Мифология, религия, наука как способы описания Универсума

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:55, реферат

Описание работы

Сложно не заметить, что мифология не является религией, но описывает бытие божества и истории, связанные с жизнью богов. Мифология не рассматривается всерьез, однако несет в себе некий посыл, как и религия. Ведь в этих двух совершенно разных понятиях есть нечто общее. И религия, и мифология пытаются донести до нас смысл существования, ответы на вопросы о жизни и смерти, а также рассказывают нам о создании мира (богом).

Содержание

Введение 2
1. Мифология 3
2. Религия 10
3. Мифология, религия, наука как способы описания Универсума 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22

Работа содержит 1 файл

Мифология и религия.docx

— 65.62 Кб (Скачать)

Ханты-Мансийский филиал

Негосударственного  образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

 

        

 

 

ДИСЦИПЛИНА

 

«КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСВОЗНАНИЯ»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

На тему: Мифология, религия, наука как способы описания Универсума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Группа 

Специальность 080500 «Менеджмент»

Фамилия Имя Отчество

Проверил 

________________________________

________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск

2012

 

Оглавление

 

Введение 2

1. Мифология 3

2. Религия 10

3. Мифология,  религия, наука как способы  описания Универсума 15

Заключение 21

Список использованных источников и литературы 22

 

 

Введение

 

Сложно не заметить, что мифология не является религией, но описывает бытие божества и  истории, связанные с жизнью богов. Мифология не рассматривается всерьез, однако несет в себе некий посыл, как и религия. Ведь в этих двух совершенно разных понятиях есть нечто  общее. И религия, и мифология пытаются донести до нас смысл существования, ответы на вопросы о жизни и смерти, а также рассказывают нам о создании мира (богом).

Считается, что религия  во многом черпала свои знания из мифологии, поэтому принято считать, что  мифология и религия всегда шли  бок-о-бок.

Но есть некая  несправедливость, в «сказки» из мифологии  никто не верит, а вот в религию  верят очень многие люди и готовы соблюдать даже правила, обряды.

Из различий двух понятий выделяется особенное: религия, в основном, вселяет веру в одного лишь Бога, а мифология рассказывает о божестве, которое воссоздало мир  почти по кусочкам (небо, земля, вода и пр.). Но мифология никогда не претендовала, ни на звание священного писания, ни на какую-либо религиозную  принадлежность, а всегда являлась частью филологической науки, что изучала древний фольклор и сказания.

Мифология являлась неотъемлемой частью почти каждой страны. Например, до принятия Ислама, до эпохи великих географических открытий, в общем, у всех стран этап развития мифологии был разным, но он был. Во многом, на превращение мифологии в сказку повлияла религия, после принятия религии запрещалось верить в другое божество, ибо это считалось язычеством.

 

 

 

1. Мифология

 

Исторически первой формой духовной культуры является мифология. Ранее мифология была общей почвой, на которой произрастали и религия, и философия, и искусство, которые первоначально еще не разграничивались в качестве особых, отдельных областей культуры. Миф - наиболее ранний феномен духовной культуры. Мифология выступает как форма общественного сознания, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Мифы являются составной частью религии. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Миф - это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни. Слово «миф» означает повествование, предание. Сначала мифы - это короткие рассказы о деяниях предков и происхождении вещей. Отдельные рассказы складываются в систему жизненных представлений народа, то есть мифологию. Многие мифы разных народов заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении и «функционировании» наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии.

Наряду с интересом  к происхождению мира, много внимания в мифологии уделялось и происхождению  людей, рождению, стадии жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые  стоят на его пути. Особое место  занимают мифы о культурных достижениях  людей - добывании огня, изобретении ремесла, земледелии, обычаях, обрядах. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиций. Мифология оказала огромное влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей.

Все многообразие мифологического  материала в его вербальном воплощении может быть представлено в виде групп  или классов в зависимости  от основного, доминантного смысла или  мотива. Это деление условно, т.к. один текст может быть интерпретирован  и как природный, и как философский, как астральный и космогонический  и т.д. Классификации, представленные в литературе по мифологии, создаются  для удобства изучения мифа, для  воссоздания, по возможности, целостной  картины мира, существовавшей в архаические  эпохи, а также для подтверждения  тезиса о диалектике единичного и  всеобщего в контексте мирового духовно-художественного процесса. Наиболее авторитетной и соотносимой  с классификациями западноевропейских авторов является классификация  Е. М. Мелетинского, который выделяет следующие классы мифов-текстов:

1. Этиологические (причинные, объяснительные) мифы - поясняющие появление различных  природных и культурных особенностей, социальных объектов. Этиологическая  функция мифа универсальна, но  данная группа, как правило, объединяет  сюжеты об особенностях рельефа,  повадках и внешнем виде животных.

2. Космогонические мифы повествуют  о происхождении Космоса в  целом и упорядочивании его  элементов в единую систему. 
Космогонические мифы объясняют факт трехчастного по вертикали мира; содержат информацию о четырехчастности мира по горизонтали; об исходном "строительном материале", об обязательных универсальных символах космогонического процесса: воде, земле, воздухе, огне (солнце, свете), мировом яйце.

Эта группа соединяет два вида творения мира: креационный - сотворенный демиургом и эволюционный - оформившийся постепенно и самостоятельно.

Креационная космогония, вероятно, оформилась позднее и примером ее может служить вариант египетского представления о том, как бог Хнум вылепил на гончарном круге весь мир и людей; бог Птах создал в уме своем образ мира и человека и явил их в материальной форме.

Эволюционная космогония рассказывает о длительном процессе творения. Например, китайский миф о взаимодействии Инь и Ян; шумерский - о возникновении в первозданном океане Намму, земляной горы с вершиной из сверкающего олова -воплощении мужского начала Ан - и основании этой горы - воплощении женского начала Ки.

Принцип эволюционности мифологически представлен и как последовательное умножение или деление единого: первое воплощено в умножении элементов как следствие брака возникшей первой оппозиционной пары - мужского и женского начала; второе - как деление первосущества: Праджапати или Пуруши в индуистской культуре, Пань-Гу - в китайской.

3. Астральные мифы - о происхождении  планет и звезд. Например, греческий  миф об Икарии рассказывает о том, что сам Икарии после смерти стал Водолеем, его дочь Эригона - Девой, а пес - звездой в созвездии Большого Пса; легенда эскимосов повествует о том, что звезды - это души охотников на людей, погибших во время охоты. Представление о влиянии небесных светил на человеческие судьбы легло в основу астрологии.

4. Солярные и лунарные мифы как разновидность астральных рассказывают о происхождении и функциях главных светил. Так, в Китае солнце и луна - это глаза умершего первосущества Пань-Гу. Часто Луна и Солнце связаны родственными отношениями: это брат и сестра, муж и жена, причем, Луна - воплощение женского, темного, таинственного начала, а Солнце - наоборот. В развитых мифологиях солярный цикл представляет борьбу солнечного бога с чудовищем: Ра и Апоп (Египет).

5. Антропогонические мифы - мифы о творении человека. Этот цикл включает в себя и тексты о происхождении смерти как явлении, свойственного человеку и отличающему его от бога или духа. Именно такие мифы упоминают о ритуальной пище и питье, делающих сотворенное богом существо - человеком. Антропогонические мифы преимущественно креационны: демиург творит из глины, дерева, праха фигуру человека и вдыхает в него бессмертную душу. Так, племя маори рассказывает, как Бунджил вылепил из глины фигурку человека, дунул ему в нос, в уши и в пуп, и фигурка ожила.

Часто креационные антропогонические мифы упоминают о ритуальной пляске божества - творца вокруг своего творения или о ритуальном жизнеутверждающем смехе.

Эволюционная антропогония исходит из тезиса о постепенном развитии человека из тотемного предка. Так, племена высокогорного Тибета рассказывают о белых обезьянах, которые были так трудолюбивы, что их спины постепенно распрямились, хвосты отпали, шерсть на туловищах вылиняла, и они стали людьми. Как воспоминание о прежней зооморфности у племени сохранился обычай перерубать воображаемый хвост у жениха и невесты во время свадьбы.

В отдельных антропогониях строительный материал для производства мужчины и женщины различен. Видимо, основанием тому служат две разные версии творения людей. По первой версии, мужчина и женщина были вылеплены из глины, по второй - богиня ребра Нинти, оживившая бога Энки, стала ассоциироваться с дарующей жизнь, т.е. с женщиной, что, по всей вероятности, перешло в антропогонию Библии в ставшем классическим варианте: мужчина создан из глины или праха земного, а женщина - из его ребра.

6. Близнечные мифы - рассказы о чудесных существах - братьях-близнецах, отличающихся качеством амбивалентности. Разновидностями близнечных мифов являются мифы солярного /лунарного/ цикла, с одной стороны, и мифы о героях - побратимах - с другой. Изначальное представление о факте близнечности как аномалии трансформировалось в ряде мифологических систем в явление противоборства побратимов или наоборот - в явление братания противников. Но в любом случае очевидна разнополюсность героев. Так, в вавилонском эпосе о Гильгамеше звероподобное существо Энкиду после поединка становится побратимом Гильгамеша, его союзником и помощником. Тема братания особенно актуализирована и подробно разрабатывается в героическом эпосе и волшебной сказке. Так, побратимы - противники Зигфрид и Гюнтер в "Песни о Нибелунгах"; Добрыня и Змей в одноименной русской былине; Бата и Ануп в "Повести о двух братьях" (Египет), братья Пандавы и Карна в "Махабхарате" и др.

7. Тотемические мифы являются сюжетно организованными текстами - выражением древнейшего верования в наличии у человека (племени) тотемного предка - покровителя (животного или растения). Наиболее распространены мифы этой группы у народов Центральной и Южной Америки, Африки, Австралии. Так, алгонкины рассказывают о том, как некогда море вспенилось, и эта пена дала жизнь мальчику. На следующий день зеленое дерево, словно плод, родило девочку. От этой выросшей пары родилось много людей. Но наступили годы неурожая и голода, и первая женщина принесла себя в жертву земле, некогда породившей ее. Из одной кучки костей, закопанных в землю, вырос табак - покровитель мужчин племени, из другой - маис - покровитель женщин.

8. Мифы об умирающем и воскресающем  боге (герое) или календарные мифы  являются воплощением идеи о  принципиальной неуничтожимости жизни в ее основных формах проявления. Категории оппозиции: бытие/небытие представляются в мифе категориями: бытие явленное и инобытие. Так, египетский миф об Осирисе: его борьбе с Сетом, убийстве Сетом Осириса, поисками Изиды мертвого мужа, чудесное зачатие ею сына Осириса Гора, воскрешение Гором Осириса представляет в качестве одного из семантических планов повествования и соответствующего ритуала аллегорическое изображение последовательной смены календарных циклов. Соответственно, в греческой мифологической традиции этой группе принадлежат мифы о Деметре и Персефоне, Венере и Адонисе, Дионисе и пр., восходящих к месопотамскому циклу мифов об Иштар и Эрешкигаль, Иштар и Думузи.

Оппозиция бытие/небытие оформляется  в вербально-ритуальном контексте с прохождением трех ворот подземного мира, лишением семи одежд и знаков мира живых, принятием ритуальной пищи или питья - залогом обязательного, хоть и временного, обитания в подземном царстве смерти - конечном пункте всякого существования - и начальном - возрождения. Цикл мифов об умирающем и воскресающем боге так или иначе сказался в легенде о распятии и воскресении Иисуса Христа.

9. Героические мифы - очень объемный  пласт материала, включающий в  себя почти все существующие  классы мифологической информации. Прежде всего, специфика этой  группы мифов выражается в  том, что понятие "герой"  представляет собой принципиально  новое явление. Обычно это сын  (реже дочь) бога/богини и смертного.  Их основной функцией в мифе  является обустройство земли  для жизни людей. В фундаментальном  смысле цикл является новым  уровнем космо-антропогонического процесса, где уже полубожественные существа являются творцами жизни. Так, Прометей дарует людям огонь, отнятый у них Зевсом; он же меняет систему жертвоприношения, где мясо жертвенных животных отныне является сакральной пищей человека; Геракл, Персей и Тезей побеждают чудовищ, приближая миф к позднейшим фольклорным и литературным жанрам.

Культурный герой наследует  качества персонажей близнечных мифов, и тексты этой группы сохраняют явление амбивалентности характеров, поступков, ситуаций.

10. Мифы о непорочном зачатии  и чудесном рождении могут  быть выделены в самостоятельный  цикл и могут быть представлены  в качестве мотива в текстах  других групп. Как факт самостоятельного  цикла, такие мифы представляют  историю появления нового божества, проецирующую и предвосхищающую  традицию инициаций.

Информация о работе Мифология, религия, наука как способы описания Универсума