Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 05:19, контрольная работа

Описание работы

Естествознание всегда оказывало значительное воздействие на развитие гуманитарных наук как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом.

Содержание

содержание.
введение.
1. методы найчного познания.
2. опыт - теория - производительные силы.
заключение.
список литературы.

Работа содержит 1 файл

естествознание.doc

— 61.00 Кб (Скачать)
 
 

           Содержание. 
       

    Введение.

    1. Методы научного познания.
    2. Опыт – теория – производительные силы.

    Заключение.

    Список используемой литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

             Введение.

Естествознание –  наука о явлениях и законах  природы.

Естествознание всегда оказывало значительное воздействие  на развитие гуманитарных наук как своими методологическими установками, так и общемировоззренческими представлениями, образами и идеями. Особенно мощным это воздействие стало сейчас  в эпоху научно-технической революции, радикального изменения отношения человека к миру, к природе глобальных интеграционных процессов как в науке, так и в духовной культуре в целом.

В данной контрольной  работе мною было раскрыто понимание,  осознание исторического характера  развития  методов научного познания , а так же становление, развитие производительных сил их влияние на человека в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Методы  научного познания.

Большую роль в научном  познании играет научный метод. В  широком смысле, метод – это  способ организации средств (инструментов, приемов, операций и др.) теоретической и практической деятельности. Любое разумное действие подчиняется определенным регулятивным принципам, от  выбора которых существенно зависит результат деятельности. Метод оптимизирует деятельность человека, вооружает его наиболее рациональными способами организации деятельности. Понятие метода тесно связано с понятием методологии. Методология – это наука о закономерностях, которым подчиняется метод деятельности, о происхождении, сущности методов, их эффективности. Методология призвана выработать принципы создания наиболее совершенных методов в каждой форме деятельности.

Научное познание –  это особая форма человеческой деятельности. Как каждая деятельность, познание также опирается на определенный набор средств деятельности, средств познания. Научный метод – это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов, предметных и теоретических операций и др.) для достижения научной истины, система регулятивных принципов познавательной деятельности. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. По словам одного из основоположников методологии естествознания XVII в. Ф. Бэкона, научный метод подобен фонарю, освещающему дорогу бредущему в темноте путнику. Объясняя значение научного метода, ф. Бэкон любил приводить еще один афоризм: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Только верный метод может принести к получению истинного знания, подлинной картины познаваемого предмета.

Научный метод выступает  и как форма опосредования  познания и практики. Метод объединяет теорию и практику, так как аккумулирует обобщенный практикой исторический опыт познания мира. Такой опыт и позволяет методу направлять процесс познания, построение научных теорий.

В естествознании исторически  сложилось и в настоящее время применяется много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, формализация, измерение, сравнение, идеализация, моделирование, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы, генетический метод и др. Обычно методы подразделяют на эмпирические и теоретические в соответствии с двумя основным уровням научного познания.

Уровни и формы  научного познания. В структуре естественно  – научного познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности – эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенным формами организации научного знания и его методами.

К эмпирическому  уровню относятся приемы, методы и  формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного теоретического знания.

К эмпирическому  уровню относятся такие методы, как наблюдение, различные формы экспериментирования, предметное моделирование, описание полученных результатов, измерение и др. На эмпирическом уровне познания складываются основные формы знания – научный факт и закон. Закон – высшая цель эмпирического уровня познания – является результатом напряженной мыслительной деятельности по обобщению, группировке, систематизации фактов, в которой применяются различные приемы мышления (аналитические и синтетические, индуктивные и дедуктивные и др.). Закон отражает устойчивое, повторяющееся в явлении.

Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом  уровне они объяснятся. Мало сформулировать законы объекта, надо показать, что  именно эти, а не какие-либо другие законы должны характеризовать данный объект. Такая задача и решается на теоретическом уровне познания.

К теоретическому уровню относятся все те формы и методы познавательной деятельности и способы  организации знания, которые характеризуются  той или иной степенью опосредованности и обеспечивают создание, построение ми разработку научной теории (логически организованного знания о законах, необходимых связях и отношениях предметной области данной науки). Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; научная идея и гипотеза; различные методы оперирования с научными абстракциями и построение теорий, логические средства организации знания и т. д.

Теория – это  высшая форма познания. Естественно – научные теории нацелены на описание некоторой целостной предметной области, объяснение эмпирически выявленных закономерностей и предсказание новых закономерностей. Теория обладает особым высшим достоинством – возможностью получать знание об объекте, не вступая с ним в непосредственный чувственный контакт.

В структуру научной  теории входят идеальные объекты, исходные понятия, принципы и законы, правила логического вывода. Существуют разные типы научных теорий: фундаментальные, прикладные, частные, феноменологические и др.

В становлении теории большую роль играет выдвижение научной  идеи, в которой высказывается  предварительное и абстрактное  представление о возможном содержании сущности предметной области теории. Затем формулируется ряд гипотез, в которых это абстрактное представление конкретизируется в ряде четких принципов. Следующий этап становления теории – эмпирическая проверка гипотез и обоснование той из них, которая больше всего соответствует эмпирическим данным. Только после этого можно говорить о перерастании удачной гипотезы в научную теорию. Создание теории – высшая и конечная цель фундаментальной науки, реализация которой требует максимального напряжения и высшего взлета творческих научных сил.

Являясь результатом  многократного обобщения знания и абстрагирования действительности, теория находится в очень непростых отношениях со своим объектом. Современные теории физико-математическом естествознании являются абстрактными и формализованными конструкциями, связи которых с реальными объектами проследить очень сложно. Поэтому любая такая теория должна дополнятся логико-гносеологической процедурой, обратной абстрагированию, - процедурой интерпретации.

 Важным компонентом  научной деятельности являются  методологические установки познания. Наиболее общие методологические принципы в каждой науке называются методологическими установками данной науки. Они выполняют функцию регулятивной основы познавательной деятельности, направляют, ориентируют и контролируют построение эмпирических обобщений и теоретических схем.

По своему содержанию методологические установки – это  система представлений об общих  свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и  о том, каким (по форме) должен быть результат  исследования. В ходе исторического  развития любой науки рано или поздно изменяется объект ее познания, а значит, в определенной степени изменяется и процесс познания. Поэтому система методологических установок характеризует конкретно – исторические особенности естественного – научного познания.

Методологические установки соединяют познавательный и ценностный аспекты познания в некое качественно новое целое. Через методологические установки познания каждая наука включатся в систему культуры в целом. Та естественная наука, методологические установки которой в данную историческую эпоху являются типичными и определяющими для всех остальных естественных наук, становится лидером естествознания. Начиная с XVII в. долгое время лидером естествознания выступала физика. В XX в. эта роль постепенно переходит к биологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Опыт  – теория – производительные силы.

В 10 – 9  тыс. до н.э. наметился переход к качественно  новому этапу развития каменного  века (неолита). Он характеризуется  прежде всего значительным совершенствованием техники обработки камня. Усложнились  операции по обработке камня – появились сверление, шлифование, распиливание и другие операции. С их использованием создавались совершенно новые специализированные и высокопроизводительные виды каменных орудий, а так же орудий из дерева и кости. Была изобретена технология производства тканей  и глиняной посуды. Появились и совершенствовались первобытные транспортные средства сани, лыжи, лодки. Значительно повысилась производительность труда. Хотя в мезолите стало более интенсивным собирательство и были освоены приемы специализированной охоты, чему соответствовал , в частности, особый опыт, позволяющий создавать сезонные, периодически заселявшиеся поселения, тем ни менее охота и собирательство постепенно исчерпывали свои возможности – им на смену пришли раннеземледельческие культуры. Все эти и другие связанные с ними изменения, включая и такой важный фактор, как накопление опыта и знаний, привели к кардинальному перевороту в системе материального производства, получившему название неолитической революции.

Смысл этой революции  в системе материального производства состоял в переходе от присваивающей  экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.  Люди научились сеять хлеб, разводить скот. Жизнь родовой общины стала более обеспеченной , стабильной, люди стали меньше завесить от природной среды, значительно повысилось общественное благосостояние. 

Переход первобытных  общин к земледелию и скотоводству – достаточно длительный процесс, сопряженный со значительным изменением образа жизни – переход к оседлости. Закономерно, что на первых порах новые формы  хозяйства (земледелие, скотоводство) сочетались со старыми (охотой, собирательством),  занимая подчиненное место как второстепенный уклад. Длительность такого существования двух укладов ( присваивающего и производящего) определялась конкретной  (природной и социальной ) обстановкой, в которой жила и трудилась родовая община.  Переход к производящему хозяйству происходил быстрее там, где складывались неблагоприятные условия  для охоты и собирательства, где кризисные ситуации, а так же высокая плотность населения, не позволявшая использовать традиционные способы добычи пищи, ставили человека перед необходимостью радикально изменять обстоятельства жизнедеятельности, способствовали появлению культурных и социальных инноваций.

Развитие земледелия было связано с его интенсификацией  – освоением новых приемов  земледелия , что привело к усложнению земледельческой техники и всего земледельческого производства.

Параллельно и в  тесной связи с земледелием развивалось  скотоводство. Доместикация животных содействовала  развитию транспортных средств. Если еще в мезолите  лодки стали универсальным видом  транспорта, осваивались водные артерии, для передвижения широко использовались лыжи и санный транспорт, то в эпоху неолита для передвижения саней и т.п. стали использовать домашних животных. С появлением колесных повозок осуществился по сути революционный переворот в средствах транспорта. Появилась возможность для далеких миграций  значительных масс людей и даже целых этносов.

Продолжает значительно  изменяться  и образ жизни земледельцев, их быт. Упрочилась оседлость.  Совершенствовалось домостроительство – дома стали  прочными, долговременными, благоустроенными.

Важнейшим  экономическим следствием  перехода к системе производящего хозяйства явилось возникновение регулярного избыточного продукта. Появление избыточного продукта было величайшим революционным актом в развитии производительных сил,  оно создало предпасылки для коренного преобразования всей системы общественной жизни,  перехода к цевилизации на основе общественного разделения труда, эксплуатации, возникновения частной собственности, классов, отделения духовного производства от материального, становление основных форм духовной культуры, в том числе и науки, естествознания.

Основание металлургии стало мощным локомотивом развития производительных сил, позволившим упрочить, закрепить и развить те  социально-экономические сдвиги, которые были достигнуты в ходе неолитической революции, и прежде всего становление ремесла.  Применение металлов  в материальном производстве, в быту, в средствах транспорта, в военной технике было величайшим, революционным по сути, переворотом  в технической  вооруженности человека, в развитии производительных сил.

Присваивающее хозяйство  задавало тот тип отношения человека к миру, при котором человек  являлся только посивным потребителем даров природы, по сути, выступал лишь одним из звеньев существовавших в ту эпоху биогеоценозов. Только активное, преобразовательное отношение к природе могло открыть простор для развития производительных сил, общественных отношений , новых форм сознания. Активное производственное отношение к миру  ставит человека в положение инициативного, деятельного полюса в системе отношений человек - мир. Использование сил природы  здесь определяется  уже не природой, но возможностями и потребностями человека: чем более активен, динамичен, инициативен субъект, тем в большей степени он может освоить объект, природные стихии, приспособить их к своим потребностям. Переход к производящему хозяйству – необходимое условие обособления человека как самостоятельной  творческой и созидающей силы, формирующей свою культурно-историческую среду обитания, кроме того, переход к производящему хозяйству определил и новый тип отношений между людьми, новый тип духовности, качественно отличный от  родового мифологического сознания , и новый тип трансляции культурных достижений от одного  поколения к другому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы научного познания