Междисциплинарные тенденции в развитии современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Усиление интегративной тенденции в развитии современного научного знания выражается кроме прочего в становлении, расширении смысла и уточнении общих научных категорий как наиболее обобщенных фундаментальных понятий, имеющих существенное значение для всех или многих отраслей науки. Их мировоззренческое и методологическое значение, как известно, трудно переоценить. Именно в них концентрированно и лаконично выражаются совокупные результаты познания единства мира, сущностных свойств и закономерных отношений его слагаемых.

Содержание

Усиление интегративных тенденций в современной науке…………………3
Сближение идеалов естественнонаучного и социогуманитарного исследования………………………………………………………………………………..4
Новый взгляд на природу через призму системологии, кибернетики, синергетики……………………………………………………………………………..7
Достижения этологии, бионики, генной инженерии………………………10
Список использованных источников…………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине

«Концепции  современного естествознания»

студентки III курса группы 311-Д

дистанционного обучения

Специальность «Менеджмент» 
 
 
 
 
 

Тема: «Междисциплинарные тенденции в 

развитии  современного естествознания» 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил

Преподаватель

проф. Слемнев М. А. 
 
 
 
 
 
 

МИНСК

2007 
 
 
 
 
 

Содержание:

  1. Усиление интегративных тенденций в современной науке…………………3
  2. Сближение идеалов естественнонаучного и социогуманитарного исследования………………………………………………………………………………..4
  3. Новый взгляд на природу через призму системологии, кибернетики, синергетики……………………………………………………………………………..7
  4. Достижения этологии, бионики, генной инженерии………………………10
  5. Список использованных источников…………………………………………17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. .Усиление интегративных тенденций в современной науке.

    Усиление  интегративной тенденции в развитии современного научного знания выражается кроме прочего в становлении, расширении смысла и уточнении общих научных категорий как наиболее обобщенных фундаментальных понятий, имеющих существенное значение для всех или многих отраслей науки. Их мировоззренческое и методологическое значение, как известно, трудно переоценить. Именно в них концентрированно и лаконично выражаются совокупные результаты познания единства мира, сущностных свойств и закономерных отношений его слагаемых.

    Речь  идет не только о тех предельно  общих категориях, которые традиционно  принято относить к философским. Не так давно стали все больше обращать внимание на общеинтегративный смысл и тех категорий, которые возникли не в лоне собственно философских абстракций, а в результате взаимосопряженного развития более или менее смежных отраслей специально-научного знания. К ним относятся, к примеру, такие категории, как структура и функция, упорядоченность и неупорядоченность (энтропия), система и элементы, модель и оригинал и т. д. Ряд из них в последние десятилетия предложено называть "общенаучными" или "межнаучными" в том смысле, что они распространились или распространяются во всех либо в нескольких отраслях науки. Если они ведут к образованию межпредметных связей и способствуют сближению различных отраслей знания, в том числе ранее разобщенных, такие категории называют также "межнаучными понятиями-интеграторами".

    Частными  проявлениями интегративной тенденции  в 19 - 20 столетиях стали:

    - в  области сближения науки и  религии: 

    1) появление внутри католической  конфессии Папской Академии наук (Ватикан) и сходных академий на почве других религий, конфессий и церквей;

    2) выдвижение идеи синтеза науки  и религии на пути построения  принципиально нового мировоззрения, частными случаями которого являются религия, наука, философия, искусство, эзотеризм;

    - в  области сближения науки с искусством, эзотеризмом следует отметить активное проникновение науки в искусство - появление новых научных понятий, методов, которые нашли успешное применение в искусстве и буквально преобразовали формы художественного выражения наших переживаний - это фотография, кино, телевидение, лазеры, информационные технологии, фракталы, когнитивная компьютерная графика и компьютерная музыка, стихосложение и многие другие - как в сфере искусств, основанных на зрении, так и в сфере искусств, базирующихся на слухе. Кроме того, активизировалось проникновение искусства и эзотеризма в науку, в частности, в виде попыток реанимации полузабытых альтернативных программ развития науки - например, оптики, герметизма, алхимии. Существуют и обратные попытки перенести типично художественные приемы в научное творчество - у Мориса Эшера, при использовании компьютеров в геометрии (в работе топологов с целью выработки интуиции, предчувствия свойств многомерных объектов) и т.п.

    Внутринаучной стала интегративная тенденция к сближению математики, естественных и гуманитарных наук. Происходит активный перенос естественнонаучных понятий и методов в историю, филологию, юриспруденцию, психологию, искусствознание (что было и сотни лет назад). Также и науки о человеке и обществе начали влиять на физику, биологию, технические дисциплины. Появились и новые "естественно-гуманитарные" направления, например, экология, также комплекс проблем, условно называемых "психо-физикой".

  1. Сближение идеалов естественнонаучного и социогуманитарного исследования.

    К числу наиболее важных последствий  воздействия High-Tech на научный этос мы относим: сближение идеалов естественно-научного и социогуманитарного познания, слияние норм и ценностей науки, производства и бизнеса. Во времена индустриального общества, модерна и классической науки с присущей ей классической рациональностью, вечными законами и жесткой причинностью внутри научного сообщества сложился почти непреодолимый разрыв между «двумя культурами» – естественно-научным и гуманитарным знанием. Но во времена «пост» (постиндустриального общества, постнеклассической науки, культуры постмодерна) наметились способы преодоления этого разрыва. Мы полагаем, что именно High-Tech способствуют сближению идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Это связано с тем, что High-Tech требуют для своего создания комплексного, межотраслевого и междисциплинарного знания, поэтому в последней четверти XX в. роль междисциплинарных исследований сильно возросла.

    Во-первых, высокие технологии взаимосвязаны междусобой и взаимообуславливают друг друга. Само появление High-Tech связано с революцией в вычислительной технике, приведшей к созданию компьютеров нового поколения и высоких информационных технологий. Без современных компьютеров появление нано- и биотехнологий было бы просто невозможно, так как для их создания необходимы сложные и многочисленные расчеты и создание многофакторных моделей. Благодаря достижениям в нанотехнологиях и вычислительной технике стали реальностью генетические исследования, приведшие к расшифровке генома живых существ и ставшие основой биотехнологий. А созданные на основе нанотехнологий новые материалы в свою очередь значительно увеличили возможности вычислительной техники. И это только несколько примеров.

    Во-вторых, применительно к созданию High-Tech речь идет не только о междисциплинарных естественно-научных и технических исследованиях, но и о вовлечении в них социогуманитарного знания. Например, развитие кибернетики и вычислительной техники уже в первые годы потребовало привлечения лингвистики для создания искусственных языков (машинных и алгоритмических языков программирования, позднее языков интерфейсов) и машинного перевода. Современные исследования в сфере машинного перевода и математической лингвистики (например, по созданию программ-переводчиков) требуют совместной работы лингвистов, специалистов по программному обеспечению, математиков, дизайнеров и др. В результате этих исследований возникли такие новые междисциплинарные отрасли науки, как компьютерная лингвистика, инженерная лингвистика, математическая лингвистика, количественная и статистическая лингвистика. Данные науки изучают различные аспекты взаимодействия человека с машинной средой (языки программирования и языки взаимодействия человека с компьютером) и технологии работы с текстовой информацией (создание и редактирование текстовых документов, распознавание текста и устной речи, проверка правописания, машинный перевод с одного языка на другой). В-третьих, принципиально новым явлением стало появление в конце XX в. высоких социогуманитарных технологий (High-Hume), которые также основаны на синтезе знаний из различных наук. High-Hume предназначены для воздействия на сознание людей (как индивидуальное, так и массовое). Изменению подвергается сам человек или социальные процессы. В качестве примера High-Hume можно назвать: политические технологии, PR-технологии, маркетинговые технологии, бизнес-технологии и др. В данном случае фундаментальное и прикладное социогуманитарное знание соединяется с возможностями информационно-телекоммуникационных технологий, но требуется привлечение и математических знаний. Предполагается, что в High-Hume могут быть задействованы и возможности биотехнологий (например, знание о генетической предрасположенности человека к совершению тех или иных поступков и целенаправленное воздействие на определенные гены). На протяжении XX в. ценностно-нейтральное исследование как идеал научного исследования

(в первую  очередь естественно-научного) постоянно  подвергался сомнению. Во ногом это связано с тем, что ученые не могли больше оставаться безразличными к использованию результатов своего труда. Наука и техника стали осознаваться одновременно как величайшая надежда для человеческого прогресса и как одна из наиболее серьезных угроз, с которыми сталкивается современный человек. Подобные изменения в научном этосе вызваны современными глобальными проблемами, инициированными длительным бесконтрольным использованием достижений науки и техники, которые поставили человечество на грань физического уничтожения. High-Tech еще больше обострили противоречия, связанные c использованием достижений

науки. Это происходит потому, что данные технологии в  буквальном смысле все больше «приближаются» к человеку, воздействуя на его  биосоциальную сущность и духовные основания, существенно меняя их. При этом важно то, что с появлением High-Tech начала размываться граница между человеком и машиной. Например, биотехнология в отличие от других областей биологии и медицины опирается не на внешние технологии (протезирование, инструментальная диагностика, хирургия), а на идею о том, что собственные процессы тела могут быть перепрограммированы на достижение нужных результатов. Но сегодня перепрограммировано может быть и сознание человека! Что уже демонстрируют на практике High-Hume, базирующиеся на высоких информационных технологиях. 

  1. Новый взгляд на природу  через призму системологии, кибернетики, синергетики.

    Системология – совокупность методов и средств систематизации и формализации инженерных знаний с целью их дальнейшего моделирования на ЭВМ. Таким образом, системология является основой компьютеризации инженерных знаний, т.е. по существу является специальным разделом инженерии знаний. Примером системологических моделей являются семейство моделей Клира и интегративные модели. Системология использует методы системного подхода, системного анализа и общей теории систем и общей инженерии знаний.

    Применение  системного подхода  в различных сферах человеческой деятельности.

    Системный подход может быть рассмотрен как  методология проектирования, общая концептуальная основа, новый научный метод, метод анализа организаций, системное управление, метод, связанный с системным проектированием, исследованием операций, экономической оценкой и т. д., и как прикладная ОТС.

    Системный подход как методология проектирования.

    Руководящие работники самых различных областей жизнедеятельности испытывают большие трудности оттого, что вынуждены изучать все стороны интересующей их проблемы и из всех возможных точек зрения выбрать только одну. Принятые ими даже не очень значительные решения оказывают определенное влияние на одну или несколько систем, на их структуру, функционирование, а также каждый элемент в отдельности. Поскольку изменения в некоторых системах могут повлиять на ход развития других систем, то лицо, принимающее решение, должно учитывать такое влияние. Системный подход является общенаучной методологией, которая ориентирует в исследовании возникающих при этом вариантов, системы должны быть спроектированы с определенной целью, а не предоставлены самим себе.

    Системный подход как общая  концептуальная основа.

    Системы, взятые из самых различных областей, имеют много общих свойств. Одной  из задач системного подхода является нахождение подобных структур, свойств  и явлений, относящихся к системам из различных областей. Это позволяет “повысить уровень общности законов”, сфера действия которых ограниченна. Подобие в данном случае не совпадает с полной аналогией. Уровень общности может быть повышен, если использовать общие обозначения и общую терминологию аналогично тому, как системное мышление применяется к внешне не связанным друг с другом областям.

    Системный подход как научный  метод.

    Методы  научной парадигмы, с помощью  которых был достигнут большой  прогресс в физике, неприменимы к живым системам. Мир состоит из физических и живых систем. Эти два вида систем обладают множеством свойств, и соответствующие признаки этих систем настолько различны, что применение в обоих случаях одних и тех же методов приводит к серьезным недоразумениям и ошибкам. Научный метод, позволивший нам раскрыть физическую природу, должен быть дополнен другими методами, которые объяснили бы явления в живых системах. Системный подход и вызвавшая его появление ОТС стимулируют развитие системной парадигмы  - метода, который имеет дело с такими процессами, как жизнь, смерть, рождение, развитие, адаптация, познание, причинность и взаимодействие. Этот метод мышления, который применим в таких областях, как биология и бихевиористская психология, создается с помощью системного подхода. Последний нуждается в качественно новом рациональном мышлении, которое дополнит парадигму традиционного научного метода и приведет к созданию новых подходов к измерению, объяснению, доказательству и проверке. Кроме того, системный подход обеспечит нас новыми способами решения проблем для случаев, когда мы имеем дело с так называемыми неустойчивыми понятиями, такими, как ценности, суждения, убеждения и чувства.

Информация о работе Междисциплинарные тенденции в развитии современного естествознания