щедрые результаты. 18 июля 1898 года Пьер и Мария Кюри на заседании Парижской Академии наук выступили с сообщением «О новом радиоактивном веществе, содержащемся в смоляной обманке». Ученые заявили: «Вещество, которое мы извлекли из смоляной обманки, содержит металл, еще не описанный и являющийся соседом висмута по своим аналитическим свойствам. Если существование нового металла подтвердится, мы предлагаем назвать его полонием, по имени родины одного из нас».

    Активность нового элемента — полония — оказалась в 400 раз выше активности урана. В результате химического анализа из урановой смолки удалось также выделить элемент барий, который обладал относительно сильной радиоактивностью. При выделении хлорида бария из водного раствора в кристаллическом виде радиоактивность переходила из маточного раствора в кристаллы. Спектральный анализ этих кристаллов показал наличие новой линии, «которая, по-видимому, не принадлежит ни одному из известных элементов». 

В июле и декабре 1898 г. Мари и Пьер Кюри объявили об открытии двух  
новых элементов, которые были названы ими полонием (в честь Польши – родины Мари) и радием. 26 декабря 1898 года появляется следующая статья супругов Кюри и Ж. Бемона -«Об одном новом, сильно радиоактивном веществе, содержащемся в смоляной руде» Авторы сообщили, что им удалось выделить из урановых отходов вещество, содержащее некоторый новый элемент, сообщающий ему свойство радиоактивности и очень близкий по своим химическим свойствам к барию. Новый элемент они предложили назвать радием. В название элемента №88, как и в названия галогенов, положено одно из самых очевидных его свойств. Слово radium («радий») происходит от латинского radius – «луч», так что дословно название этого элемента переводится как «излучающий», «лучистый». Есть еще два толкования слова «радий» – оба достаточно обоснованные и интересные, но содержащие по нескольку допущений, не подтвержденных документально. Активность выделенного хлорида радия в 900 раз превышала активность урана.

В сентябре 1902 г. Кюри объявили о том, что им удалось выделить одну десятую  
грамма хлорида радия из нескольких тонн урановой смоляной обманки. Выделить  
полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом распада радия. Анализируя  
соединение, Мари установила, что атомная масса радия равна 225. Соль радия испускала голубоватое свечение и тепло. Это фантастическое вещество привлекло внимание всего мира. Признание и награды за его открытие пришли к супругам Кюри почти сразу. Завершив исследования, Мари наконец написала свою докторскую диссертацию.Работа называлась «Исследования радиоактивных веществ» и была представлена Сорбонне в июне1903г.В нее вошло огромное количество наблюдений радиоактивности, сделанных Мари и Пьером Кюри во время поиска полония и радия. По мнению комитета, присудившего Кюри научную степень, ее работа явилась величайшим вкладом, когда-либо внесенным в науку докторской диссертацией.

 

Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и Анри  
Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность обращения с  
радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий может быть  
использован для лечения опухолей. Терапевтическое значение радия было признано почти сразу, и цены на радиевые источники резко поднялись. Однако Кюри отказались патентовать экстракционный процесс и использовать результаты своих исследований в любых коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих выгод не соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию.  

 

  Открытием полония и радия начинается новый этап в истории радиоактивности. В конце января 1899 года Склодовская-Кюри высказала предположение о сущности радиоактивного излучения, о его материальном характере. Она полагала, что радиоактивность может оказаться свойством, присущим лишь тяжелым элементам.

 

                  

                                                                

 

 

 

IV.Первая Нобелевская премия.

                             

Решением  Шведской Академии наук от 10 декабря 1903 г. за открытия в области радиоактивности  супругам Кюри и А. Беккерелю была присуждена Нобелевская премия по физике.

 

В декабре 1903 г. Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую  
премию по физике Беккерелю и супругам Кюри-«За выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации».Мари и Пьер Кюри получили половину награды «в знак признания их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем». Склодовская-Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии. И Мари, и Пьер Кюри были больны и не могли ехать в Стокгольм на церемонию вручения премии. Они получили ее летом следующего года. 70 тысяч франков очень пригодились супругам. Они смогли отдать долги и отдохнуть от изнуряющего преподавания. Но слава, как таковая, была для них весьма обременительной: приходилось ходить на приемы, где чета Кюри выглядела более чем странно. Он — в потертом фраке, в котором столько лет читал лекции, она — в глухом черном платье, без всяких украшений, даже без обручального кольца. Еще до того, как супруги Кюри завершили свои исследования, их работы побудили других физиков также заняться изучением радиоактивности.

 

Интересы  супругов Кюри как исследователей слились  настолько полно, что даже в своих  лабораторных записях они употребляли  местоимение «мы». Результатом стала премия в знак признания их совместных исследований явлений радиации. В своей Нобелевской лекции Кюри указал на потенциальную опасность, которую представляют радиоактивные вещества, попади они не в те руки, и добавил, что «принадлежит к числу тех, кто вместе с Нобелем считает, что новые открытия принесут человечеству больше бед, чем добра».

 

 V.Вторая Нобелевская премия.

 

   Начался научный триумф Марии и Пьера Кюри, неожиданно омраченный трагической гибелью Пьера В 1906 году. 19 апреля 1906 года при переходе улицы Дофин его сбила тяжелая фура. Ученый умер мгновенно, мостовая была забрызгана кровью и мозгом знаменитого физика. Мари завидовала дочерям, которые по малолетству не понимали, что отец «умер совсем».Газеты писали, что на похоронах вдова Кюри выглядела как помешанная.Чтобы заглушить душевную боль, Мария полностью отдается работе, выполняя как завещание слова Пьера: "Что бы ни случилось, хотя бы расставалась душа с телом, надо работать".

 

   Мария должна была одна воспитывать маленьких детей, и зарабатывать на жизнь, и с блеском носить звание профессора. Она должна, уже не имея могучей научной опоры в лице Пьера Кюри, продолжать  работы, начатые совместно с ним, самой давать все указания, советы ассистентам и студентам и,  наконец, осуществить важную  миссию:  создать лабораторию,  достойную обманутых мечтаний  Пьера, такую, где  молодые   исследователи  смогут   развивать  новую   науку о радиоактивности.

 

Мария Кюри отказалась от предложенной Сорбонским университетом пенсии и продолжила исследования. Ей удалось доказать, что в результате радиоактивного распада происходит трансмутация химических элементов, и, тем самым, положить начало новой отрасли естественных наук — радиохимии. За эту работу Мария Кюри была удостоена Нобелевской премии по химии за 1911 год «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента» и стала первым ученым — дважды лауреатом самой престижной премии за достижения в естественных науках.(В том же году Парижская Академия наук отклонила ее кандидатуру и не приняла Марию Кюри в свои ряды. Видимо, двух Нобелевских премий господам академикам показалось недостаточно для преодоления своей склонности к дискриминации по национальному и гендерному признаку.)

   Представляя нового лауреата, Э.В. Дальгрен отметил, что «исследование радия привело в последние годы к рождению новой области науки – радиологии, уже завладевшей собственными институтами и журналами».

  

После присуждения  М. Кюри Нобелевской премии в 1911 г. против нее возбуждается кампания клеветы, что приводит ученую к тяжелому заболеванию.Большое открытие,  мировая  известность, две премии  Нобеля  вызывают у многих  современников  удивление  личностью  Мари,   а  у  многих  других  -завистливое, враждебное к ней чувство. И  злобный  шквал  внезапно налетает на  Мари, стремясь  ее уничтожить.            

Против этой женщины сорока четырех лет, такой хрупкой,  измотанной  трудом, предпринимается вероломный поход.Великие личности  всегда  подвергались яростному нападению завистников, стремившихся отыскать под  бронею гения несовершенные человеческие существа.Если бы не страшная магнетическая  сила  известности,  привлекавшая к Мари и симпатии и  ненависть,  то  никогда бы она не  подвергалась  ни критике, ни клевете. Теперь у нее были все основания ненавидеть свою славу.

 

Однако,строительство института радия продолжается.Наконец Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Мадам Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности, чья деятельность вскоре станет поистине незаменимой в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.Первая мировая война.

 

    Отослав обеих дочерей из Парижа, тихая профессорша превратилась во властную и жесткую особу, перед которой рано или поздно раскрывались все двери, точно рознь гражданских и военных ее не касалась. Мари с неимоверной быстротой оборудует рентгеновскими аппаратами «одолженные до конца войны» у влиятельных подруг автомобили – их на фронте прозвали «кюричками». Сама разъезжает практически по линии огня на крохотном «Рено», собственноручно раскрасив его кузов в цвета французского флага. Получив телеграмму или звонок, она мчится с потрепанным саквояжем, в черном плаще к госпиталю, монтирует оборудование, раскладывает инструменты и принимает десятки раненых, сутками не выходя из темной проявочной, обдумывает, как оставить здесь постоянный рентгеновский кабинет: врачи оперируют прямо под рентгеном в свинцовых перчатках, отслеживая на моментально проявляемых снимках границы органов и осколки шрапнели...

   

    «В первое время хирурги, найдя осколок на том самом месте, на какое указывала рентгеноскопия, удивлялись и восхищались как при виде чуда», — вспоминала Мари.

   

     Равнодушная к комфорту, она не требует внимания к себе, спит и ест где придется – иногда и под открытым небом. Чудом спасенный ею в первые дни войны эталонный грамм радия она отдает стране вместе со всеми запасами лучезарного металла, еженедельно отсылая в различные госпитали пробирки с изотопами радия, которые способствуют лечению и рубцеванию тяжелых ран и повреждений кожи.

 Одновременно  она обучает около двухсот  сестер-радиологов, выезжает за границу  к союзникам и изучает радиоактивные  источники на местах. Свой бесценный  опыт она обобщает в монографии  «Радиология и война» в 1920 году.

В те дни, когда  идет ожесточенная битва на Марне  и над Парижем нависает смертельная  опасность, Мари Кюри решает спасти хранящийся в ее лаборатории радий от немцев и для этого везет его в  безопасное место – в Бордо. В  поезде, переполненном беженцами, эвакуировавшимися  из Парижа на юг Франции, она сидит  со своим скромным вещевым мешком. Прикрытая нехитрыми пожитками  в нем находится тяжелая свинцовая  коробка, в которой уложены маленькие  пробирки с радием. В Бордо нечего и думать о номере в гостинице: все переполнено. Случайный спутник  по вагону помогает Мари Кюри снять  комнату в частной квартире. На следующий день Мари помещает коробку  с радием, оцениваемую в миллион  франков, в сейф одного из банков. Теперь радий надежно спрятан. Мари Кюри возвращается в Париж в воинском поезде, забитом до отказа солдатами.

  

     В годы второй мировой войны, когда Париж будет оккупирован фашистами, Фредерик Жолио-Кюри повторит подвиг Мари Кюри, и его задача будет более трудной. Он спасет от немецких захватчиков запас тяжелой воды, сохранив ее для будущего ядерного реактора, который он со своими сотрудниками построит в Шатийоне под Парижем.

 

 

VII.Лига наций.

 

15  мая  1922 года Совет   Лиги  Наций  избирает  мадам  Кюри-Склодовскую

членом   Международной    комиссии   по   научному   сотрудничеству.   Мадам

Кюри-Склодовская соглашается. Это  важная дата  в  жизни  Мари Кюри. С  того  времени,  как  она стала знаменитой, сотни всяких начинаний, лиг и обществ просят поддержать их своим авторитетом, но  свое  согласие  она  давала  не всегда.  Мари  отказывается входить  в те  комитеты, в которых  она не  сможет работать из-за недостатка времени.  При  всех обстоятельствах она  желает сохранить за собой полнейший политический нейтралитет. Она не  хочет изменять своему  прекрасному  званию "чистейшей воды ученой", бросаться в борьбу мнений, и даже самый безобидный манифест никогда не получает ее подписи.

     Приверженность  мадам Кюри к  деятельности  Совета Лиги Наций приобретает

поэтому особое значение. Это  останется единственной ее изменой  Науке.

     Международная  комиссия  по научному сотрудничеству  объединила блестящих

людей:  Бергсона,  Джильберта Меррея, Жюля  Дестре и  многих других...  Мари

станет вице-президентом  комиссии. Принимает участие в  нескольких  комитетах

Информация о работе Мария Складовская-Кюри