Массовая и элитарная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить роль массовой и элитарной субкультур в пространстве современной культуры. В процессе работе, автором, на основе изучения литературы по культурологии, будет дано определение «субкультуры» в контексте общего понятия «культура», определена сущность массовой и элитарной субкультур, а также рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ 4
2. ЭЛИТАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА 7
3. МАССОВАЯ СУБКУЛЬТУРА 9
4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Работа содержит 1 файл

Массовая и элитарная субкультура.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Общедоступность культурных ценностей и массовое потребление облегченной, сниженной культуры привели к изменению самосознания масс, которое ярче всех описал в философском эссе «Восстание масс» (1939) уже упоминавшийся Х. Ортега-и-Гассет. Он писал, что масса – это множество средних в буквальном смысле, заурядных  людей, посредственностей. Среди их главных отличительных черт – «стремление сделать игру и спорт своим главным занятием; всеми средствами, от гигиены до гардероба, культивировать собственное тело; не допускать романтизма в отношениях с женщинами; делить досуг с интеллигентами, в душе презирая их и с радостью отдавая на растерзание лакеям и жандармам; предпочитать абсолютную власть демократическим прениям и т.д. и т.п.»14 Благодаря демократическому строю общества и высокому уровню материального потребления люди массы ощущают себя совершенными. «В ХIХ веке цивилизация позволила среднему человеку утвердиться в избыточном мире, воспринятом как изобилие благ, но не забот. Он очутился среди сказочных машин, чудодейственных лекарств, услужливых правительств, уютных гражданских прав. А вот задуматься о том, как непросто создавать эти машины и лекарства и обеспечивать их появление впредь и как шатко само устройство общества и государства, он не успел и, не заботясь о трудностях, почти не ощущает обязанностей».15 Поэтому «заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду».16

     Предприимчивые  люди быстро поняли, что массовое потребление  искусства и модных вещей может стать источником больших прибылей. Возникла настоящая индустрия развлечений. К тому же выявилась высокая эффективность рекламы потребительских товаров, подаваемой вместе с развлечениями. Поэтому контроль над массовой культурой в значительной степени перешел в руки рекламодателей и производителей легкой, сниженной культуры, предназначенной только для выкачивания денег из карманов массы.

     Вместе  с тем субкультура масс, массовая культура, есть нечто большее, чем  просто средство развлечения и отдыха. Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет связи 
с так называемой народной культурой, то есть традиционными, возникшими в далеком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Отмечается своеобразный обмен между высоким и массовым искусством, когда создатели сложных форм искусства используют находки массовой культуры, а массовые аудитории воспринимают произведения, например, симфонической или камерной музыки, во фрагментах и облегченных переложениях. Массовая культура способствует демократизации общества. Массовую культуру нельзя рассматривать как контркультуру, это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры.17

     Феномены  массовой культуры создаются профессиональными  людьми, преднамеренно редуцирующими  сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация проста по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей «художественной классики».

     Среди основных проявлений и направлений  массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей);
  • массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений 
    об окружающем мире с помощью типовых программ;
  • средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей 
    из специализированных сфер;
  • система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;
  • массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;
  • индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу.18

     Здесь потребитель, как правило, выступает  не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «перевертышей». Для этой культуры характерно:

  • тиражирование и сведение уникального к обыденно-общедоступному;
  • индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности);
  • индустрия интеллектуального досуга («культурный» туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую «гуманитарную эрудицию» населения;
  • система управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама моды, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарт социально престижных образов и стилей жизни, интересы и потребности, типы внешности;
  • игровые комплексы – от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности;19
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет 
    и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.

     Хотя  массовая культура, безусловно, является «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры, не порождает собственных смыслов, 
а лишь имитирует явления, не стоит оценивать ее только негативно. Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной культуры утрачивают свою эффективность. Массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры.

     Так или иначе, но массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения, компетентной только в узкой сфере.20 В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия.21 Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть. Однако произведения массовой культуры сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект.22  

4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР

 

     Массовая культура и элитарная культура взаимодействуют друг с другом. Рассмотрим подробнее диалог культур и то, что является результатом этого диалога. Для примера рассмотрим развитие национальных культур и их взаимодействие.

     Источники национальных различий культур следует  искать в исторических условиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающие особенности общественной жизни той или иной социально-исторический или этнической общности людей, ее взаимосвязи с природой. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса, придающих ему красочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость особенно бережного отношения ней. Вместе с тем уже в античной цивилизации шел процесс взаимодействия культур.23

     По  мере того как история становилась  всемирной, возникали предпосылки для взаимообогащения культур как в рамках отдельных многонациональных государств, так и в масштабах всего человечества. Научно-технический прогресс, общие тенденции в развитие образования, огромная подвижность населения, мировое разделения труда – эти и другие факторы способствуют дальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению и углублению взаимопроникновению культур, но в то же время, порождают и разнообразные проблемы.24

     Интернационализация встречает сопротивление там, где  она насаждается насильственно. В некоторых освободившихся от колониальной зависимости странах стремлению к обособления национальной культуры является своеобразной формой протеста против неоколониализма и засилья «массовой культурой».25

     В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, и родной язык постепенно забывается в процессе постоянного общения с другими народами.

     Подобные  проблемы можно разрешить лишь благодаря  диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов.

     Диалог  предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали 
и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

     Культура  современного общества сложна и многообразна. Человек, оказавшийся высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

     Массовая  культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует эстетические нормы, технологические приемы многих разновидностей культуры и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. 
Но может и взаимодействовать этими культурными разновидностями.

     Массовая культура выступает, в большей степени, не как диалогическая, а как коммуникативная система, одна из основных функций которой состоит в создании тех каналов коммуникации, по которым циркулирует социально значимая для общества в целом информация. Именно способность этой культуры апеллировать к общезначимому, общепринятому в социальном 
и этическом смысле, исходить из того, что способно объединять людей различных социальных и культурных систем. Акцентировать общее, а не особенное – все это позволяет рассматривать массовую культуру как актуальную современную культуру, принципиально коммуникативную по своей природе, способную осуществлять информационный обмен с элитарной культурой, производящей основные смыслы культуры. Таким образом, массовая культура стремится не ограничить, а расширить сферу своего действия. В этом, по всей вероятности, одна из причин ее живучести.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 
  1. Костина А.В. Национальная культура – этническая культура – массовая культура: «Баланс интересов» в современном обществе. – М.: УРСС, 2009. – 214 с.
  2. Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства. – М.: Из-тво МГУ, 2005. – 172 с.
  3. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. – М.: УРСС, 2004. – 352 с.
  4. Лалетин Д.А. Культурология: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с.
  5. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991. – 592 с.
  6. Хрестоматия по культурологии: Учебное пособие / Составители: Лалетин Д.А., Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр, 1998. – 592 с.
  7. Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический проект, 2001. – 725с.
  8. Кравченко А.И. Культурология: хрестоматия для высшей школы. – М.: Академический проект, 2003. – 704 с.
  9. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2007. – 709 с.
  10. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Феникс, 1995. – 451с.

Информация о работе Массовая и элитарная субкультура