Массовая и элитарная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:16, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить роль массовой и элитарной субкультур в пространстве современной культуры. В процессе работе, автором, на основе изучения литературы по культурологии, будет дано определение «субкультуры» в контексте общего понятия «культура», определена сущность массовой и элитарной субкультур, а также рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ 4
2. ЭЛИТАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА 7
3. МАССОВАЯ СУБКУЛЬТУРА 9
4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19

Работа содержит 1 файл

Массовая и элитарная субкультура.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Культура  – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, по и т. д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.

     Культура напрямую связана с поведенческими моделями внутри таких групп людей, как, например, субкультуры. С позиции культуры, субкультура – это система норм и ценностей, связывающая группу людей и отличающая их от окружающего большинства.

     В рамках определенной исторической эпохи  в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура». Этим определяется актуальность темы данной работы.

     Цель  данной работы – выявить роль массовой и элитарной субкультур в пространстве современной культуры. В процессе работе, автором, на основе изучения литературы по культурологии, будет дано определение «субкультуры» в контексте общего понятия «культура», определена сущность массовой и элитарной субкультур, а также рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.

     Структура контрольной работы включает в себя: введение, 4 параграфа, заключение и список литературы. Общий объем работы 19 страниц, список использованной литературы включает 10 источников.

1. ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ

 

     Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.

     Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе.

     Термин  «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни.1

     При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает, в общем и целом культуру нации, принимает ее основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но 
в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.2

     Выбор критериев (признаков) для выделения  субкультур определяется познавательной ситуацией точно так же, как при построении типологии культуры вообще. Сообщества – носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками.

     Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции:

  1. Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться 
    в общество, в его культурную жизнь. Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать свое место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.
  2. Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры все же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определенной субкультуры представителями других субкультур, так что, в конце концов, эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. 3

     Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять ее. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры.

     Достаточно  широко известны субкультуры, которые выделяются 
по признакам творческого вклада их носителей в развитие культуры, а также по развитости и сложности создаваемых и потребляемых культурных ценностей. Понятно, что способностями к интенсивному творчеству в любой сфере культуры, в любой деятельности, одарены далеко не все люди. Еще меньшему количеству удается реализовать такие способности и таланты. Соответственно и ощущать потребность в освоении так называемой высокой или классической культуры.

     Участие в культурной жизни связано с деятельностью, осуществляемой носителями субкультур. Разделение на массу и элиту определяется тем, что элита владеет знаниями и творческими умениями, недоступными большинству других, часто властью и богатством, и потому ощущает свое положение «над» массой. Данное разделение ведет начало из глубокой древности человечества. Элита складывалась как правящие группы, а также как торговые 
и финансовые сословия. Часто все эти функции выполнялись одной и той же общественной группой.4

     В настоящее время элитой общества принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих ее, – массой.

     Элита имеет высокие нравственные и эстетические стандарты, она – основной «мотор» общественного прогресса. Именно элита способна осуществлять нетривиальные подходы к проблемам, критично относиться к устоявшимся нормам и стандартам, предлагать новые. Главным вкладом элиты  
в культуру, в жизнь общества является организация и упорядочение жизни. Отсюда представление о культурах (по сути, субкультурах) массовой и элитарной.

     Важно отметить: критерием различения выступает  не количественное соотношение названных  общественных групп, а их участие  в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты – всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп.5

2. ЭЛИТАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА

     Элитарная, или высокая культура создается  привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».6

     Как правило, высокая культура носит  поначалу экспериментальный или  авангардный характер. В нем пробуются  те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.7

     Для восприятия произведений высокого искусства нужна определенная подготовка. Сегодня элитные группы как раз и включают тех, кому доступно творчество и восприятие ценностей высокой культуры. Для массы эти ценности обычно кажутся чересчур сложными, часто даже скучными и потому ненужными.

     О существовании элитных групп в обществе писал еще Платон. Позднее пытались научно осмыслить соотношение и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В своей книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр пишет, что общество состоит из «людей гения» (тех, кому доступно эстетическое созерцание и художественное творчество) и «людей пользы» (способных только на работу под руководством других, материально полезную). Ницше в известных работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» представляет человека элиты как «сверхчеловека». «Сверхчеловек» у Ницше занимает привилегированное положение в обществе, обладает выдающейся чувствительностью к искусству.8

     В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др.

     В 1925 году появилась небольшая книга  испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства». В ней проводился тезис, что новые, возникшие во второй половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства обращены не к массовой публике, а к избранной, к элите. При этом новое искусство призвано уводить людей от реальной жизни, его основой является «дегуманизация». Искусство ХХ века сознательно разделяет публику на способных к его восприятию и на остальных, к этому не готовых. Правда, вхождение в элиту, пишет Ортега, определяется не аристократическим происхождением и не принадлежностью к привилегированным слоям общества, 
а природными задатками, «божиим даром». Только элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому именно ей адресовано искусство.9

3. МАССОВАЯ СУБКУЛЬТУРА

 

     Массовая  или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.10

     Массовая  культура, понятие, охватывающее многообразные  и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи 
с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк – от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).11

     Массовая культура – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен «усредненный» уровень духовных потребностей.

     Массовая  культура, как правило, обладает меньшей  художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует 
на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.12

     Массовая  культура – в самом широком смысле субкультура самих широких слоев населения, близкая так называемой «народной культуре», то есть культуре сельского населения, из которой она произошла. В достаточно далеком историческом прошлом, когда сельское население было повсюду преобладающим, именно в массе крестьян складывались мифы, возникали мелодии и тексты песен, танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы и т.п., причем авторство не фиксировалось, а сами произведения передавались 
из поколения в поколение, составляя фонд народной культуры.

     Но  в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание. Это связано с формированием индустриального массового производства и широким распространением технических средств массовой коммуникации.13

     Массовое  искусство воплотилось в кинофильмах, телевидении, массово-периодической беллетристике (глянцевые журналы, «женские» романы 
и детективы, телесериалы типа бразильских и аргентинских, записанная развлекательная музыка, общедоступные боевики, мелодрамы и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы и т.п.). Высокая, или серьезная, культура, которая стала доступной благодаря новой технике массового воспроизводства, в массовой культуре оказалась сниженной до череды популярных хитов, которые скрыли реальную сложность искусства. Большая часть новой музыки и пьес, которые были созданы для кинофильмов и радио, а позже для телевидения, по сравнению с классическими образцами были мелкими. Культура, став демократической, стала слишком легкой.

Информация о работе Массовая и элитарная субкультура