Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Проблема определяется как «знание о незнании»,как форма знания , содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследование начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудности в развитии науки ,когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями.

Работа содержит 1 файл

естествоз. готовая работа.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

    Существуют  различные типы выводов по аналогии. Но общее является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом. Т.о. вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом, объект который подвергался исследованию именуется моделью, а объект на который переноситься информация, полученная в результате исследования первого объекта называется оригиналом.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание. 
Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. 
  Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений. 
Современной науке известно несколько типов моделирования: 
1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала; 
2) знаковое (символическое) моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики; 
3) мысленное (идеальное) моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними. 
В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта. 
  Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

 

Список  используемой литературы: 

  1. Алексеев  В.П., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998.
  2. Естественно-научное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. Л. 1990.
  3. Философия и методология науки. /Под ред.В.И. Купцова/ М.,1996.
  4. Концепция современного естествознания: Серия «Учебники: учебные пособия.» Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Информация о работе Методы научного познания